Информационный шум. Знаки, которые нас сбивают

 
25 780
02 ноября 2012 в 20:12
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский; EGOIST, forum.onliner.by
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский; EGOIST, forum.onliner.by

Изменения знаков, режима работы светофоров, запрет маневров у нас часто происходят как-то втихомолку, а приводит это в результате к громким проблемам. Сделают временный пешеходный переход, так через несколько дней там девушку собьют. Запретят поворот налево, так непременно потребуется живое напоминание в виде инспектора с жезлом. Почему? В лесу из знаков важных, второстепенных и совсем не важных водители ориентируются по памяти. То есть ездят наизусть. А ведь есть те, кто оказывается на минских улицах впервые... Вот интересная статистика для столицы: в 40% аварий с пострадавшими и погибшими одним из участников (это не значит, что виновным) был иногородний водитель. Но иногда и коренные минчане попадают в та-а-акие истории.

Ситуация: светофор возник из ниоткуда

«Светофор был просто не виден», — объясняла женщина, водитель Dodge, которая сбила девушку на временном пешеходном переходе на ул. Плеханова. Тогда многие посчитали это глупой отговоркой. А мы выехали на место происшествия и выяснили, что такое вполне могло быть: знаки и светофоры перекрывали друг друга.

Вскоре ситуацию изменили, вроде бы все привели в порядок. Теперь знаки стоят как положено, но лишь с юридической точки зрения. Пешеходного перехода там никогда не было, разметки и сейчас нет. Светофор, установленный где-то сбоку, в глаза не бросается, он практически не заметен, а если по крайней правой полосе еще едет габаритный транспорт, то и подавно. Какие предупреждающие щиты? О чем вы?

Комментарий

— Есть такое правило: хочешь спрятать что-нибудь — положи на открытое место, только не на главном пути, — начал свой комментарий с примера председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник. — В этой ситуации так и получилось: водитель мог ездить по привычному маршруту годами, а потом произошли изменения, о которых его должным образом не предупредили. Человек действовал по умолчанию. Глаз ни за что не цепляется, все казалось обычным, потому что большое количество знаков — это типично для наших городов. Кто-то может возразить, мол, нужно быть все время в напряжении. Требование быть постоянно внимательным — априори невыполнимо, потому человек может взаимодействовать максимум с пятью-семью объектами (знаками, машинами, пешеходами, рекламой, органами управления автомобилем и т. д.), которые тоже находятся в динамике, меняется угол, освещение. Мозг защищается от переизбытка информации, он выбирает главное. И вот в это главное в нашем случае светофор не попал. Почему? Когда вся информация подается как первоочередная, то основная теряется. В организации дорожного движения все как в мерчандайзинге: хорошо продаются правильно выложенные товары. Все должно быть на своем месте и составлять оптимум. Если нет — происходит сбой, авария.

Недавно вернулся из поездки в Берлин. Для меня стало откровением то, как смело там устроена система подачи информации. На одной из главных улиц — Курфюрстендамм — знаков минимум. Нет, например, обычных для каждого нашего перекрестка «Пешеходных переходов», «Главной дороги», а «Остановка запрещена» — миниатюрный знак, без световозвращающего покрытия. Для Минска это невозможно! А немцы решили, что это не влияет на безопасность, и убрали лишнее. И при этом в Берлине аварийность в три раза ниже, чем у нас.

На берлинской улице Курфюрстендамм — минимум знаков

Но если уж немцы затеяли ремонт, то они предупредят об этом как положено, с помощью самых лучших устройств и материалов, например специальных световозвращающих наклеек с улучшенными свойствами, выполняющих роль разметки. А на ул. Плеханова этого сделано не было — голый асфальт и светофор спрятан (к теме их размещения мы еще вернемся. — Авт.), хотя даже ГОСТ требует устанавливать предупреждающие знаки. У нас вообще временные схемы считаются малозначимыми, мол, немного потерпите и все будет хорошо. Это «немного» занимает около 10% улично-дорожной сети на довольно продолжительный период, во время которого случаются трагедии. А еще тут аукнулось нам отношение к выставленным ограничениям скорости. Ведь им никто не верит, но как раз в этой ситуации они были необходимы.

Ситуация: светофор «прячется» за габаритными автобусами и автомобилями

Иногда даже знаешь, что на этом участке дороги есть светофор, ищешь сигналы глазами и... не находишь. Причем и основной, и дублирующий «спрятаны» за автобусами, фурами и прочими габаритными грузовиками. Такая ситуация, например, возникает на ул. Немига (перед въездом на пл. Богушевича), где есть небольшой подъем и водители, у которых ограничен обзор, не знают — тормозить им или ускоряться.

Светофоры скрыты за троллейбусами

Похожая проблема была на перекрестке пр. Независимости и ул. Макаенка. Водители, двигаясь по магистрали, даже не подозревали, что уже давно загорелся красный. Семь секунд горел запрещающий сигнал светофора для синего Citroen C4! Но он не остановился, и произошло столкновение с еще одним Citroen. Благодаря видео удалось понять, почему такое случилось. Вопиющее нарушение? Вероятно, нет. Судя по всему, один светофор для водителя синего Citroen был закрыт автомобилями, поворачивавшими налево, а второй — например, автобусом, остановившимся в крайнем правом ряду.

Такие аварии с пострадавшими повторялись там не раз, пока не установили еще один светофор сверху.

Сейчас на перекрестке пр. Независимости — ул. Макаенка установлен дополнительный светофор сверху

Комментарий

— Вы когда-нибудь обращали внимание, что у нас светофоры на перекрестках расположены по-разному, нет единой позиции, стандарта? — говорит Юрий Важник. Например, на пр. Независимости от ул. Энгельса до ул. Свердлова, где шесть светофорных объектов, все светофоры размещены в разных точках и изготовлены по-разному. В результате водитель, двигаясь в плотном потоке, вынужден вертеть головой, искать глазами, а кроме мышечных усилий проделывать еще аналитическую работу и догадываться. В свое время мы разрабатывали концепцию информационных туннелей для значимых городских магистралей. Предполагалось, что все средства одного типа должны размещаться как бы в трубе, то есть зрительно в одних и тех же точках на перекрестке. Таким образом удалось бы сформировать в хорошем смысле стереотип у водителей — они бы знали, куда смотреть в поисках того или иного знака, указателя и т. д. Со светофорами в Берлине такой проблемы нет. Там Г-образные стойки неизменны — и светофоры находятся в трех точках: слева, справа и сверху. Это норма! А сами столбы стоят не у стоп-линии, как у нас, а чуть дальше, чтобы было удобнее смотреть, а не поворачивать голову на 90 градусов.

Светофоры на берлинских перекрестках неизменно расположены в трех точках

Ситуация: конфликт основной и дополнительной секции

Еще одно типичное недопонимание возникает из-за дополнительных секций светофора. Поворачивающему налево надо бы дождаться загорания стрелки, но он ошибочно трогается при включении основного сигнала. Вряд ли водитель задумывался, что может нарушить ПДД, скорее действовал инстинктивно: зеленый же! На перекрестке ул. Долгобродской и ул. Уральской по этой причине за последние месяцы произошли две аварии: в октябре столкнулись Peugeot и Volkswagen, был поврежден светофор, а в июле таксист не уступил дорогу женщине на Toyota.

Комментарий

— Во всем мире это вообще редкое дело — светофоры с дополнительной секцией-стрелкой, — замечает председатель БАЭС. — Это от бедности. Сам светофор дорогой, а дополнительная секция как бы позволяет сэкономить. Но на ней нет желтого и красного сигналов светофора, место размещения сигналов для поворотного движения обусловлено местом установки основного светофора, и водителей это может сбить с толку. На серьезных магистралях движение для каждой полосы должно регулироваться отдельными светофорами, чтобы не провоцировать ошибку водителя. Опять-таки, они расположены в строго отведенном месте, и их не надо искать глазами. Кстати, это требование нашего стандарта.

Ситуация: знак на высоте двухэтажного дома

У некоторых инструкторов автошкол раньше была такая забава. В конце обучения курсанту устраивали проверку. Везли в заранее намеченное место и просили, скажем, остановиться в разрешенном месте. Ученик, убедившись, что запрещающих знаков нет, притормаживал. А мастер торжественно ставил ему «незачет»: «Вот же, смотри — наверху висит „Остановка запрещена“. Внимательнее быть надо!» Нормальный человек просто предположить не мог, что кто-то решил водрузить знак на высоту второго этажа. Точно так же знаки могут быть просто спрятаны за листвой. Как, например, знак на ул. Кульман (перед перекрестком с ул. Я. Коласа).

Ул. Кульман

Комментарий

— Деревья, конечно, должны быть в городе, и дело даже не в том, что сотрудник «Зеленстроя» не срезал ветку, — продолжает Юрий Важник. — Выше мы уже говорили, что каждому знаку должно быть отведено строгое место на перекрестке. В Минске же их часто размещают где получится. А ведь там может быть важнейшая информация для водителей. В случае, конечно, когда знак нужный. Если же следовать немецкой логике, то половину из них вообще необходимо убрать. Например, совершать рациональные действия в соответствии с требованиями широко применяемого в Минске знака «Направления движения по полосам» с четырьмя стрелками в одном направлении и четырьмя в обратном невозможно. Он не несет ровным счетом никакой смысловой нагрузки, только лишь предписывает выполнять заведомо сложновыполнимое условие, когда выпадает снег. Это знак на всякий юридический случай, мол, мы вас предупредили, если что. Между тем каждый знак стоит денег, на его установку потрачены бюджетные средства. На деле он поддерживает информационный шум, в котором теряются важные сведения. Вы обращаете внимание на знак «5» при въезде на заправку, например?

Ситуация: реклама напоминает лампу светофора

Недаром установку рекламных конструкций нужно согласовывать в ГАИ. Иногда они тоже могут сбивать с толку водителей, особенно если напоминают по форме и цвету знаки или другие дорожные объекты. Некоторые водители, например, жалуются на световую рекламу аптек (речь про зеленый светящийся крест), которая в определенной точке совмещается со светофором. Такая ситуация возникает на ул. Сурганова (со стороны пр. Независимости) перед перекрестком с ул. Я. Коласа, а также на ул. Богдановича (перед перекрестком с ул. Я. Купалы).

Ул. Богдановича

Комментарий

— Вопрос о влиянии рекламы на безопасность движения довольно сложный. Есть разные мнения и экспертные оценки, — считает эксперт. — В США проводили любопытный эксперимент. Там устанавливали видеокамеру в салоне автомобилей и спустя время, когда водитель привыкал к ней, наблюдали и анализировали съемку. Оказалось, что, отвлекаясь на билборды, в нескольких случаях автомобилисты попадали в ДТП, но процент таких происшествий был невысокий, гораздо больше отвлекает водителей мобильный телефон и еда за рулем. То есть рекламная конструкция была одним из факторов аварийности, но не основной причиной. С другой стороны, такое воздействие от рекламы, как шум, накапливается, повышает усталость, снижает реакцию и восприятие. В Минске решено в каждом случае нового размещения рекламы близко у проезжей части проводить экспертизу. Наверное, это нужно сделать и в отношении уже установленной.

Ситуация: запоздалый указатель

Надо говорить прямо: система пространственного ориентирования у нас неидеальная. Взять хотя бы МКАД. Информационный указатель установлен практически рядом со съездом. У водителя, едущего по кольцевой впервые, нет времени среагировать и перестроиться, чтобы выполнить поворот. Иногда это даже приводит к трагедиям.

Пр. Независимости. О перекрестке напоминают на самом перекрестке

Комментарий

— Я убежден, что именно этот фактор привел к аварии на МКАД, когда погибли шесть человек, — говорит Юрий Важник. — Парень, предполагалось, пропустил нужный поворот на ул. Кижеватова, и его импульсивное действие привело к аварии: он стал выворачивать руль на скорости и машину понесло. Сейчас информационные указатели стоят по стандарту, по минимуму, где-то там справа. А нужно, чтобы они дублировались: два, три, четыре, пять раз, если потребуется. Водитель не успел сгенерировать потребность, а ответ уже есть. Идеальная система, не по метрам выверенная, а по логике. Создать такую — нетривиальная задача. Честно признаться, констатирую, что в Минске она пока не удалась. Это несмотря на то, что сам имею к ней непосредственное отношение. Слишком повлияли реклама и нехватка средств.

Ситуация: незаметная разметка

А вы не находите, что некоторые элементы разметки с водительского места толком не видны? Точнее, их можно разглядеть только вытянув шею. Буква «А» (например, в крайней правой полосе на пр. Независимости) с нормального положения просто не читается. Это обычный символ, бесхитростно нанесенный на асфальт без учета того, что во время движения буква сливается в одно пятно из белой краски.

Фото сделано с водительского сиденья минивэна, откуда обзор лучше

Комментарий

— Раскрою один секрет. Сегодня обычные проектировщики не определяют в своих проектах ни типоразмеры, ни принцип и детали размещения, ни материалы, ни качество знаков и разметки. Все это до сих пор не прописано в стандартах. Есть только условное обозначение и примерное место установки, — замечает председатель БАЭС. — Разметке у нас вообще уделялось мало внимания. Ее значение было недооценено. Только в последнее время ситуация стала исправляться. Хороший пример в этом смысле — выделение карманов для левых поворотов на ряде городских магистралей. Пешеходам тоже проще ориентироваться по разметке. Ну не в небо же человек смотрит при ходьбе, не задирает голову в поисках знака «Пешеходный переход». Наоборот, глядит под ноги. Сейчас есть подвижки, начали по-новому проектировать разметку, оценивать последствия того или иного варианта, в ряде мест разметка наносится осенью для эффективности в зимних условиях.

* * *

Что-то в нашей системе организации дорожного движения все-таки есть от армии. Вот, например, «старожилы» — бывалые водители, которые хорошо знают все «ловушки» и то, куда надо перестроиться и почему не стоит лезть в тот ряд. В этой ситуации новичкам, иногородним и всем, кто не в курсе местных особенностей, приходится туго. В процессе управления они вынуждены предугадывать и предсказывать ожидающие их опасности: а не скрылся ли вон за тем автобусом светофор, не оборудовали ли там случайно пешеходный переход и т. д. Фактически водителя помещают в стрессовые условия, и один из ста тысяч непременно совершает роковую ошибку. По идее система организации дорожного движения должна предупреждать ДТП, подсказывать путь и быть интуитивно понятной, а не задавать загадки, на которые определен лимит времени.