В Москву — за автомобилем! Репортаж с лафетом

 
26 марта 2014 в 8:20
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

Как быстро меняется авторынок! Если раньше белорусы ездили за подержанными автомобилями в Германию, то теперь за новыми — в Россию. Причем, вопреки прогнозам, не за Lada, а за легковушками средней ценовой категории. Нюансов при этом возникает масса. Технических — как доставить машину, которая находится в режиме обкатки? Юридических — что делать, например, с оплатой проезда по М1? Вопросы безопасности — вообще отдельный разговор. Вместе с минчанином Артемом корреспонденты Onliner.by отправились в Москву за новым седаном. С какими сложностями пришлось столкнуться, читайте в нашем репортаже.

Перед поездкой Артем объясняет, почему решил ехать за автомобилем в Москву: «Долго выбирал машину, объездил все автосалоны в Минске. Но как-то сразу остановил свой выбор на седане Mazda3 третьего поколения (двигатель — 1,6 литра, МКПП, стандартный набор опций). Автомобиль полностью устраивал и по техническим характеристикам, и по внешнему виду. Не устраивало одно — цена. За комплектацию Base минский дилер просит $24 500 по курсу Нацбанка. Сюда надо также прибавить $450 за цвет Soul Red. Я уже готов был купить машину, но решил посмотреть, что предлагают в России. Оказалось, за похожую комплектацию (она в РФ называется Active), только, например, без подогрева сидений, московские дилеры просят от 708 750 российских рублей (около $19 400 на тот момент). Сыграли на руку колебания на валютном рынке.

Конечно, ни один из дилеров за такую сумму не продает (это я узнал, когда связался с менеджерами автосалонов), а накидывают минимум 10 000 рублей. Зато мне удалось выбить скидку! Один дилер предложил на $250 дешевле, а другой — вообще на $900. То есть итоговая стоимость моего автомобиля в цвете Soul Red составила $19 100. Получается, примерно на $5000 ниже, чем в Минске».

Подчеркнем, что эта ситуация касается не только Mazda, но и других марок. Дилеры в Беларуси ссылаются на НДС, недавно введенный утилизационный сбор и многие другие факторы. Но для покупателя важна конечная стоимость, и ради существенной разницы он готов проделать немалый путь.

17:00 (здесь и далее указано минское время). Последние приготовления к дальней дороге. Дизельный трудяга Volkswagen Passat (кто традиционно выручает белорусов, как не он?) в строю и готов перевезти другой автомобиль. Перемещать покупку на лафете было решено по нескольким причинам: во-первых, оставалась непонятной ситуация с оплатой проезда по трассе М1, во-вторых, обкатку новой машины проще отложить на потом, а в-третьих, сам перевозимый автомобиль целее будет.

Однако найти лафет в хорошем состоянии и без «ушей», чтобы легче было маневрировать, оказалось непросто. Наш водитель Владимир просмотрел все возможные варианты в Минске и пригороде. Устроил только один прицеп 2013 года выпуска (аренда обошлась в $30 за сутки), но с неработающими габаритами. Пришлось самому взять в руки отвертку и около часа разбираться с проводкой. Теперь габариты в порядке, можем ехать!

17:35. Заправляемся дизтопливом. Мы еще вспомним добрым словом качество нашей солярки, но чуть позже. На всякий случай проверяем давление в шинах. К слову, за рулем всю дорогу будет Владимир, профессиональный водитель, который таким же образом пригнал не один десяток автомобилей из Германии. На заметку: поскольку масса прицепа более 750 кг, то потребуется не только водительская категория Е, но и мастерство лавирования в ограниченном пространстве. Забегая вперед, скажем, что 1500 км мы проехали без приключений, но на следующий день, когда машина была доставлена, а прицеп только-только возвращен владельцу, на минской кольцевой дороге Volkswagen был задет водителем Chrysler.

18:00. Выезжаем на трассу М2. Начинается платный участок дороги. Однако наш Volkswagen, пусть даже с прицепом, попадает в категорию, освобожденную от взимания этого сбора. Напомним точную формулировку: «транспортные средства, зарегистрированные в Таможенном союзе (Беларусь, Россия, Казахстан), с общей массой не более 3,5 тонны, и буксируемые ими прицепы».

Еще перед поездкой мы пытались выяснить: а как быть белорусам, которые купили машину в салоне, но еще не смогли по понятным причинам поставить ее на учет? В пресс-службе системы BelToll ответили, что формально платить за проезд нужно, поскольку автомобиль еще не зарегистрирован в Таможенном союзе. Но при этом бортовое устройство выдать не могут, так как нет привязки к номеру (система ориентируется на них). «Передвижение без регистрационных знаков считается нарушением ПДД, и вопросы возникнут у ГАИ», — подчеркнули в пресс-службе.

В свою очередь отметим, что ГАИ штрафует только за несвоевременную регистрацию. Владельцу же приобретенного автомобиля дается десять дней для постановки на учет. Словом, машины без номеров оказываются в каком-то законодательном вакууме. Это очевидный пробел. У нас на форуме автовладельцы рассказывают, что ездили на свой страх и риск и проблем с транспортной инспекцией не имели. Однако несколько человек решили воспользоваться альтернативным, сельским маршрутом по не самым лучшим дорогам: кто-то пробил колесо, кто-то повредил картер. А крюк до столицы через трассу Витебск — Минск обойдется примерно в 180 км.

18:30. Мы уже на М1. По дороге встречаются несколько автовозов, движущихся в сторону границы с Россией. По иронии судьбы Mazda3, за которой мы направляемся, похоже, тоже проезжала транзитом через Беларусь. Ее доставили из Японии в Бельгию, а оттуда — уже в Москву.

Еще в Минске за машину была внесена предоплата (около 15 тыс. российских рублей), менеджеры выслали договор с подписью и печатью. К слову, за перевод в одном из банков просят комиссию 0,3%, сумма получается незначительная, но дается срок в пять банковских дней. Артем советует: «Обязательно уточняйте итоговую сумму и договаривайтесь о пакете документов еще до поездки, чтобы избежать неожиданностей».

19:00. На границе Минской и Витебской областей замечаем, что расход по трассе составляет 7,1 литра на сотню. Интересно, каким он будет, когда на лафет погрузят автомобиль массой 1745 кг? Еще немного справочной информации: по дорогам общего пользования с прицепом можно ехать 70 км/ч, на автомагистрали — 90 км/ч. На М1 наш водитель ориентируется по знакам для грузовиков. Движемся с максимально допустимой скоростью, прицеп не болтается, не виляет. Как будто его и нет вовсе.

19:20. 550-й км трассы. Останавливаемся перекусить в одноименном кафе. Придорожный сервис — отдельный разговор. Но именно это место является недорогим и открыто круглосуточно. Так что рекомендуем.

20:20. Пересекаем границу с Россией. Никакого паспортного контроля. А единое таможенное пространство позволяет беспрепятственно перемещать новый автомобиль без регистрации, чем мы и собираемся воспользоваться. Но есть опасения, что машина привлечет внимание лиц криминальной направленности. Как оно будет, посмотрим.

21:00. Подъезжаем к Смоленску. Нужно отметить, что российский участок трассы М1 практически весь хороший. Неровности, ямки и колдобины встречаются только в Московской области. Дорога вообще очень спокойная, поздно вечером автомобилей мало, а вот радаров — много.

23:30. Заправляемся на АЗС одной всемирно известной сети. Бренд громкий, так что без опасений заливаем 30 литров. Но через несколько километров машина при наборе скорости начинает дергаться. С трудом взбирается на горку, которых в Смоленской области немало. Когда мы позже, уже в Подмосковье, остановились на светофоре, двигатель зачихал и с трудом вытянул автомобиль. «М-да, то-о-опливо», — расстроенно протягивает Владимир.

02:30. Оставшийся участок трассы проехали спокойно. Однако холодает, разница в температуре между Минском и Москвой ощутимая. В России все еще лежит снег. Заезжаем на парковку гостиницы, расположенной на Киевском шоссе в нескольких километрах от Москвы. Номера были забронированы заранее, нас уже ждали. Правда, сориентироваться в огромном массиве одинаковых зданий офисного типа оказалось непросто.

Еще полчаса уходит на то, чтобы договориться о парковке автомобиля. Не можем понять: нужно ли доплачивать и сколько. Российские охранники с их манерой ко всем без исключения обращаться на «ты» предлагают оставить машину прямо на стоянке. «А если лафет угонят или номера снимут? Сколько таких случаев с белорусами было», — спрашиваем. Наконец на ресепшене любезно соглашаются открыть шлагбаум, разрешая поставить автомобиль прямо под камерами.

10:00. На следующее утро выезжаем в автоцентр, он находится неподалеку. Очень пригодилось мастерство Владимира: вся парковка была заставлена машинами работников офисов, маневрировать приходилось в считанных сантиметрах от автомобилей. Немного потолкавшись по пробкам, заезжаем в автоцентр. Вымытая и отполированная Mazda уже ждет покупателя.

10:30. Менеджер с нескрываемым удовольствием демонстрирует автомобиль, обязательный набор водителя (аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки), коврики. Пакет документов уже подготовлен. Вроде бы все соответствует. Но дотошный Владимир, который много раз перевозил легковушки из Германии, обращает внимание: на стекле и ремнях безопасности указана цифра «3», стало быть, они изготовлены в 2013 году. Разумеется, машина могла быть собрана позже, но не раз бывало, что наши таможенники апеллировали именно к более ранней дате.

Вопрос не в том, забирать автомобиль или нет. Разница в цене по сравнению с точно такой же машиной, но 2013 года выпуска составляет 40—45 тыс. российских рублей. Либо снижайте цену, либо доказывайте! Но менеджеры настаивают на своем и даже называют конкретную дату: автомобиль произведен 21 января 2014 года.

11:00. Связываемся с Минской ГАИ, где будут регистрировать машину. Там советуют: возьмите у дилера справку, где будет указана дата. Параллельно пытаемся «пробить» VIN-код, но безуспешно (интернет пока не знает такой автомобиль). Менеджеры автосалона говорят, что никогда не выдавали подобных справок.

12:00. Спустя час заминки сотрудники автосалона идут навстречу. Диктуем им текст, состоящий буквально из одного предложения. Подпись, печать, все готово! Параллельно приходит информация от минского дилера, который подтвердил: по VIN-коду автомобиль 2014 года. Теперь уж точно все спокойны. Отмечаем тактичность сотрудников автоцентра во время затянувшейся паузы.

12:30. Менеджер еще раз показывает машину и напоминает про режим обкатки (движение со скоростью не более 120 км/ч, в пределах 3,5—4 тыс. оборотов). Окончательный расчет. Взамен выдают пакет документов, о котором напишем подробнее. Во-первых, покупатель получает паспорт транспортного средства. Перед поездкой обязательно уточняйте его наличие в автоцентре. Бывает, документ находится в банке, который выступает кредитором для дилера при доставке автомобиля. Во-вторых, в пакете находятся договор купли-продажи и копия доверенности, выданная менеджеру (он подписывал договор). В-третьих, копия таможенной декларации, где указаны страна, откуда ввезена машина (Бельгия), VIN-код и другая важная информация. В-четвертых, акт приема-передачи, а также документы для белорусского дилера.

12:50. Пока автомобиль заправляют пятью литрами топлива (это входит в стоимость), спрашиваю у сотрудников автоцентра, часто ли приезжают белорусы? Отвечают: да, в последнее время обратились несколько человек, все ссылаются на ощутимую разницу в цене. Чем она вызвана? Менеджеры говорят уклончиво: только в Москве 11—13 дилеров Mazda, а в Минске — один. Мол, ощутите разницу. Напоследок обещают учесть наш опыт в оформлении справки. Позже, в Беларуси, этот документ очень пригодился. При уплате утилизационного сбора (он составил около 600 тыс. с оформлением документов) была допущена ошибка, и сотрудники таможни попросили предъявить справку.

13:00. Несмотря на грозный вид, технический сотрудник, подогнавший автомобиль, излучает позитив, вручает ключи и с удовольствием позирует. Торжественный момент. Поехали!

Впрочем, ехать далеко не приходится — всего 30 метров до лафета. Если бы автомобиль пришлось везти самостоятельно, то нужно было бы оформлять российскую страховку, потом на границе с Беларусью — нашу. Но нам терять время не придется. Пока Mazda3 — груз. Водружаем покупку на прицеп, колеса крепятся ремнями. Сложно поверить, что это надежно, но поверьте — за всю поездку машина не сдвинулась ни на один сантиметр.

13:10. Выезжаем со стоянки автоцентра. Идет снег, на улице слякоть. Жалеем, что так и не купили пленку. В салоне, увы, заводскую уже сняли, а нам еще 700 км придется отмахать. Сияющий автомобиль жалко вывозить в мартовскую непогоду, но что поделаешь.

13:30. Несколько поворотов, и выезжаем на московскую кольцевую дорогу. На Можайском шоссе строят новую развязку и попадание в пробку неизбежно. Обернувшись, сначала даже пугаемся: что за машина повисла над задним стеклом? Ба! Так это ж героиня репортажа, осеняет нас в ту же секунду.

Самое сложное — маневрировать в плотном потоке с таким грузом за спиной. Но если аккуратно, то все получится. Двигатель Passat при необходимости готов ускориться. Расход между тем достигает 13,1 литра на сотню.

14:10. А мы уже на трассе М1. Идет снег, проезжая часть, равно как и Mazda, запорошена. Хотя в Минске в это время была плюсовая температура и шел дождик. Наши опасения, что будем привлекать излишнее внимание, напрасны. Похоже, это привычное дело, никто даже не оглядывается. Навстречу нам движутся несколько грузовых Mercedes с казахстанскими номерами. «Если открыть двери фургонов, то там наверняка окажутся малолитражки, лежащие на боку — на покрышках, — рассказывает Владимир. — Раньше из Германии именно так и возили. Немецкое телевидение даже поначалу репортажи делало о таких чудесах».

16:20. Едем довольно медленно, с учетом погодных условий и ценного груза на лафете. По трассе расход выравнивается и достигает 8,2 литра на 100 км. На границе Московской и Смоленской областей нас останавливает сотрудник ДПС. Что хочет? Сначала тщательно проверяет документы на Volkswagen, потом на прицеп. Затем просит предъявить бумаги на Mazda3, долго сверяет VIN-код. А потом вдруг откровенничает: «У меня брат точно такую же в Гродно вчера гнал».

17:15. Погода налаживается. Пока заправляемся топливом теперь уже на одной из АЗС российской сети, Артем грустно смотрит на свой автомобиль, покрытый слоем грязи: как бы не поцарапался. В остальном никаких беспокойств: дорога отличная, никто не мешает, подозрительных машин вокруг нет.

20:40. Въезжаем в Беларусь. Наш Passat оценил солярку и едет довольно резво. И хотя путь по российской части трассы М1 прошел спокойно, вздыхаем с облегчением. Почти дома!

22:30. Возле бывшего пункта оплаты проезда дежурят сотрудники транспортной инспекции. Останавливаемся и спрашиваем: штрафуете автомобили без номеров? Мнутся. Говорят, система BelToll не распознает машины без регистрационных знаков, а стало быть, нарушение не фиксирует. Остановить имеют право, но таких случаев не припомнят — везут обычно на лафетах.

23:50. Минск! Констатируем, что практически без приключений доставили автомобиль из другой страны. Потратили около 120 литров дизтоплива, проехали примерно 1500 км, на все ушло около полутора суток. Еще из расходов: гостиница, перекусы, аренда прицепа. Артему также пришлось оплатить утилизационный сбор (600 тыс. белорусских рублей), а через два дня в ГАИ машину без проблем поставили на учет. Подытоживаем: разница в $5000 стоила того!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by