Бои на дорогах: водители жалуются на «обстрелы» песком и камнями, дорожники «отстреливаются» от исков и претензий

 
08 февраля 2015 в 8:30
Автор: Виталий Петрович. Фото: Аркадий Соболев, hovnya, GMCteranno, forum.onliner.by
Автор: Виталий Петрович. Фото: Аркадий Соболев, hovnya, GMCteranno, forum.onliner.by

Такая «война» разгорается на наших дорогах каждую зиму. Погода неустойчивая: то снег, то гололед, то оттепель. Водители требуют хороших цепких дорог, пешеходы — чищеных тротуаров. Техника «Ремавтодора» носится по городу, как бронетанковые колонны, расчищая и посыпая главные транспортные артерии столицы, а затем рассредотачиваясь, занимая районы и улицы. Стараются работать на совесть: песчано-соляная смесь, как снаряды, разбрасывается из специальных грузовиков во все стороны. Впрочем, без урона не обходится. Иногда под «обстрел» попадают случайные автомобили и даже вполне себе мирное население. И вот уже водители и пешеходы недовольны. О том, как работа одних выходит боком другим, как не мешаться и не быть вмешанным на дороге, читайте в материале Onliner.by.

За последние пару недель только в Минске зафиксировано как минимум два случая, когда в результате работы дорожных служб был причинен ущерб случайно попавшим под «обстрел» автомобилям. Первый произошел 15 января возле бизнес-центра Sky Towers по улице Домбровской. Тогда в результате прохода спецтехники было повреждено около 10 автомобилей, припаркованных вдоль обочины. Повреждения типичные: выбитые стекла, сколы, царапины и вмятины на кузове.

Второй — совсем недавно: в районе проспекта Независимости МАЗ дорожников проехал по тротуару, обдав песчано-соляной смесью и автомобили (по крайней мере один из них был поврежден — выбито стекло), и даже двух случайно оказавшихся на пути пешеходов.

Водители обвиняют дорожников в том, что они чуть ли не намеренно «обстреливают» машины: смесь летит слишком высоко, а крупные комья или камни повреждают автомобили. Корреспондент Onliner.by связался c ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома», чтобы узнать, как камни могли оказаться в дорожной смеси.

«Никто никого умышленно камнями не обстреливает, конечно же! Мы анализировали ситуацию. Судя по всему, такие случаи происходят из-за банальной „слеживаемости“ материала, — пояснил специалист. — Обработка дороги идет, как правило, песчано-соляной смесью. Соль при хранении слеживается в комки. С этим борются, но иногда образуются мертвые зоны, где соль все равно слеживается. Такие комки и есть так называемые „камни“. Либо бывает по-другому: погрузчик, который загружает смесь в технику, до этого перевозил другие материалы, скажем, строительный мусор. На морозе частицы этого мусора, возможно и камешки, прилипают к ковшу и остаются в нем. Затем погрузчик набирает соль, она „отъедает“ эти прилипшие камни, и все это попадает в технику, а затем и на дорогу. На наших машинах установлен специальный щит, отсеивающий крупные комья, однако он эффективен для объектов более 5 см в диаметре. Очевидно, что какие-то более мелкие частицы могут вылетать на дорогу».

Судя по всему, это и произошло на улице Домбровской. По крайней мере, к такому выводу пришли специалисты «Ремавтодора».

Нет злого умысла и в том, что песок и соль разлетаются на очень большой высоте, «обрабатывая» соседние авто по самую крышу. Водители подозревали дорожников в головотяпстве и нежелании установить какие-нибудь щиты, ограничивающие высоту вылета песчинок. Однако этому нашлось рациональное объяснение. «Мировая практика: техника разбрасывает смесь для обработки проезжей части на расстоянии 8 метров. Это позволяет эффективно обработать дорожное полотно. Представляете, на какой высоте должна вылетать песчинка, чтобы пролететь такое расстояние? Отсюда и высота подачи», — объяснил собеседник в «Горремавтодоре».

Он также добавил, что пешеходы попали под «обстрел» на проспекте Независимости отчасти случайно. «Как правило, разная техника убирает проезжую часть и тротуары. К тому же регулируются режимы работы механизма, который разбрасывает смесь. Пешеходу даже если посигналить — он не будет знать, что ему делать, куда деваться. Конечно, в таких случаях лучше отойти в сторону и дать технике проехать, выполнить свою работу», — отметил специалист.

Кстати, нежелание многих «подвинуться» и дать спокойно отработать дорожникам зачастую создает проблемы и для одних, и для других. «Наверное, только у нас в стране, когда едут такие машины, их пытаются обгонять. К примеру, в той же Европе так никто не делает, технике не мешают. И соответственно, сильного вреда она не наносит. В конце концов, есть специальные покрытия на кузов, которые помогут его защитить», — отметил представитель «Горремавтодора». Мешают технике и автомобили, припаркованные у обочины: посыпать дорогу все равно нужно, дорожники ведь не могут ждать, пока все разъедутся.

«У всех к дорожным службам претензии: мол, должны работать и ночью, и в выходные, выполнять свои обязанности. А понимать никто не хочет: как это делается, что для этого нужно, как не мешать работе, чтобы она выполнялась и оперативно, и эффективно. Но наши работники уже ко всему привыкли и ни на что не жалуются. Разве что на конфликтные ситуации, которые возникают с водителями», — рассказал собеседник.

А конфликты возникают часто. Еще бы: если повреждена машина, кто-то должен оплатить ремонт. И водителю, случайно или по неосторожности попавшему «под раздачу», совсем не хочется делать это из собственного кармана, раз за ним нет никакой вины. Можно было бы предположить, что такие случаи будут оформляться как ДТП, согласно п. 2.18 ПДД, который определяет, что ДТП — это происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате чего причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица. На практике же все выглядит несколько иначе.

Пользователь нашего форума с ником hovnya, в частности, рассказал свою историю (орфография и пунктуация здесь и далее сохранены): «Попал в такую же ситуацию. Остановился, осмотрел повреждения, вызвал ГАИ... Приехал инспектор... Не выходя из автомобиля выслушал мой рассказ о том, что произошло, позвонил кому-то и заявил, что мой случай не подпадает под дорожно-транспортное происшествие, оформлять ничего не будет и посоветовал обратиться с этой проблемой в районный отдел милиции. ВСЕ!!! Уехал».

Вот такой ответ дали ему в районном отделе милиции:

«Во-первых, этот случай оказался не дорожно-транспортным происшествием. Во-вторых, никакого возмещения со стороны УП"Ремавтодора" не последовало. И что в итоге - только суд мог что-то решить. Но, когда "отфутболила" одна служба, затем и вторая... чего мне было ожидать, до суда так и не дошел...» — рассказал hovnya.

Еще один случай произошел с нашим читателем Александром: «Ехали из Минска в Витебск по М1 отъехали километров 30 от Минска, едем спокойно на "Крузе" 100 км/ч. Видим, впереди работают дорожники. И идут на немалой скорости: 70-80 км/ч. Мы их проходим и в мою машину летит шквал камней и песка. Сзади за мной ехала легковушка. Поэтому остановиться удалось не сразу, иначе она могла влететь в нас. Остановились: подхожу к водителю-дорожнику. Предъявляю претензии, вызываем ГАИ. Из повреждений на моей машине: 4 скола на лобовом стекле, сколы на передних фарах. Инспекторы приехали минут через 10-15. Вели себя не очень хорошо. Не представились. Инспектор сказал: это не страховой случай и чем мы вам поможем?! Ничем! Но что-то он стал мерить, составлять схему ДТП. Оформили, но он заявил, раз не страховой случай, страховку никто выплачивать не будет. Хотите обращайтесь в суд по месту ДТП».

В суд Александр подавать не собирается — считает, что это бесполезный и долгий процесс. Сам он из Витебска, а в суд по месту ДТП пришлось бы ездить в Смолевичский район. Тем не менее ремонт грозит дорогостоящий. «Стекло стоит у меня оригинальное, сколы сильно видны. Такой лобовик на мою машину стоит 11 млн рублей. Герметичность фары нарушена. Появилась влага. Фары оригинальные по 4,7 млн за штуку», — рассказал Александр. Ко всему прочему, ГАИ выписала водителю штраф. «Оштрафовали на 100 тыс. за то, что мы сразу не остановились на месте ДТП. А как мы могли остановится, если за нами на скорости 100 км/ч движется легковушка?» — недоумевает он.

На самом деле в суд в таких случаях обращаться все же следовало бы. Как нам пояснили в столичной Госавтоинспекции, во-первых, водители непременно должны вызвать ГАИ, чтобы зафиксировать причиненный ущерб. Этот документ будет основой предъявления искового заявления. Без него никому и ничего доказать не удастся. С иском имеет смысл обращаться непосредственно в компанию, которой принадлежит машина, выполнявшая дорожные работы. «Если доказательств достаточно, то компания возмещает причиненный ущерб. Либо самостоятельно, либо страховая компания, если „Ремавтодор“ застрахован от таких случаев. Не все „Ремавтодоры“ имеют такие отношения со страховыми компаниями, это не обязательно и решается на местах. В случаях когда материалов недостаточно либо есть какие-то сомнения, такие иски решаются в судебном порядке», — рассказал наш собеседник в столичном «Горремавтодоре».

Он также прокомментировал случай, произошедший с Александром: «Это очень показательная ситуация. Водитель сам признает, что спецтехника ехала быстро. У такой машины запаса песчано-соляной смеси хватает на посыпку 10—15 км дороги. Возможно, водителю стоило пожертвовать этими 5 минутами, а не обгонять технику и таким образом фактически „подставляться“», — предположил специалист. Он добавил, что в случае, когда спецтехника «Ремавтодора» едет навстречу, лучше по возможности принять вправо — она пройдет мимо за считаные секунды.

Кстати, в инциденте с участием автомобиля Александра на поверхность всплыла еще одна проблема. «У дорожного МАЗа была лысая резина. Ну просто до короба! Как же их на линию выпускают: груженый МАЗ летит 80 км/ч по трассе на лысой резине! Я потребовал ГАИ, чтобы выписали протокол с записью в путевой лист за лысую резину. Инспектор в конце концов выписал, но что именно я не видел, так как мне его не показали. Очень бы хотелось, чтобы сотрудники ГАИ проверили дорожные службы, хотя бы резину. Я уверен, что у половины МАЗов она будет лысая», — рассказал Александр.

Наш собеседник в «Горремавтодоре» заявил, что по крайней мере для Минска такая проблема неактуальна. «Впервые слышу, чтобы у МАЗа была лысая резина. Да скорее покрышка раньше лопнет, чем протектор сотрется», — считает он.