40-летняя история BMW 3-Series: от компактных купе до премиум-хетчбэков

 
16 сентября 2014 в 8:30
Автор: Денис Логунович. Фото: производителя

В следующем году семейству 3-Series исполняется 40 лет. Модель успела сменить шесть поколений и стать самым продаваемым автомобилем BMW в истории. Первая версия «тройки» — Е21 — имела только два типа кузова: купе и кабриолет. Сегодня все изменилось: 3-Series — это седан, универсал и хетчбэк, а «двухдверки» выделили в отдельное семейство — 4-Series. Как за четыре десятка лет преобразилась «тройка», мы разберемся в этой статье.

BMW E21 — первая «тройка»

Первое поколение 3-Series пришло на смену семейству компактных седанов и купе BMW Neue Klasse («Новый класс»). А если быть более точным — на смену модели 2002. Пафосная презентация нового купе состоялась 2 мая 1975 года на Мюнхенском олимпийском стадионе. Баварцы позиционировали новинку как компактную версию 5-Series E12, поэтому сделали машину исключительно 2-дверной. Публика приняла автомобиль очень хорошо. Стремительный клиновидный силуэт кузова пришелся по вкусу многим автолюбителям и стал визитной карточкой всех следующих поколений 3-Series.

Изначально машину предложили клиентам в трех бензиновых версиях: 316 (1,6 литра), 318 (1,8 литра) и 320 (2 литра). Да, в те добрые времена числовые обозначения BMW имели непосредственную связь с объемом двигателя. Первая «тройка» была оборудована 4-ступенчатой «механикой», но с 1980-го в базовое оснащение вошла 5-МКП. Альтернативой «мешалке» выступал 3-ступенчатый ZF 3 HP-22, который, впрочем, не пользовался спросом, т. к. автомобиль становился менее динамичным и потреблял заметно больше топлива. В конце 1975 года немцы представили 320i c инжекторным мотором мощностью 127 л. с. Эта версия к 1980-му стала самой продаваемой «тройкой» (31% от общих продаж).

Легендарная рядная «шестерка» впервые появилась под капотом 3-Series в 1977 году. На автосалоне во Франкфурте компания провела громкую презентацию новой версии Е21 — 323i c 2,3-литровым 6-цилиндровым двигателем мощностью 145 л. с. Заднеприводное купе разгонялось с таким мотором до скорости 190 км/ч. Модель, кстати, стала первой модификацией «тройки» с четырьмя дисковыми тормозами (до этого сзади были барабанные). Последняя Е21 сошла с конвейера в 1982-м. Всего было выпущено 1 364 039 экземпляров первого поколения 3-Series, хотя изначально баварцы не верили в то, что можно достичь цифры в 1 млн автомобилей.

BMW E30 — седан, универсал, дизель, М3 и полный привод

В 1982 году на рынке дебютировала модель 3-Series в кузове E30. Эта машина принесла семейству больше инноваций, чем любое другое поколение «тройки». Автомобиль дебютировал не только с кузовом купе, но и в 4-дверном исполнении. Это означало, что теперь 5-Series не был самым компактным седаном компании. Весной 1988-го к купе, кабриолету и седану Е30 присоединился еще и универсал. Невиданное разнообразие после купе и мелкосерийного кабриолета.

Кроме того, Е30 стала первой 3-Series, которая получила полноприводную модификацию — 325iX. Версия с приводом на обе оси появилась в 1985 году вместе с новым 2,5-литровым мотором (169 л. с.), поддерживающим технологию Bosch Motronic. При этом немцы сохранили фирменный «заднеприводной» характер машины, оставив 63% крутящего момент на задней оси. Всего было выпущено почти 30 тыс. полноприводных Е30. Найти такую модель на рынке сегодня нелегко.

Е30 стала первой «тройкой», которая получила версию М3. Баварцы выпустили 17 184 «заряженных» экземпляра. Автомобиль оснащался 2-литровым 189-сильным бензиновым мотором. Были еще модификации Evolution 1, 2 и 3 с двигателями объемом 2,3 и 2,5 литра. Последний развивал 235 л. с. Это самый мощный серийный Е30. Купить такой сейчас практически нереально. Кроме «заряженной» модификации, модель получила дизельный мотор. В 1985-м дебютировала версия 324d с 2,4-литровым атмосферным дизелем (89 л. с.). Через два года появилась турбоверсия этой же машины (113 л. с.). На конвейере седан Е30 продержался до 1991 года. Объем выпуска — 2 339 520 автомобилей (включая универсал).

BMW E36 — появление 3-дверного хетчбэка

В августе 1990-го в Мюнхене сошел с конвейера первый экземпляр 3-Series третьего поколения. Машина получила квадратную оптику и очень свежий дизайн, практически не перекликавшийся с предшественниками. Автомобиль оказался настолько успешным, что производитель был вынужден наладить выпуск Е36 еще в США, Египте и Мексике для местных рынков, а также близлежащих стран.

Третье поколение модели к уже привычным кузовам седан, универсал, купе и кабриолет получило модификацию Compact. Эта версия представляла собой 3-дверный хетчбэк. Автомобиль был короче стандартной версии Е36, и для сохранения места на заднем диване и в багажнике баварцы приняли решение использовать в Compact задние косые рычаги подвески от старой E30. Формально хетчбэк относился к С-классу, став прародителем 1-Series. Конкурировал Compact с Audi A3.

С модели E36 началась путаница с цифрами в названии автомобиля. Так, 323i оснащалась 2,5-литровым 6-цилиндровым мотором (170 л. с.). А модификация 318tds имела под капотом 1,7-литровый дизель (90 л. с.). Самая желанная BMW M3 (E36) приводилась в движение 3- либо 3,2-литровым 6-цилиндровым двигателем мощностью 290 или 321 л. с. До сотни эта «эмка» разгонялась за 5,5 секунды. М3 второго поколения до сих пор часто встречается на клубных слетах любителей BMW во всем мире. Выпускалась «тройка» в кузове Е36 до 2000 года, получив массу наград в различных номинациях.

BMW E46 — последняя настоящая

В 1998 году в Европе дебютировал седан E46. Кузова универсал и купе четвертое поколение «тройки» получило в 1999-м, когда начались поставки в США. Версии кабриолет и хетчбэк стали доступны лишь в 2000 году. Е46 считается самой успешной «тройкой» в истории — всего было выпущено 3 266 885 экземпляров всех модификаций. Таким образом, это самая популярная версия 3-Series в мире. Несмотря на возраст, автомобиль до сих пор пользуется популярностью на рынке подержанных машин.

В 2001-м немцы представили третье поколение М3. Автомобиль был доступен в кузовах купе и кабриолет. 3,2-литровая «шестерка», устанавливавшаяся на М3, развивала 343 л. с. Машина оборудовалась 6-МКП или секвентальной коробкой передач и разгонялась до сотни менее чем за 5 секунд. Была еще версия M3 CSL с 360-сильной «шестеркой». В 2001 году впервые на 3-Series поставили двигатель V8 (4 литра). Этот «зверь» устанавливался на M3 GTR и развивал от 351 до 500 л. с. (гоночная версия с разгоном 3,5 секунды).

В отличие от Е36, М3 в 46-м кузове не получила версии седан. Зато баварцы выпустили один экземпляр универсала M3 Touring Concept. Сейчас он стоит в музее BMW, в гараже «консервации» (допускают туда не всех посетителей). Для E46 доступна масса дополнительных аксессуаров и расширенный Performance Packet. На конвейере модель пробыла до 2006 года. Многие любители марки называют этот кузов «последним настоящим BMW 3-Series», после которого линейка потеряла свое лицо.

BMW E90 — 8-цилиндровый двигатель для М3

Первой за долгое время моделью 3-Series, которая не получила кузова хетчбэк, стала «тройка» пятого поколения. Е90 выпускалась в версиях седан (Е90), универсал (Е91), купе (Е92) и кабриолет (Е93). Все кузова, кроме универсала, имели еще версию М3. Автомобиль стал самым продаваемым премиум-седаном в мире, опередив Mercedes C-Class, Audi A4 и пр.

M3 в данном поколении получил не рядную «шестерку», а V-образный 8-цилиндровый агрегат объемом 4 литра. Мощность двигателя достигала 420 л. с., а разгон до сотни занимал всего 4,6 секунды. Самым мощным дизелем для Е90 стал 3-литровый мотор M57TU2D30, выдающий 286 л. с. и 580 Н·м. Крутящий момент больше, чем у М3!

Баварцы очень разнообразили линейку силовых агрегатов и оснащений салона у данного поколения 3-Series. Клиентам предлагали аж 17 разных оттенков кузова, 11 цветовых решений салона и 5 различных комбинаций материалов в интерьере. Кроме того, можно было заказать один из четырех опциональных пакетов, самым дорогим из которых был M sport package (3750 долларов). В 2013 году производство семейства E90 практически остановилось (до 2014-го «дожил» только кабриолет). На конвейер встало последнее поколение «тройки».

BMW F30 — больше никаких «двухдверок»

Шестое поколение 3-Series дебютировало на рынке в 2012 году. Машина не получила кузовов купе и кабриолет. «Двухдверки» перевели в отдельное семейство — 4-Series (которое в этом году пополнилось еще и кузовом седан — 4-Series Gran Coupe). Зато теперь «тройка» снова доступна в виде хетчбэка. Только это не 3-дверный Compact, как раньше (его функцию взяла на себя «копейка»), а большой 5-дверный GT, который выполнен по мотивам 5-Series GT и не имеет ни одной общей кузовной детали с седаном или универсалом 3-Series.

Нынешнее поколение семейства имеет следующие кузова: седан (F30), удлиненный седан (F35, только для рынка Китая), универсал (F31) и хетчбэк (F34). У седана М3 сегодня другое название кузова — F80. «Эмка» впервые получила турбомотор — 3-литровую рядную «шестерку» мощностью 431 л. с. До сотни такой автомобиль выстреливает за 4,1 секунды (с АКП, на «механике» — за 4,3 секунды).

Сейчас на подходе рестайлинг модели. Вряд ли 3-Series получит серьезные обновления до выхода следующего поколения. Машина отлично продается на всех рынках, где представлена. К сожалению, у нас цены на BMW значительно отличаются от прайса Audi (в бóльшую сторону). На рынке подержанных автомобилей «баварцы» пользуются большим спросом, а вот продажи новых BMW исчисляются единицами (хорошо продаются только кроссоверы).

Представители семейства 3-Series являются, пожалуй, самыми традиционными BMW. Разрабатывая каждое последующее поколение «тройки», немцы выпускают на рынок самую драйверскую модель D-класса. Новинки попадают прямо в «яблочко», вынуждая молодых успешных людей приобретать их для получения удовольствия от каждой поездки.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by

Автор: Денис Логунович. Фото: производителя
Без комментариев