Репортаж: где будут выпускать недорогие Peugeot и Citroen?

 
2819
06 июля 2012 в 19:14
Автор: Денис Логунович. Фото: Денис Логунович

4 июля на российском заводе PCMA Rus (Peugeot, Citroen, Mitsubishi) в Калужской области стартовало производство автомобилей по полному циклу. Первой моделью, которая будет выпускаться здесь по технологии мелкоузловой сборки, станет седан Peugeot 408, который уже несколько месяцев фигурирует в новостных лентах. Корреспондент Onliner.by побывал на церемонии открытия нового производства, а также визуально ознакомился с новой конвейерной линией.

Как все начиналось

Французский концерн PSA Peugeot Citroen объявил о планах выпускать автомобили в России еще в мае 2007 года. Соглашение, позволяющее компании наладить индустриальную сборку машин, подписали уже через месяц, а в конце того же года французы официально заявили, что новый завод PSA будет строиться в Калуге. «По географическому расположению наш регион оптимально подходит для создания новых предприятий, занимающихся производством, в том числе и автомобилей. Именно поэтому Volkswagen и PSA пришли именно к нам», — с гордостью заявил губернатор Калужской области Анатолий Артамонов. В этом регионе также собираются грузовики Volvo Truck. Кроме того, на территории области осуществляют свою деятельность иностранные компании Nestle, Samsung, Siemens, L’Oreal, Lafarge и др.

Один из первых выпущенных Peugeot 408
Один из первых выпущенных Peugeot 408

В апреле 2008 года была начата подготовка территории для постройки завода французской компании. 19 мая того же года в СМИ появилась новость о том, что инициативу PSA Peugeot Citroen по выпуску машин в Калуге поддержали в Mitsubishi Motors. Таким образом, руководство французского и японского концернов приняло решение создавать в России совместное предприятие (в итоге PSA владеет 70%, Mitsubishi — 30%). Уже 10 июня 2008 года президенты этих двух компаний закладывают первый камень в основание завода, который, по сути, строился в пустом поле. Менее чем через два года — 23 апреля 2010-го — с калужского конвейера сошли первые автомобили. Правда, тогда это были машины, собранные по технологии крупноузловой сборки (или SKD).

На мероприятии было много гостей из Японии, Франции, России и других стран
На мероприятии было много гостей из Японии, Франции, России и других стран

Как и другие российские предприятия, выпускающие автомобили, компания PCMA Rus начинала свой бизнес именно со сборки авто из машинокомплектов. Но, как видите, начало производства по полному циклу не заставило себя ждать: чуть больше чем через два года с момента начала работы завода франко-японское СП начинает выпуск автомобилей по технологии мелкоузловой сборки.

Публике продемонстрировали наиболее интересные модели Peugeot, Citroen и Mitsubishi
Публике продемонстрировали наиболее интересные модели Peugeot, Citroen и Mitsubishi

До 125 тыс. автомобилей в год

Территория завода занимает 145 га. Рядом с производственными территориями находятся склады поставщиков, занимающие еще 30 га. С момента запуска производства в 2010 году на заводе выпускались 5 моделей: Peugeot 308, Peugeot 4007, Citroen C4, Citroen C-Crosser и Mitsubishi Outlander. Другими словами, PCMA Rus собирает машины на двух платформах — Peugeot 308 и Mitsubishi Outlander. На сегодняшний день завод выпустил порядка 99 тыс. автомобилей, хотя полная мощность предприятия позволяет собирать до 125 тыс. машин в год.

В качестве служебной машины на церемонии открытия работал электромобиль Mitsubishi
В качестве служебной машины на церемонии открытия работал электромобиль Mitsubishi

На церемонии запуска новой конвейерной линии присутствовало большое количество гостей из Франции, Японии и стран СНГ. Огромную кнопку «Start», которая символизировала начало работы нового производства, было доверено нажать руководящим лицам компаний PSA и Mitsubishi, a также российским чиновникам, приехавшим на открытие. Среди наиболее важных персон хотелось бы отметить 76-летнего Такиши Нишиока, который занимает пост председателя правления Mitsubishi. Он работает в данной компании с 1959 года! Также в Калугу приехал исполнительный вице-президент и управляющий директор по зарубежным рынкам Mitsubishi — Хироши Харунари. Он начал свою карьеру в японском автопроизводителе в 1973 году.

Момент запуска конвейера
Момент запуска конвейера

От компании PSA Peugeot Citroen присутствовали генеральный директор концерна по операциям в России, Украине и СНГ Бернд Шантц, вице-президент компании по развитию программ Жан-Кристов Кемар и генеральный директор PCMA Rus Дидье Альтон, который до 2008 года руководил заводом PSA во Франции.

После вступительных и поздравительных речей президентов и директоров компании ведущий мероприятия зачитал письма Владимира Путина и Дмитрия Медведева, которые, к сожалению, не смогли принять участие в церемонии открытия. Сюрпризом для гостей стала презентация трех машин, которые станут первыми моделями, собирающимися по полному циклу на этом заводе, — Peugeot 408, Mitsubishi Outlander нового поколения и новейший седан Citroen C4L, который еще не показывали публике ни на одной выставке. По сути, в Калуге прошел первый в мире публичный показ этого автомобиля.

На сцене - три первые модели, технологии мелко-узловой сборки на PCMA Rus
На сцене — три первые модели, которые будут создаваться по технологии мелкоузловой сборки на PCMA Rus

408 — сегодня. Новый Outlander — в ноябре. Седан С4 — через год

Когда торжественная часть закончилась, гостям предложили осмотреть конвейерную линию, которая только начала работать. 4 июля на заводе собрали всего 20 машин — Peugeot 408. Некоторые станки пока еще не запущены в эксплуатацию, а на сборочной линии многие места пустуют. Несколько роботов и вовсе еще не распаковывались. Естественно, на новом заводе — чистота и порядок. Полноценный выпуск седана 408 начнется уже в этом месяце.

Во время экскурсии завод практически не работал
Во время экскурсии завод практически не работал

Штат сотрудников предприятия на сегодняшний день составляет 1700 человек. 300 из них — французы. Позже количество сотрудников возрастет до 2500 человек. Рабочих обучают в специально созданном для этого учебном центре. Многие специалисты отправляются на повышение квалификации на французские заводы. Хотя бóльшую часть работы на предприятии PCMA Rus будут выполнять роботы.

По кузовам в цеху понятно, какая модель вот-вот начнет выпускаться на этом заводе
По кузовам в цеху понятно, какая модель вот-вот начнет выпускаться на этом заводе

С момента запуска производства полного цикла в процессе сборки автомобилей будут использоваться российские компоненты ― штампованные детали, бамперы, колеса и шины, кресла, приборные щитки и т. п. Завод можно условно разделить на три больших участка: кузовной цех, линия покраски и линия сборки. Цех по сборке Mitsubishi Outlander также уже работает, но пока функционирует лишь в тестовом режиме. Полноценное производство начнется только в ноябре. Седана С4 придется ждать до 2013 года.

Новый Mitsubishi Outlander
Новый Mitsubishi Outlander

Кузовной (сварочный) цех

В кузовном цехе расположены две производственные линии: одна для автомобилей С-сегмента и одна для кроссоверов. Вокруг каждой линии оборудована специальная логистическая зона, которая позволяет обеспечить своевременную доставку компонентов оператору. После выхода завода на проектную мощность производительность линий составит 18 и 8 кузовов в час соответственно. Бóльшая часть сварочных операций (более 2/3 от общего количества сварных точек) для каждого кузова будет выполняться в Калуге, остальные — на других заводах материнских компаний.

Цех покраски

В цехе покраски будут применяться те же методы, что и на других заводах PSA, включая экологичную технологию первичной подготовки кузова, нанесение верхнего закрепляющего слоя из базы и лака на водной основе и очистку отработанного воздуха после процесса покраски с использованием технологии термического окисления. В общей сложности на заводе будут использоваться краски 12 цветов. Суммарный вес всех лакокрасочных материалов, наносимых на один кузов, — около 6 кг. Общее расстояние, которое кузов проходит от места поступления в покрасочный цех до выхода из него, составляет 2 км.

Сборочный цех («Свадьба»)

Соединение ходовой части машины с кузовом на заводе называют «свадьбой». Цех финальной сборки, как и сварочный цех, состоит из двух линий, предназначенных для автомобилей С-сегмента и внедорожников, а также логистических зон для каждой линии. Здесь расположены и общие зоны контроля качества и ремонтных работ. Общая длина линии сборки для автомобилей С-сегмента составляет 650 м, для внедорожников — 400 м. На линии С-сегмента размещено примерно 65 участков (рабочих постов), на линии внедорожников — около 45. Специальный небольшой цех оборудован для подготовки новых моделей автомобилей к запуску. «Свадьба» одной машины занимает 3 минуты 16 секунд. За это время из зоны логистики доставляется двигатель, из кузовного цеха на финальную линию прибывает кузов машины, и все это соединяется с платформой. На этом же участке в машину впервые заливают масло и топливо.

Зона контроля качества

В зоне контроля качества автомобиль проходит несколько различных обязательных тестов, в случае необходимости осуществляется мелкий ремонт. Здесь также расположен малый крытый испытательный трек и большой открытый трек. После прохождения всех финальных процедур контроля автомобили отправляются в зону стоянки и отгрузки. Этот участок, как и цех покраски, журналистам, к сожалению, не показали.

На улице возле завода производитель расположил последние новинки Peugeot и Citroen. Среди них были все DS-ки (включая новый DS5). Также гостям показали новое поколение Outlander и полностью хромированный электромобиль Mitsubishi i-Miev.

Интерьер Citroen C4L пока держится в секрете
Интерьер Citroen C4L пока держится в секрете

Peugeot 408 = Peugeot 308 Sedan

Наибольший интерес мы проявили к седану Peugeot 408. Для того чтобы развеять некоторые возникшие мифы, поясним пару моментов. Модель 408, несмотря на название, не имеет никакого отношения к французским Peugeot 406 и 407. Эта машина находится в сегменте С и создана на платформе 308. Если хотите, называйте автомобиль Peugeot 308 Sedan. Это будет правильнее, чем «почему так скукожили преемника 407?!» Преемник Peugeot 407 — это 508.

Peugeot 408 > Volkswagen Polo Sedan

Еще один миф: после появления на рынке Volkswagen Polo Sedan, Hyundai Accent/Solaris, Kia Rio Sedan, уже рассекреченных Skoda Rapid и Seat Toledo, некоторые автомобилисты воскликнули: «И Peugeot туда же!» Седан 408 — конкурент Ford Focus, a не бюджетных седанов В-класса. Забегая вперед, скажем: у Peugeot будет конкурент Polo Sedan и называться он будет Peugeot 301.

Peugeot 408 создавалась не для России

Разработка Peugeot 408 началась еще в 2008 году. И первым рынком, где этот седан начал продаваться (и выпускаться), стал Китай. Здесь модель успешно продается уже с 2010 года. В прошлом году 408 дебютировал в Бразилии. Россия стала третьим рынком, на который официально выведут этот автомобиль. Хотя Беларусь также может претендовать на звание «третьей», т. к. наш дилер получит машину одновременно с российскими автоцентрами — в сентябре.

От $17 тыс.

Седан будет продаваться в трех вариантах оснащения, с четырьмя моторами (тремя бензиновыми и одним дизельным) и двумя вариантами коробки передач (5-ступенчатая «механика» и 6-диапазонный «автомат»). Белорусские цены на Peugeot 408 пока не объявлены. В России машина стоит от 549 тыс. рублей ($17 085). Скорее всего, у нас он будет стоить столько же. Для всех комплектаций можно будет заказать дизельный агрегат. Модель со 120-сильным 1,6-литровым бензиновым двигателем и АКПП стоит от 644 тыс. рублей ($20 040).

В «базе» у Peugeot 408 отсутствует кондиционер (входит в стандартное оснащение только дизельных машин), а доплата за него составляет 28 тыс. рублей. В качестве опций для модели будут доступны: навигационная система с картами России от компании «Навител», возможностью подключения внешнего USB-модема для отображения пробок и гигабайтом встроенной памяти, а также DVD-проигрыватель, два слота для SD-карт, видеовыход для подключения дополнительного монитора, пульт дистанционного управления и поддержка Bluetooth.

1,5 тыс. км на Peugeot 508

Добирались до Калуги мы на трех автомобилях — Peugeot 4007, Expert и седан 508. Практически все время я провел за рулем или на пассажирском сиденье Peugeot 508, поэтому хочется написать несколько слов об этой машине. Под капотом «моего» экземпляра был 1,6-литровый бензиновый турбодвигатель (150 л. с.), который работал в паре с 6-диапазонным «автоматом». Комплектация — почти максимальная.

Коробка вполне быстро и плавно переключает ступени, а турбина неплохо швыряет седан вперед к горизонту. Но небольшая «яма» между нажатием на заветный «кикдаун» и стремительным ускорением все же есть. И если на трассе М1 это не доставляет никакого дискомфорта, то после съезда на узенькие российские дороги обгоны приходилось немного «планировать».

Узенькие российские дороги также открыли еще одну особенность машины — жестковатую подвеску. После 200 км езды по одной из двух главных проблем России становится очевидно, что 508 создавался для идеальных европейских автобанов. К тому же у седана практически отсутствует вертикальная раскачка, и он обладает довольно острым и чутким рулем. Идеально для передвижения по серпантинам Лазурного Берега, но на дороге («дорогой» это можно назвать с натяжкой) из какой-нибудь Вязьмы до Калуги я бы предпочел более комфортную подвеску, пусть и с отсутствием спортивных ноток.

Несмотря на то что ходовая часть довольно жестковатая, пробить подвеску получилось лишь однажды, когда на скорости около 100 км/ч влетел передним колесом в огромную яму, сантиметров 15—20 в глубину. По гравейке Peugeot 508 бежит довольно резво и устойчиво.

В целом к комфортабельности машины претензий нет. Все на своих местах: стандартная аудиосистема PSA, удобное выдвижное зеркальце над приборной панелью, которое отражает глубоко спрятанные показания спидометра и настроек круиз-контроля (система, аналогичная проецированию показаний на лобовое стекло), хорошая боковая поддержка, достаточное пространство для четверых взрослых людей, отличный двухзонный климат-контроль, который позволил мне остаться живым в дальней поездке в такую жару.

Хотя за три дня несколько замечаний к внутреннему пространству появилось. В первую очередь это касается центральной консоли. Ее форма не позволяет переднему пассажиру комфортно расставить ноги, если сиденье не полностью отодвинуто назад. Левое колено упирается в угол консоли, и приходится либо отодвигать кресло назад почти на максимум, либо менять положение ног. Я за рулем такой проблемы не заметил, но мой коллега, более крупной комплекции, пожаловался, что его правое колено также застревает между рулем и консолью.

Магнитола не отображает русские буквы! Я думал, эта проблема уже решена на всех машинах, но нет… В списке воспроизводимых песен кириллица воспринимается аудиосистемой Peugeot 508 нормально, но при отображении названия проигрываемой композиции видим «ýëåêòðèôèêàöèÿ þæíûõ»… Руль регулируется по углу и вылету (угол мог бы быть и повыше), а бардачок у машины охлаждаемый (хотя его объем маловат).

В целом Peugeot 508 — довольно сильный конкурент в европейском сегменте D+. На рынке Западной Европы наибольшим спросом пользуются дизельные версии. У нас машина доступна с двумя HDi — 2,0 и 2,2 литра мощностью 163 и 204 л. с. соответственно. Также для модели можно выбрать атмосферный 1,6-литровый бензиновый мотор мощностью 120 л. с. и турбодвигатель, который и стоял на тестовом автомобиле. Цены на Peugeot 508 в Минске стартуют от $29 900.

Поездка была организована компанией «Сифтранс», официальным дилером Peugeot в Беларуси.

Автор: Денис Логунович. Фото: Денис Логунович
Без комментариев