Людей, интересующихся автомобильными новостями, условно можно разделить на две большие категории: автовладельцев, которые рассматривают новости исключительно в практических целях (они обычно не читают про концепты, спорткары и т. п.), и автолюбителей, которые следят за абсолютно всеми новинками, автосалонами и кадровыми перестановками в крупных компаниях (им интересно почитать и про концепты, и про суперкары, и про лимитированные серии машин). Как показывает практика, и тех и других не оставляют равнодушными знаменитые автомобильные маркетологи. Про их самые неожиданные идеи мы сегодня и поговорим.
Для начала давайте определимся, кто же такие эти маркетологи? В каждой компании есть сотрудники, которые изучают спрос покупателей на определенную продукцию. Они должны предугадывать направление развития рынка и выдвигать идеи по дальнейшей стратегии производителя. Именно от этих людей и зависит продукция, которую выпускают автокомпании. Да, итоговое слово за руководством, но идеи руководству должны приносить именно данные сотрудники. Это как раз и есть уже привычные нашему уху маркетологи.
Итак, перейдем к десяти самым неожиданным ходам современных автомобильных маркетологов. Интересно, что нестандартные ходы автофирм и выпуск необычной модели имеют как положительные, так и отрицательные результаты. Увидеть результат очень просто: автомобиль получил должный спрос со стороны покупателей — маркетологи сделали свою работу на отлично; продажи оказались ниже прогнозируемых — значит, промазали с идеей.
10 место — Mercedes CLS
В начале 2000-х с классификацией автомобилей особых проблем не было. Начинали активно развиваться компакт-вэны на шасси моделей гольф-класса, производители прощупывали почву для создания новых межклассовых моделей (например, Ford Fusion). Но тут маркетологи Mercedes решили совместить несовместимое: сделать спортивный автомобиль, не лишенный престижа, солидности и… четырех дверей!
На Франкфуртском автосалоне 2003 года Daimler удивил публику концептуальным Mercedes-Benz Vision CLS. Тогда все заговорили о том, что немцы открыли новый класс автомобилей — четырехдверное купе. И не зря шумели — ровно через год, осенью 2004 года, машина начала выпускаться серийно. Автомобиль получил шасси Mercedes E-Class (еще в кузове W211).
Нельзя не отметить, что маркетологи в данном случае попали в яблочко: Mercedes CLS первого поколения очень хорошо продавался во всем мире. Летом прошлого года с конвейера сошел последний экземпляр первого поколения CLS. На Парижском автосалоне (сентябрь 2010 года) немцы показали преемника четырехдверного купе, который в свою очередь унаследовал платформу от нынешней «ешки».
9 место — Skoda Superb (второе поколение)
В 2008 году Skoda начала производство второго поколения Superb, которое было построено на удлиненной платформе Volkswagen Passat B6. В отличие от первого поколения, которое является фактически копией Passat B5, вторая генерация Superb стоит в модельном ряду VAG отдельно. Маркетологи концерна решили сделать машину настолько необычной, насколько это возможно для модели среднего класса.
Первое, что бросается в глаза в седане, — крышка багажника, которая может открываться как отдельно, так и вместе со стеклом (как у хетчбэка). Цель маркетологов достигнута — нынешнюю Skoda Superb называют «первым в истории пятидверным седаном» (а как же ЗАЗ 1103 «Славута»?!).
Однако большая заслуга маркетологов Skoda не в том, что они придумали «пятидверный седан», а в том, что они заставили всю Европу верить, что Superb — модель бизнес-класса. Половина ее владельцев уверены, что у них машина на класс выше, чем Passat. На самом же деле Superb — типичный сегмент D+ (так же, как Volkswagen Passat). Нужно было брать шасси от Audi A6, уважаемые! Тогда бы проблем с классификацией не было.
8 место — Peugeot 1007
В начале 2000-х шпионы часто фотографировали тщательно замаскированный Peugeot. К тому времени 106 уже пора было «на пенсию», и все были уверены, что по европейским дорогам колесит серийный Peugeot 107. Однако когда публике показали новинку и сказали, что называется она Peugeot 1007, все были в недоумении. Значит, у Peugeot будет еще более компактная модель и 1007 не является преемником 106?
Однако еще большее недоумение было у автолюбителей, когда французы продемонстрировали, каким образом открываются двери у Peugeot 1007, — они по-минивэновски сдвижные! Машина использует общую платформу с хетчбэком 207, но в корне отличается от него своим дизайном. Модель никогда не была популярной в Европе, несмотря на удобство использования автомобиля в городе благодаря сдвижным дверям.
Между тем в 2005 году французы показали разработанную совместно с Toyota модель Peugeot 107, которая и стала самым компактным автомобилем компании. У машины есть близнецы — Citroen C1 и Toyota Aygo. «Младший львенок» довольно успешный в Европе и в несколько раз опережает по продажам 1007.
7 место — Aston Martin Cygnet
Кто бы мог подумать, что производитель «породистых» английских спорткаров начнет выпуск двухместной малолитражки. Такое случилось с Aston Martin в январе этого года, когда концепт Cygnet начали производить серийно. В основе машины лежит платформа Toyota iQ, но это не мешает «маленькому Астону» стоить втрое дороже своего японского собрата.
Даже в базовой комплектации модель имеет кожаные сиденья (кожа та же, что используется на спорткарах Aston Martin), 9 подушек безопасности, навигационную систему и многое другое. Что же заставило легендарного производителя спортивных автомобилей начать выпуск этого «чуда»?
— Ответ маркетологов: «Каждый третий владелец спортивного Aston Martin имеет в своем гараже автомобиль типа Mini или Smart для будничных поездок по городу. Почему бы нам не удовлетворить все потребности наших покупателей?» Странно, что они дома на колесах не начали производить...
— Ответ логики: по европейским нормам автопроизводители обязаны сделать так, чтобы вредные выбросы всего модельного ряда в среднем укладывались в определенные цифры. А в США нормы еще круче — там средний расход модельного ряда автокомпаний должен вложиться в жесткие рамки. А иначе? А иначе — штраф в зависимости от перерасхода.
6 место — BMW 5-Series GT
В 2009 году поклонники баварского производителя ждали появления нового поколения BMW 5-Series. Однако баварцы сделали весьма необычный ход: прежде чем показать седан и универсал, они представили хетчбэк (!) 5-Series, который вообще никто не ожидал увидеть на конвейере. Автомобиль получил название BMW 5-Series Gran Turismo.
Хетчбэк немного длиннее и выше седана. По мнению разработчиков, машину ждет большой успех на рынке, т. к. Gran Turismo совмещает в себе престиж седана бизнес-класса и практичность хетчбэка (или даже универсала, учитывая длину в 5 метров). Пока сложно сказать, успешный ли проект предложили покупателям баварцы.
К слову, уже почти наверняка известно, что следующее поколение BMW 3-Series также получит модификацию Gran Turismo. Хочется верить, баварцы знают, что делают. Ведь BMW X6, которая также была в диковинку после премьеры, очень хорошо продается на мировом рынке, и вскоре у нее появится конкурент от Audi — Q6.
5 место — Porsche Panamera
Если внедорожный Cayenne поклонники классических Porsche еще могли кое-как простить своему кумиру, то хетчбэк Panamera уже переходит все рамки. Тем не менее маркетологи производителя спортивных автомобилей сделали свое дело — принесли компании прибыль. Напомним, Panamera является одной из самых популярных (второй после Cayenne) моделью Porsche во всем мире. Но это негативно сказалось на имидже компании, которая уже давно занималась созданием исключительно купе, родстеров и кабриолетов.
Автомобиль Porsche Panamera вышел в свет в 2009 году и уже успел получить несколько модификаций. В ближайшее время дилеры получат гибридную версию машины, которая, по информации производителя, должна стать самой экономичной моделью Porsche в истории компании. Эксперты называют Porsche Panamera четырехместным фастбэком класса Gran Turismo. Машина может иметь либо задний, либо полный привод.
4 место — Hyundai Veloster
Какой главный недостаток у трехдверного хетчбэка по сравнению с пятидверным? Правильно — неудобная посадка пассажиров на заднее сиденье. Какое главное преимущество «трехдверки» по сравнению с пятидверной моделью? Верно — внешний вид трехдверного хетчбэка обычно более выигрышный. Как совместить в данном случае красоту и практичность? На этот вопрос специалисты Hyundai ответили своим четырехдверным хетчбэком Veloster, европейская премьера которого прошла в Женеве.
С водительской стороны машина имеет одну дверь, а с пассажирской — две. Внимательно следящие за автомобильной жизнью читатели наверняка помнят похожую схему расположения дверей на Mini Cooper D Clubman. Но в отличие от «британца» модель Veloster, по словам создателей, имеет полноценную независимую пассажирскую дверь, в то время как у Mini для открытия дополнительной двери требуется открыть переднюю.
3 место — Renault Avantime
Первоначально мы хотели найти место в рейтинге для Renault VelSatis, но потом передумали. Во-первых, ему и так уже досталось в самом первом нашем рейтинге. Во-вторых, у Renault есть еще один «не такой как все» — Avantime. Не станем предпринимать попытки как-то классифицировать этот автомобиль или дать определение его кузову. Создатели без ложной скромности называли его трехдверным купе. Ну что ж, купе так купе.
Главное отличие этого «купе» от других автомобилей — пожалуй, самый необычный дизайн, который только можно создать. Страшно подумать, что хотели доказать Европе французские маркетологи, но их творение не нашло успеха среди покупателей: крайне низкие продажи вынудили Renault прекратить производство Avantime в 2003 году (спустя два года после премьеры). Было выпущено всего 8,5 тыс. экземпляров модели.
Хотя, чтобы вы не подумали, что все эксперименты Renault имеют негативные последствия, напомним, что именно маркетологи этой компании создали один из самых быстроразвивающихся сегментов на сегодняшний день — компакт-вэны. Первым в истории компакт-вэном принято считать Renault Megane Scenic 1996 модельного года.
2 место — Mercedes A-Class
Сегодня на улицах наших городов довольно часто можно встретить компактный Mercedes A-Class как первого, так и второго поколения. Никого не удивляет это «яйцо» с премиум-логотипом на решетке радиатора. Но в 1997 году, когда Mercedes A-Class первого поколения пошел в серию, в это событие никто не мог поверить. Мало того что компания представила машину на несколько классов меньше, чем самая компактная модель на тот момент, так еще А-Class стал первым серийным Mercedes с передним приводом.
Начиная с 2005 года на рынке продается второе поколение А-Class, которое отличается от первого наличием трехдверного кузова. Между тем автомобиль уже готовится сойти с арены, и немцы вот-вот покажут серийного преемника W169. В отличие от двух первых компактов, новое поколение самого маленького Mercedes должно стать полноценным автомобилем гольф-класса, который будет представлять собой двухобъемный хетчбэк. Модель сможет, наконец, полноценно конкурировать с Audi A3 и BMW 1-Series.
1 место — Ferrari FF
Ну вот и настало время представить главного героя нашего сегодняшнего рейтинга (барабанная дробь)… встречайте — универсал Ferrari! Звучит так же нелепо, как «ноутбук "Атлант"», но это правда. Неожиданностью для всех стала премьера трехдверного универсала (Shooting Break) Ferrari FF на Женевском автосалоне этого года. Над дизайном новой модели итальянского производителя работала компания Pininfarina.
Впервые в истории серийных Ferrari модель имеет полный привод и багажник (при сложенных задних сиденьях) объемом 800 литров! В четырехместном исполнении багажник не такой внушительный — 450 литров, но и это по меркам спорткаров достаточно большой объем. Под капотом новинки — новый 12-цилиндровый двигатель объемом 6,3 литра. Мощность мотора — 660 л. с., крутящий момент — 683 Нм. В качестве КПП выступает 7-ступенчатая роботизированная Getrag c двумя сцеплениями.
Этот маркетинговый ход получился довольно удачным: заказы на все 800 экземпляров Ferrari FF, которые должны быть выпущены в этом году, приняты. Так что если хотите купить себе универсал легендарного итальянского производителя спорткаров, вам стоит занять очередь пораньше.
Естественно, мы не смогли внести в рейтинг все интересные ходы маркетологов, т. к. в последнее время эти специалисты удивляют все чаще. Например, грядущий седан Audi A3 для рынка США. Кто бы мог подумать, что в то время, когда производители начинают отказываться от компактных седанов, Audi начнет подготовку четырехдверной А3? Или Opel Meriva c дверями FlexDoors а-ля Rolls-Royce Phantom. А французские эксперименты маркетологов вообще можно перечислять в рамках целой статьи. Если верить слухам, которые бороздят западную прессу, в ближайшие пять-десять лет на рынке ожидаются очень интересные новинки — внедорожник Ferrari, седан Lamborghini и др.