Репортаж из каменной воронки глубиной 150 метров. Как добывают гранит в карьере

 
21 августа 2013 в 17:45
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

В какой-то момент даже перестаешь замечать, что находишься в автомобиле размером с двухэтажный дом. Хотя поначалу непривычно двигаться по полосе, вдвое большей, чем для обычных машин, и смотреть на дорожные знаки сверху вниз. Но при спуске в огромный карьер чувство гигантизма притупляется. Тяжелые самосвалы, которые съезжают, словно по спирали, в каменную воронку, выглядят игрушечными. Вместе с водителями БелАЗов корреспонденты Onliner.by погрузились в исторический слой, созданный природой миллионы лет назад. Читайте наш репортаж из недр предприятия «Гранит» (Микашевичи, Брестская область), где уже 40 лет добывают горную породу.

«А вот и наш малыш», — водитель Денис Царкевич подводит нас к БелАЗу грузоподъемностью 60 тонн.

«Малыш» занимает на стоянке место, на котором легко уместились бы несколько легковушек. Ширина самосвала — 5,3 метра, длина — 8,8 метра.

Чтобы забраться в кабину (козырек находится на уровне 4,5 метра над землей), нужно подняться по лестнице и пройти по капоту, который прикрывает дизельный двигатель объемом 18,9 литра. Зато обзор из салона — отличный!

Даже самый большой МАЗ выглядит недорослем по сравнению с исполином-БелАЗом. На дорогу общего пользования самосвалам, конечно, выезжать запрещено (на РУПП «Гранит» их завозят в разобранном виде). А вот карьер — его стихия. За 12-часовую смену каждый самосвал доставляет более 1000 тонн.

Работа на предприятии ведется круглосуточно, даже в большинство праздников вереница автомобилей не останавливается, конвейеры на заводе не замирают.

«Работали даже во время „Хавера“. Тяжело было, не видно ничего, но камень возили, — рассказывает нам еще один водитель предприятия Руслан Мацукевич. — Зимой тут вообще-то несладко приходится. Снег, гололедица, а ты управляешь многотонной махиной, которая может повести себя в любой момент непредсказуемо».

Руслан Мацукевич

«Хотя в хорошую погоду управлять им одно удовольствие, как легковым автомобилем. Самое сложное, конечно, почувствовать габариты», — на стоянке Денис Царкевич демонстративно вращает руль одним пальцем.

Денис Царкевич

У Дениса новый самосвал, 2012 года выпуска. Внутри он действительно чем-то напоминает легковой автомобиль. Опций — как в бюджетном седане B-класса. В салоне установлен кондиционер. На кузове — две камеры (одна сзади, другая сбоку). Сиденья — на пневмопружине. При движении задним ходом автоматически включается сигнализация.

Имеются также специальные системы (с учетом специфики работы): пожаротушения, смазки всех трущихся узлов, извещения о подъезде к линии электропередачи, контроля загрузки и др. Для управления таким автомобилем требуется категория C.

«Ух ты!» — при въезде в карьер у нас невольно вырвался возглас восхищения. Как будто кто-то огромным ножом срезал кусок земного шара, обнажив недра. Целая гамма цветов и оттенков от розоватого до черного, как смоль, не может не завораживать новичка. Ощущение такое, словно попал в горную местность и сейчас предстоит спуск по крутому серпантину на дно ущелья где-нибудь в средиземноморской стране. Красота!

Один, два, три… Мы насчитали десять ярусов, по которым движутся автомобили. Получившиеся «этажи», выщербленные в камне, здесь называют горизонтами.

«Этот пейзаж не меняется, и со временем уже перестаешь удивляться, — говорит Денис Царкевич. — Хотя есть укромные уголки, в которых ощущаешь себя по-особому. Часть горизонтов не разрабатывались в течение десяти лет, и там все заросло лозой, кустарниками. Внизу есть даже небольшие водопады. Это место так понравилось киношникам, что тут снимали два фильма. Один из них про войну в Чечне. Уверен, у зрителей даже не возникло подозрения, что съемки проходили не на Северном Кавказе, а на юге Беларуси».

В нашей стране за камнем приходится погружаться в глубину. Но без предприятия, которое было введено в эксплуатацию уже после разработки карьера в 1975-м, остановилось бы строительство многих объектов: домов, предприятий, бизнес-центров, дорог… Первый взрыв был произведен на два года раньше, в 1973-м, и площадь карьера постоянно увеличивается. Сейчас он 1860 метров в ширину и 2985 — в длину.

На информационном щите указан срок окончания работ — 2050-й. Но, похоже, это какая-то условность. Ощущение, что работы еще — непочатый край.

«Карьерная скорость ограничена 30 км/ч, — объясняет по дороге к цеху добычи Денис. — На радар, конечно, никто не ловит. Но про последствия, думается, говорить не надо. Глубина карьера — 150 м. Сам понимаешь…»

По бокам вместо привычных ограждений — насыпь из камней высотой в два-три метра. Водители говорят, что эти меры предосторожности не раз спасали от срыва в карьер. Обычные «отбойники» не выдержали бы даже легкого столкновения с 44-тонным самосвалом, груженным в придачу 60 тоннами камней.

«Как-то зимой машину нашего коллеги занесло, автомобиль стал неуправляемым, врезался в насыпь, — рассказывает Руслан. — Если бы не насыпь, то машина рухнула бы со 150-метровой высоты».

За один рейс каждый водитель проезжает около 10 км, за смену — до 200 км. Расход, кстати, 205 литров дизтоплива на сотню километров!

Однако к автомобилю есть некоторые претензии вовсе не из-за прожорливости. По словам наших собеседников, больное место — это коробка-полуавтомат.

«Я, например, часто перевожу ее в ручной режим. На подъеме автомат переводит на повышенную передачу, и коробка „тужится“. Во время перепадов обратная ситуация: приходится снижать скорость, и коробка переходит на пониженную передачу. А в следующий момент надо ускоряться, но машина не идет, — рассказывает Денис. — Есть еще несколько существенных недоработок».

А мы уже в цехе добычи. Цехом, впрочем, это назвать можно условно. Экскаватор, а рядом с ним — щит питания. Рабочих сюда завозит специальный автобус.

За несколько часов до нашего приезда проводились взрывные работы (в это время доступ в карьер был закрыт). Водителям предстоит вывезти всю полученную «горную массу», как тут говорят.

Машину начинает трясти, слышен грохот. Началась загрузка.

Огромные валуны экскаваторщик аккуратно «складирует» в сторону. Если такой «негабарит» попадет в дробилку, то производство остановится, потребуется его вынимать. Позже эти булыжники будут опять взрывать.

«Вообще, по плотности у нас уникальный камень. В Европе больше такого нет, — говорят на предприятии. — Чем он темнее, тем более крепкий. А если розоватый, значит, рядом был водный источник».

На дне карьера установлены мощные насосы, которые круглосуточно откачивают воду в специальное водохранилище (расположено оно в нескольких километрах). Если насосы не будут работать, то карьер за несколько лет затопит до краев.

«А вот радиации не боитесь? Все-таки у гранита есть природный фон», — спрашиваем у водителей.

«Проверяемся раз в год. Но пока никогда не зашкаливало», — признаются сотрудники предприятия. — Мы даже воду пьем из кринички, которая есть на дне. Пробу носили в лабораторию. По результатам сказали, что по свойствам вода — как артезианская. Говорят, что камень очень чистый, находили даже кремний».

Пока идет загрузка, обращаем внимание на не совсем обычный экскаватор, который находится на краю карьера. Во-первых, он на шагающем ходу. Во-вторых, больше, чем обычные, — размером с трехэтажный коттедж. Вылет его стрелы — 70 метров!

«Шагающий» задействован на так называемой «вскрыше» (цех вскрыши), то есть снимает верхний слой до камня. Именно тут в свое время обнаружили бивни мамонта, работы были остановлены, ждали, пока приедут археологи. Водители рассказывают, что сами пару раз находили янтарь.

После того как верхний слой снят, заступают буровые установки. Они проводят подготовку к взрывным работам. Ну а после взрыва выезжают самосвалы, которые доставляют породу на завод.

Наконец, погрузка закончилась, и мы движемся как раз в направлении завода, который расположен в двух километрах от карьера. Камни выгружают в приемный бункер. Затем гранит попадает в дробилку, его обрабатывают и отправляют на стройплощадки.

Щебень поедет на строительство автомобильных и железных дорог, бетон — на домостроительные комбинаты. А водители снова отправляются в карьер. Каждый день в среднем они делают по 25 рейсов, в год — более 2 тысяч. Есть в этом движении неповоротливых машин некое постоянство. Кажется, и через сотню лет здесь так же по спирали будут спускаться за очередным грузом камней большие самосвалы.