План «Сирена»: ну кто тут не уступает «скорой» и пожарным?

 
19 февраля 2015 в 19:06
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

Сегодня минчан напугала целая кавалькада спецавтомобилей, мчавшихся с проблесковыми маячками и сиренами, в частности, по Партизанскому проспекту. Спокойно! Ситуация была под полным контролем Госавтоинспекции. Это по ее инициативе проходила традиционная акция: инспекторы проверяли, пропускают ли машины «скорой» и МЧС, движущиеся с синими маячками. Итог оказался неожиданным. Во всяком случае, такого результата в предыдущие годы еще не было.

Улица Захарова. Тут находится городская станция скорой медицинской помощи. Периодически в одну из машин службы 103 запрыгивают медики, включаются мигалки, и автомобиль срывается с места. Всего в городе каждые сутки в среднем поступает 1700—1800 вызовов. Далеко не каждый раз врачи выезжают со спецсигналами. Но иногда это жизненно необходимо, особенно если поступил тревожный звонок: «человек без сознания», «сильная кровопотеря», «плохо ребенку». На автомобилях «скорой» установлены «люстра» на крыше, стробоскопы в районе решетки радиатора и трубки сирены, но это не всегда помогает — водители не пропускают и все тут!

Медики подчеркивают, что фраза про «секунды решают» — вовсе не преувеличение. Знайте: если в салоне «скорой» во время движения включен свет, значит, там проходят реанимационные мероприятия. А решение о каждом использовании спецсигналов принимает не водитель, а старший бригады. При этом делается соответствующая отметка в путевом листе и карте вызова. Эти документы в спорных случаях запрашиваются в первую очередь.

Но сегодня в Минске все было немного по-другому.

— Первым выдвигается автомобиль быстрого реагирования МЧС, следом — машина скорой помощи, потом — автомобили ГАИ, — дает последние инструкции старший инспектор по особым поручениям Минской ГАИ. — В случае непропуска по радиостанции называется номер автомобиля нарушителя. Один из экипажей производит остановку, а колонна продолжает движение по маршруту.

Ничего принципиально нового в акции нет. Такие упреждающие рейды проводились и в прошлом году, и в позапрошлом, и раньше. Было много привлеченных к ответственности, кто-то называл все показухой. Как бы то ни было, эффекта добиваться удавалось, считают медики. Во всяком случае, по их словам, водители после таких мероприятий уступали дорогу охотнее.

Итак, процессия выдвигается на ул. Первомайскую. А вот и первый остановленный. Возле перекрестка с ул. Красноармейской тормозят водителя Nissan. В этот момент подумалось: ну, началось...

— За невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного движения по обеспечению беспрепятственного проезда транспортного средства оперативного назначения предусмотрен штраф от 2 до 10 базовых величин с лишением прав до одного года или без лишения, — напоминают инспекторы. — Если водитель согласен с нарушением, то обычно назначается минимальное наказание.

Но вот уже позади ул. Ленина и бóльшая часть Партизанского проспекта. Водители, увидев красный Volkswagen Crafter с мигалками, а за ним еще и «скорую», сразу же принимали правее. На светофорах изо всех сил пытались освободить проезжую часть. Словом, действовали как предписано в ПДД. Молодцы!

Подъезжаем к пересечению улиц Кабушкина и Машиностроителей. Все полосы заняты. Для нашего направления горит красный. Что будут делать водители? Впрочем, долго ждать не пришлось — левый ряд посторонился, пропуская грозную кавалькаду.

Мчимся по практически пустой ул. Ташкентской. Ширина реконструированной магистрали такая, что разминуться не составляет труда, да и машин особо нет. Все проходит гладко.

Затем сворачиваем на ул. Уборевича. Она гораздо уже, правый крайний ряд заставлен припаркованными автомобилями. В результате Volkswagen Crafter как раз возле 10-й городской больницы упирается в маршрутный автобус. Водитель МАЗа, было видно, пытается ускориться, но в салоне ведь пассажиры — их здоровье тоже беречь нужно.

— На самом деле претензий к водителю автобуса нет, — позже объяснят сотрудники ГАИ. — Ему действительно некуда было деваться. Каждый случай надо оценивать отдельно. Не может быть одинаковых решений.

Минуем еще несколько поворотов и улиц. Опять никаких проблем с пропуском. Колонна следует без остановок. Медики радуются: «Всегда бы так. Но, как назло, везешь пациента с инфарктом, а впереди какой-нибудь молодой водитель то ли не слышит, то ли не хочет слышать рев сирены. Зато сейчас…»

Наконец подъезжаем к оживленному перекрестку Партизанского проспекта и ул. Кабушкина. Нам горит запрещающий сигнал светофора. Но сейчас его требования на нас не распространяются — ведь включены спецсигналы. В таких случаях водители экстренных служб всегда притормаживают и начинают движение лишь убедившись, что им уступают дорогу. Проблема в том, что из-за попутных машин быстро движущиеся автомобилисты могут не увидеть спецтранспорт, выезжающий с перпендикулярного направления.

Секунда, две, три… Около четверти минуты мы не могли тронуться с места, что для «скорой» или пожарной службы довольно много. Один автомобиль ГАИ отправляется вслед за Toyota Land Cruiser, второй — за Citroen. Их водители будут привлечены к ответственности.

А колонна, между тем, продолжает движение по ул. Радиальной. Быть может, сказалось то, что двигалась целая кавалькада спецмашин, или то, что первым ехал ярко-красный автомобиль МЧС, но нарушений сотрудники ГАИ больше не усмотрели. В конце инспекторы подвели итог: «Водители стали осмотрительнее и внимательнее. Об этом говорят итоги акции: нарушителей всего трое. Они привлечены к ответственности». Не исключено, что автомобилисты действительно стали бдительнее, но ведь так могло получится и потому, что мы ездили не в то время и не в том месте. Во время прошлых акций спецмашины двигались по центральным проспектам и остановленных были десятки.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by