Дикий отдых белорусского караванера

 
7240
46
06 мая 2011 в 18:30
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

Пока многие европейские государства зарабатывают миллионы евро на автотуристах, одна небольшая страна продолжает кичиться своим выгодным географическим расположением. Но простого строительства дорог оказалось мало: в прошлом году через Беларусь проехали 12 тысяч караванеров (так называют владельцев автодомов и прицепов-дач). В основном они проследовали транзитом, делая редкие остановки на заправках и в придорожных кафе. Возможно, автотуристы могли бы найти приют в единственном автокемпинге, созданном у нас в середине 1990-х, однако он сейчас ориентирован на других отдыхающих.

Для европейских кемперов и автотуристов Беларусь по-прежнему остается terra incognita. Многие, конечно, спросят: что они тут не видели? Но в действительности интерес к нашей стране у чехов, немцев, французов, шведов, финнов есть. Что их останавливает? Веских причин несколько: и визовый режим, и недостаток достоверной информации о Беларуси на национальном языке туристов. Но главное — отсутствие специализированных автокемпингов. Для сравнения: в соседней Литве 1200 агроусадеб, где готовы принимать караванеров. В 2010-м там побывали 18—20 тысяч автотуристов.

— Теоретически караванеров могут принимать и белорусские агроусадьбы, — говорит Николай Денисман, автотурист со стажем и один из инициаторов развития в нашей стране караванинга. — Но в реальности у их хозяев нет даже понимания, что нужно. Это должно быть тихое место со всей необходимой инфраструктурой и коммуникациями, где можно было бы пополнить запасы пресной воды, подключиться к электросети, принять душ, приготовить нехитрый обед. Это минимум всего необходимого. Лучше, если автокемпинг расположен недалеко от города, а рядом есть туристические объекты. Я уже не говорю про бесплатный Wi-Fi, возможность арендовать машину, хотя в Европе все эти услуги предоставляются на таких площадках.

Кажется, не так уж много требований, однако найти сейчас в Беларуси такое место практически невозможно. Для проведения международного съезда караванеров и автотуристов, который проходит в эти дни, выбрали Дудутки. «Больше никто не смог предложить такую культурную программу», — признался Николай Денисман.

Сегодня туда приехали около 100 экипажей: поляки, чехи, финны, эстонцы, россияне, украинцы. Эти люди, не расставаясь со своим домом на колесах, посещают разные города и страны. Автотуристы, а не турфирмы решают и планируют свой маршрут и время путешествия. Потому караваны популярны в Европе. Их владельцы объединяются в клубы, организовывают поездки, вместе изучают новые места, в которые обычных туристов не возят. В Финляндии (в этой стране особенно развит караванинг) в данном движении участвуют 280 тысяч человек, там 68 специализированных клубов.

— Кстати, уговорить некоторых из приглашенных приехать оказалось очень непросто, — усмехнулись белорусы. — Наши чешские коллеги, например, опасались за свою безопасность, не знали, чего ждать на границе, спрашивали, какие у нас дороги. Борьба со стереотипами велась долго. В течение полугода мы переписывались, присылали им фотографии, после чего, наконец, удалось убедить, что здесь все в порядке. Я авторитетно заявляю, что Беларусь — самое безопасное место в Европе в этом смысле. С некоторыми нашими друзьями случались неприятные инциденты за границей, но у нас — никогда.

В Беларуси тоже есть свой клуб караванеров и автотуристов. Сейчас его пытаются зарегистрировать в Минюсте как общественное объединение. «В нашем клубе — 57 человек. Половина из них активно занимаются караванингом, — говорит Николай Денисман. — В Беларуси, как правило, автодома или прицепы-дачи покупают обеспеченные люди. Особых технических сложностей нет (о некоторых из них мы писали в одной из первых публикаций на Auto Onliner. — Авт.), обслуживание как у обычного автомобиля, автодома храним на обыкновенных стоянках. Иногда возникают трудности с какими-то комплектующими, но и это решаемо».

У Николая и его супруги автодом на базе Ford Transit, в котором есть все, что нужно для автономной жизни, — отопительная система, микроволновка, мойка, санузел, телевизор, уютные диванчики и т. д. В общем, полноценный мобильный жилой комплекс.

Но по Беларуси семейная пара путешествует не так часто, в основном бывает за границей. «Мы провели в Голландии неделю, на пятерых потратили 750 евро, — рассказывает о своем последнем путешествии Николай Денисман. — Но главное — сами планировали отпуск: проехали по тюльпановым полям около 40 километров, заезжали в небольшие города и деревеньки, где проходит жизнь обычных голландцев. Это другой взгляд на страну».

— Но ведь это сезонный отдых? — спрашиваю.

— Почему? — удивился караванер. — Путешествуем круглый год. В 30-градусные морозы мы ездили в Великий Устюг. На Рождество были в Суздале. При этом ночевали в автодоме.

Во время нашего разговора караванеры с ностальгией вспоминали, мол, и у нас такое когда-то зарождалось. На трассе Заславль — Дзержинск есть местечко Крутогорье, где в середине 1990-х попытались сделать первый белорусский автокемпинг. «Что там теперь?» — вздыхали они.

А действительно!

...Дорога петляет среди полей и выводит нас к воротам со старой надписью «Крутогорье». На выходе встречает запылившийся прицеп-дача как символ прошлого. Когда-то здесь была военная часть, затем ее расформировали и организовали на этом месте автокемпинг. А потом... все в одночасье изменилось.

— Сейчас ведется реставрационный период, — встретила нас сотрудница парка. — Но вообще мы позиционируем себя как центр семейного отдыха. Здесь можно поиграть в пейнтбол, например. У нас есть тир, квадроциклы, площадки для футбола, волейбола...

Как раз возле футбольных ворот мы и нашли приметы автокемпинга — старые розетки. Их несколько десятков. Когда-то здесь начинался туристический автобизнес. Но все прекратилось. Специализированной стоянки нет, розетки ржавеют... Примечательно, что память об автокемпинге в Крутогорье в кругу автотуристов до сих пор жива.

— Да, по-прежнему звонят, спрашивают, — с ходу припомнила сотрудница центра. — В июне мы будем принимать специальный автобус, приедут 20 немецких туристов. Они планируют жить прямо в автобусе, оборудованном всем необходимым. Куда поставить автодома, если придется? Хороший вопрос...

Между тем он актуален для всей страны. Недавно заместитель директора департамента по туризму Министерства спорта и туризма Андрей Мартынов заявил, что необходимо строить больше автокемпингов. Но не останется ли это очередной декларацией о намерениях?

Сфера обслуживания, увы, у нас до сих пор с советским акцентом. Сейчас чуть ли не каждый деревенский дом претендует на звание агроусадьбы. А сколько лет уже говорится о развитии придорожного сервиса, однако воз и ныне там. Где сеть «объектов комплексного обслуживания» на трассах?

На 1 января текущего года на республиканских автомобильных дорогах работали 319 автозаправочных станций, 122 автомобильные газозаправочные станции, 68 гостиниц, 47 моек, 71 охраняемая стоянка, 309 предприятий торговли, 436 пунктов питания и 97 СТО. Сейчас ведется строительство и реконструкция почти 70 объектов. Перед «Белнефтехимом», облисполкомами, Минторгом и Белкоопсоюзом стоит задача ввести в этом году 48 объектов — АЗС, моек, СТО, гостиниц, охраняемых стоянок и пунктов питания. Кажется, цифры большие, но это иллюзия, потому что километров дорог гораздо больше.

Только в этом году заговорили о реальных льготах для инвесторов, занимающихся созданием туристических объектов. Бизнесмены не раз обращали внимание на проблемы, сопряженные со строительством объектов придорожного сервиса: согласования занимают слишком много времени, к тому же в технических требованиях встречаются несуразности.

— Моя небольшая компания готова инвестировать в строительство автокемпинга, — говорит Николай Денисман. — Главное, чтобы чиновники не чинили препятствий. У нас неплохие дороги, порядок на границах, опасности для туристов нет. Мы знаем, как организовать отдых автотуристов.

По его словам, окультурить дикий отдых вполне реально. Николай готов построить стоянку с кафе, несколькими гостевыми домиками, детской площадкой, подвести коммуникации, организовать прокат автомобилей и велосипедов. «Все возможно, но необходимо, чтобы нам просто не мешали. Мы знаем нюансы и даже как привлечь туристов», — считает бизнесмен.

Николай Денисман

Впрочем, не все предприниматели разделяют оптимизм Николая. Бизнесмены, которые задумывались о создании автокемпингов, рассказали, с какими сложностями им приходилось сталкиваться. Во-первых, нет единого координирующего центра, который бы занимался сферой. Что это — туризм, придорожный сервис или агроэкотуризм? Во-вторых, все-таки караванинг носит сезонный характер — зимой европейцы скорее предпочтут теплые страны. В-третьих, существуют сложности в подборе квалифицированного персонала. Ведь нужны специалисты, которые не только имеют опыт работы в сфере обслуживания, но и владеют на приличном уровне хотя бы разговорным английским. В-четвертых, имеются нерешенные нюансы с земельным вопросом (бизнесмены просят гарантии).

Однако никто не говорит, что начинать новое дело, тем более такое, просто. Использовать выгодное расположение можно и нужно: по самым скромным оценкам, при развитии этой отрасли поток автотуристов может возрасти в несколько раз. Но сначала нужно что-то создать, чтобы потом получить ощутимый результат.

Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
06.05.2011 в 18:48
Прикольно. Я бы пожил в таком домике. Интереснее чем квартиру снимать. Тока аквариум впереть негде((
06.05.2011 в 18:49
хм...вот оно как оказывается все плохо в этом плане у нас. Но, надеюсь, в скором будущем, благодаря Николаям будут у нас хорошие кемпинги. Может к тому времени и накоплю на такой вот дом...моя мечта...
06.05.2011 в 20:34
даже у нас по волковысу пару штук проезажало...
06.05.2011 в 20:45
Прикольно. Я бы пожил в таком домике.
"ПЗРК":

я этим летом жил именно в таком, даже форд той же модели, друзья себе покупали два года назад, 53000евро отдавали, там шесть мест, только у них нет тарелки спутниковой на крыше... сперва у меня было предвзятое отношение, но потом даже лень было улетать и оставлять их ), только на месте велика скутер возят, там есть даже трап для его заезда )))
за место в кепинге, на юге Италии в конце августа платили по 8 евро за парковочное место в сутки ! Хорошие Б/У кемперы стоят от 30 000е
06.05.2011 в 21:20
Хорошие Б/У кемперы стоят от 30 000е
"Flavor":


Блин, сопоставимо с квартирой((
06.05.2011 в 23:26
А есть еще прицепы за 5000-10000 баксов.
06.05.2011 в 23:35
Хорошие Б/У кемперы стоят от 30 000е
"Flavor":


Блин, сопоставимо с квартирой((
"ПЗРК":

скорее в нормальных странах и с нормальной работой сопоставимо с новой машиной среднего класса ..
06.05.2011 в 23:42
Flavor, 30 000 да за гэтыя грошы можно X5 купить сыну, или тры пасцата на дачу бидоны вазить!
06.05.2011 в 23:56
Введите текст
c минуту не мог понять, что случилось с головой у кота
07.05.2011 в 0:12
HNKNTA, и я :)
07.05.2011 в 1:04
хорошая статья.
07.05.2011 в 7:44
Вот интересно, если понапихать все навороты в старенькую Купаву, сколько выйдет затрат? А ведь только у меня по-соседству с пяток таких гниёт. Задумался.
07.05.2011 в 10:39
почему то не вспомнили про автопемпинг на Нарочи... вполне достойное место... со всей нужной инфроструктурой...... только вот помойму отсутствуют розетки на местах.. кемперы пользовались бензиновыми генираторами
07.05.2011 в 12:56
Я когда-то давным давно ночевал в такой модели домика который сейчас гниет на Крутогорье. Ностальгия......
07.05.2011 в 13:26
Я думаю если самому так машину внутри укомплектовать дешевле будет. Давно как-то смотрел про парней которые собирают сами эти дома на колесах
07.05.2011 в 14:13
HNKNTA, это разве кот? гусь как по мне :)
07.05.2011 в 14:33
современные монголо-татары :) решение жилищного вопроса для нашей синяокой жестачайшай
07.05.2011 в 16:22
Хороший материал. Все по теме, даже заинтересовался немного караваннингом
07.05.2011 в 16:39
была идея сделать такую площадку в городе Марьина горка . всё есть ,и площадка и электричество . там раньше была военная часть. но денег надо немерено. но попробвать стоит
07.05.2011 в 18:20
хороший туризм надо его развивать в РБ
07.05.2011 в 19:56
Введите текст

c минуту не мог понять, что случилось с головой у кота
"HNKNTA":

.....???????
HNKNTA, это разве кот? гусь как по мне :)
"Victor-Apple":

А-аааа-а-аахахахахаха!!!!!!! Точно, и я сразу подумал что кот.

почему то не вспомнили про автопемпинг на Нарочи... вполне достойное место... со всей нужной инфроструктурой...... только вот помойму отсутствуют розетки на местах.. кемперы пользовались бензиновыми генираторами
"scout1980":

А канализация?
08.05.2011 в 3:00
Хорошие Б/У кемперы стоят от 30 000е
"Flavor":


Блин, сопоставимо с квартирой((
"ПЗРК":


скорее в нормальных странах и с нормальной работой сопоставимо с новой машиной среднего класса ..
"Flavor":


В НОРМАЛЬНЫХ странах((
08.05.2011 в 3:02
Я думаю если самому так машину внутри укомплектовать дешевле будет. Давно как-то смотрел про парней которые собирают сами эти дома на колесах
"Ranovsski":


ИМХО, интереснее готовый вариант на кузове авто. Думаю, если самому варганить будку, то все ништяки самоукомплектации будут сьедены стоимостью изготовления матрицы...
08.05.2011 в 13:32
Кроме организации автокемпингов, снятия разных барьеров, надо чтобы наше государство так же завоевало авторитет в Европе. Тогда более охотно к нам поедут автотуристы.
08.05.2011 в 17:21
Причём тут гонки? Здесь серьёзная тема.
09.05.2011 в 8:37
Спасибо организаторам за отличные выходные!! вы молодцы!!
ЗЫ а зы кружки отдльный респект! после двух ночей они стали очень необходимы:-))
09.05.2011 в 12:14
Я бы очень хотел тоже такой дом на колесах и путешествовать в нем
09.05.2011 в 15:03
Я тоже думал, что это кот - дважды пересматривал :)

А бизнесу, этому, увы не суждено, пока не будет частной собственности на землю, чтобы человек развивал ее, как ему угодно, а не в угоду начальничкам из исполкомов.
09.05.2011 в 17:00
Скажу прямо. Бывал во многих кемпингах. Для Европы Актуально. Для нашей БыдлоСтраны - не катит)))
09.05.2011 в 17:26
неплохо было бы.... тока как все раскрутится - скажут: "Ребята, а что это вы тут делаете?? А ну-ка вон отсюда - это гос земля ...." и приберут к рукам все хозяйство.. и снова запустят
09.05.2011 в 18:46
Занятие караванера - сесть в машину, приехать на кемпинг,просидеть там выходные и уехать домой. Развлечение для стариков.
09.05.2011 в 19:52
Всем привет! Вижу, что и здесь еть наши коллеги, которые побывали в Дудутках 6-9 мая, где проходила I-ая Международная встреча караванеров "Нескучный май-2011" и те кто нам с нами в теме. Всю информацию про Дудутки можно просмотреть и прочитать на форуме www.caravaning.by/forum. Там же, в Дудутках, был презентован первый кемпинг. На встречу прибыли экипажи из 7 стран Европы. Были и "разведчики" из соседних стран, которым очень нравиться Беларусь, но боязнь пока существует. Ещё жив ген СССР у них в памяти. Но, думаю, ехать к нам будут.
Огромная просьба к тем, кто знает людей с автодомами и прицепами, направляйте их к нам в клуб.
Огромное спасибо за понимание!
09.05.2011 в 19:55
Занятие караванера - сесть в машину, приехать на кемпинг,просидеть там выходные и уехать домой. Развлечение для стариков.
"Theoret":

Здесь не согласен. Масса развлечений. Масса информации. А седение на пляже и тупое проживание в гостинице????? Занятие для кого????? А тут наооборот. Едешь куда желаешь и смотришь всё вокруг, а не только один заезжанный курортный город.
09.05.2011 в 21:40
nerus, по моему путешествовать целый год в караване - далеко не каждый может себе позволить.. я бы даже сказал что очень мало таких людей. Основная масса просто выезжают за город на кемпинг.

К примеру в Великобритании, где много кемпингов и караванеров главное их занятие именно такое как я написал.
Посмотрите Top Gear, там довольно интересно все это описывается :-)
10.05.2011 в 8:52
О том что путешествовать круглый год никто не говорит. Но и стоянки на кемпинге тоже надоедают. Вы хорошо знаете Беларусь? Думаю нет. Соответственно и видели её немного. Я тоже. Вот Вам и маршруты выходного дня. А постараться совместить приятное с полезным, тогда всё думаю будет невнапряг.
10.05.2011 в 9:30
материал очень интересный - зачёт автору и исполнителю
информационный запрос в мин спорта и туризма - пускай расскажут нации как они туризм развивают в этом направлении, какие "конкретные и понятные шаги" сделаны, а не о том какие "цели и задачи определены", с кого "спросить кажду копейку"...

если они не демагоги-теоретики, то поймут.
10.05.2011 в 11:50
Пока автокемпингами будут пытаться заниматься всякин минтуризмы, белкоопсоюзы и прочие ГОСУДАРСТВЕННЫЕ неповоротливые организации со старыми пердунами во главе отделов, которым ничего не надо, то и будет индустрия автокемпингов в таком же состоянии, как и сейчас.
12.05.2011 в 12:31
Я целое лето прожила в таком автоприцепе в США. Там есть вся инфраструктура, даже в маленьких городах: можно подключить к "дому" электричество и воду, есть канализация. Только они очень громоздкие при транспортировке, мне кажется... ну это кто какой выберет.
Очень хотелось бы поддержать создание автокемпинга (как явления) в нашей стране :)
14.05.2011 в 18:25
Какой классный вид путешествий, какая благодатная почва, если все же срастется этот бизнес у кого-то! Желаю этим людям удачи!
05.06.2011 в 19:19
Моя мечта, но жизнь тяжела и не как не могу позволить себе прикупить прицеп дачу, хоть уже не молод но всё-же надеюсь приобрести хотя-бы 80-90г.в.
14.09.2011 в 18:15
Прикольно. Я бы пожил в таком домике. Интереснее чем квартиру снимать. Тока аквариум впереть негде((
"ПЗРК":


а нафиг тебе аквариум ?????
06.02.2013 в 19:55
Внимание кидала, именно про этого человека идет речь в этой статье на форуме РФ

Николай Денисман - кидала ? или это его двойник? на фото похож, очень даже, если такие люди руководят клубом, странно, весьма странно

http://avtotravel.com/forum/aft/36913/afpg/33
30.07.2013 в 9:53
это не двойник ето и есть председатель клуба по совместительству кидало николай юлианович. его девиз кидал кидаю и буду кидать ! желающие растаться со своими деньгами милости просим в белоруский клуб караванеров!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
02.02.2015 в 18:44
ДЕНИСМАН НИКОЛАЙ ЮЛЬЯНОВИЧ. Ищу людей, пострадавших от действий этого человека, для подачи коллективного заявления в милицию. Если Вы одолжили денег этому человеку и не можете их вернуть (даже если у Вас нет расписки) или имеете другие похожие проблемы, свяжитесь со мной по почте pppo4taaa@yandex.ru. Нужен еще хотя бы один человек!!!
15.02.2015 в 0:08
денисман- он же NERUS
20.05.2016 в 18:14
ДЕНИСМАН НИКОЛАЙ ЮЛЬЯНОВИЧ. Ищу людей, пострадавших от действий этого человека, для подачи коллективного заявления в милицию. Если Вы одолжили денег этому человеку и не можете их вернуть (даже если у Вас нет расписки) или имеете другие похожие проблемы, свяжитесь со мной по телефону 8029 6295184