Вспышка слева! Репортаж из Центра фиксации правонарушений, откуда отправляют «письма счастья»

 
05 марта 2015 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков, архив auto.onliner.by, OLEGator_by, forum.onliner.by

Каждый день почтовая служба Беларуси доставляет по адресам нарушителей сотни «писем счастья». До этого каждый факт проверяют операторы, а также сотрудники ГАИ. Потом постановление распечатывают и специальным образом складывают. Показываем процесс оформления нарушения изнутри. А заодно отвечаем на популярные вопросы пользователей Onliner.by: например, как борются с хитрецами, которые стыдливо прикрывают номера кленовыми листочками?

Первичную обработку проводят сами камеры. Датчики измеряют скорость всех машин и выделяют нарушителей. То есть они точно «знают», на каком автомобиле превышена скорость. Потом информация отправляется в Центр фиксации правонарушений.

Заходим в операционный зал. На стене — огромный экран. На нем отображается карта с отмеченными датчиками контроля скорости — действующие, строящиеся, планируемые… Можно также увидеть, чем занят каждый оператор.

Здесь слышен только стук по клавишам. Операторы ежедневно обрабатывают тысячи нарушений. Анализ каждого проходит в два этапа. Используется так называемый принцип четырех глаз. Сначала снимки попадают на монитор одного из операторов.

Задача сотрудника Центра фиксации правонарушений — сверить, правильно ли система распознала номера. Бывает, что фотография имеет плохое качество, но регистрационный знак виден. Тогда его вносят вручную. Как, например, получилось с этим внедорожником с российскими номерами.

Также оператор должен определить принадлежность автомобильных знаков — BY, RUS или нерезидент. Белорусы в этом случае получат «письмо счастья». А информация о нарушениях, допущенных на машинах с российскими и номерами других стран (таковых 50—60% от общего числа нарушителей), попадет в базу. Впоследствии эти автомобили будут пытаться остановить на пунктах контроля и оплаты, с одного из которых мы делали репортаж.

Иногда попадается «брак». Скажем, когда номера невозможно распознать. Такие фотографии отсеиваются.

Как мы могли убедиться, обработка каждого факта занимает до минуты. Это если нет никаких трудностей. Речь в первую очередь о водительских уловках: некоторые хитрецы после введения камер скорости стали закрывать номера своих машин — кто кленовым листочком, кто бумажкой, а кто и вовсе «0» менял на «8».

— Был автомобиль, часть цифр которого закрывали компакт-диском, — рассказывают в СЗАО «Безопасные дороги Беларуси». — Вероятно, водитель рассчитывал, что вспышка будет засвечивать снимок. Но так не произошло: цифры были хорошо видны, а поскольку компакт-диск периодически сдвигался, по нескольким фотографиям мы смогли установить регистрационный знак полностью. Соответствующий документ был отправлен в РУВД. В таких случаях могут привлечь не только за превышение скорости, но и за умышленное сокрытие номеров (штраф от 10 до 20 б. в.).

Однако вернемся в Центр фиксации правонарушений. После обработки первым оператором информация попадает ко второму. Тот должен подтвердить данные или отправить снимки на повторную обработку (в этом случае нарушение поступает к третьему оператору). Таким образом реализуется принцип четырех глаз.

Теперь осталось сформировать постановление. Этим занимаются сотрудники ГАИ. Инспекторы сверяют данные, полученные от операторов Центра фиксации правонарушений, с информацией из базы МВД — тип, госномер, модель транспортного средства. Также сотрудники ГАИ определяют в спорных случаях, является ли автомобиль грузовым или легковым. Это имеет принципиальное значение, ведь на многих участках дорог установлены скоростные ограничения для транспортных средств общей массой более 3,5 тонны.

— Как часто после установки временных знаков туда направляют камеру скорости? — многих на форуме Onliner.by очень беспокоит этот вопрос. Пользуясь случаем, переадресовываем его руководству СЗАО «Безопасные дороги Беларуси».

— Это единичные случаи, — заверили там. — Если такое и практикуется, то только в очень аварийных местах. Вообще, все датчики контроля скорости устанавливаются на опасных участках дорог, где регистрировались скоростезависимые ДТП. По имеющейся информации, за последние годы количество аварий со смертельным исходом снизилось на 30%.

На самом деле это очень серьезный результат. В 2010-м, когда только-только стала обсуждаться перспектива введения камер скорости, главной задачей называлось именно снижение числа учетных ДТП. В последние годы количество аварий постоянно уменьшалось. Несомненно, заслуга датчиков в этом тоже есть. Именно благодаря камерам скорости соблюдается принцип неотвратимости наказания на конкретном участке дороги. Один из ярких примеров — МКАД. Если два-три года назад мы чуть ли не каждую неделю сообщали об очередном происшествии, то теперь печальных информационных поводов стало гораздо меньше.

Итак, постановление сформировано. Сотрудник ГАИ отправляет его в базу административных нарушений. Оно сразу уходит на печать и попадает в систему ЕРИП.

Вообще, распечатывают четыре документа: во-первых, постановление об административном правонарушении, во-вторых, запрос юридическому лицу о том, кто управлял автомобилем в момент совершения нарушения, в-третьих, представление о принудительном взыскании штрафа (если штраф не оплачен в течение месяца после наложения административного наказания), в-четвертых, рапорт в РУВД, если юрлицо не предоставило (или предоставило несвоевременно) сведения о том, кто управлял автомобилем в момент совершения правонарушения.

Но как сделать так, чтобы ни одно постановление из многих тысяч не затерялось? Этому вопросу в Центре также уделяется большое внимание. После того как бумага вышла из принтера, ее отправляют в специальную машину — бесконвертер. Он упаковывает постановления, фактически придает вид конверта.

На лицевой стороне — штрихкод. Его считывают сканером, таким образом занося в реестр. Данные из него должны совпасть с информацией о постановлениях из базы.

Только после этого ящики с постановлениями передают «Белпочте». На отправку у сотрудников Центра фиксации правонарушений есть три дня. Но обычно все происходит с сегодня на завтра.

Как правило, в течение месяца «письма счастья» оплачивают 60% нарушителей. С остальных штрафы взыскиваются судебными исполнителями. Все деньги поступают в республиканский бюджет.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков, архив auto.onliner.by, OLEGator_by, forum.onliner.by
Без комментариев