Как производят дизтопливо. Репортаж с завода по нефтепереработке

 
24 апреля 2015 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

Производство дизельного топлива чем-то напоминает получение яблочного сока. Сначала плоды выжимают, потом жмых отправляют под пресс и в который раз повторяют процедуру, чтобы выдавить последние капли драгоценного нектара. Примерно так же из нефти максимально «выкачивают» светлые нефтепродукты, в том числе дизтопливо. Глубина переработки сейчас достигает 72%! Но сам процесс не виден даже вооруженным глазом: топливо попадает в различные установки через скрытую систему трубопроводов. Однако внешне все впечатляет — сверкающие на солнце установки с 7-этажный дом, огромные резервуары, многоуровневая система охраны. На предприятие подведена железная дорога, постоянно ведется модернизация… Читайте специальный репортаж Onliner.by с Мозырского нефтеперерабатывающего завода. Оттуда, где рождается топливо.

Первым делом нефть попадает на завод. Это происходит по трубопроводу и железной дороге. Рельсы проложены прямо по территории предприятия. По ним идет постоянное движение: одни цистерны прибывают, другие убывают. Наверняка вы, следуя куда-нибудь на поезде, тоже обращали внимание на специальные обозначения: «бензин», «ДТ», «нефть». Эти «пометки» железнодорожников, разумеется, сделаны не просто так. Каждая цистерна предназначена для перевозки отдельного вида грузов, и без специальной подготовки нельзя заливать дизтопливо в резервуар, в котором до этого перевозилась нефть, и наоборот.

После поступления на завод нефть отправляют на секции 100 комплексов ЛК-6У №1 и №2. Фактически с вводом в эксплуатацию этих комплексов 40 лет назад начался Мозырский нефтеперерабатывающий завод: в 1975 году было получено первое полесское топливо. Сейчас предприятие остается одним из крупнейших экспортеров страны. Основные акционеры: Государственный комитет по имуществу Беларуси (42,2%), ОАО НГК «Славнефть» (42,58%), ООО «МНПЗ плюс» (12,25%) и физические лица (2,41%).

На секциях 100 в атмосферной колонне происходит процесс перегонки нефти, во время которого светлые фракции поднимаются наверх, а темные (мазут) выводятся с нижней части колонны на дальнейшую переработку. Обычный физический процесс, суть которого проходят в средней школе. Но только здесь он имеет поистине промышленный масштаб: в год завод перерабатывает 12 млн 200 тыс. тонн нефти.

На выходе из комплекса ЛК-6У получают целый набор нефтепродуктов, который необходимо доводить до требуемого качества, в том числе и прямогонное дизельное топливо. Оно пока «грязное», если можно так выразиться. В нем повышенное содержание серы, азота, присутствует полициклическая ароматика (которая негативно сказывается на работе двигателя), цетановое число не отвечает стандартам. Поэтому «полуфабрикат» отправляют на финишную очистку — перекачивают на другую установку.

Через промежуточный резервуар неочищенное дизтопливо попадает на установку гидроочистки — огромный комплекс высотой в 7-этажный дом. Комплекс — это и аппараты теплообмена, и холодильники, и печи, и компрессоры, и насосы, и сложная система труб, и электрозадвижки. На солнце это все сияет и блестит.

Установка стоимостью $250 млн произведена по технологии французской фирмы Axens. А на предприятии она появилась три года назад. Надо сказать, что за последнее время завод прошел серьезную модернизацию, причем это было определено стратегической целью. Для производства дизтоплива, которое отвечает стандарту EN 590:2009 (а значит, Евро-5), здесь сделано все возможное, говорят специалисты.

В установке гидроочистки происходит глубокий процесс очистки дизтоплива. Температура в реакторе достигает 340 градусов по Цельсию. А давление составляет от 8 до 9 МПа. «Полуфабрикат» очищают от серы, азота, полициклической ароматики. К тому же цетановое число дизельного топлива на выходе с этой установки повышается и достигает нормы. За работой огромной установки круглосуточно следит смена из 9—10 операторов. Этого достаточно, чтобы безопасно эксплуатировать производственную махину.

Когда на заправках проходил процесс замены на дизтопливо класса Евро-5, многие автомобилисты сетовали, мол, платить теперь придется больше. Но на заводе подчеркивают: «Мы долго шли к этому проекту и успешно его реализовали. Представьте, топливо в пять раз стало чище! А если кто-то глубоко интересовался вопросом, то наверняка выяснил, что ДТ Евро-5 кроме экологических свойств соответствует требованиям, предъявляемым автопроизводителями. В частности, оно рекомендовано к использованию в двигателях, оборудованных системами впрыска топлива, которых, как ожидается, вскоре на белорусском рынке станет больше».

После установки гидроочистки дизтопливо опять отправляется в путь. Оно попадает в цех, где к нему добавляют необходимые присадки. «Поскольку количество серы теперь снижено, то как это сказывается на смазывающем свойстве топлива?» — мы не могли не задать этот вопрос, интересующий многих опытных дизелистов. Как оказалось, в этом же цеху добавляется смазывающая присадка. Так что все показатели соответствуют нормам.

Таким «простым путем» — с помощью прямого перегона — получают 90% от общего объема ДТ. Но вспомните про аналогию с яблоком: каждую каплю драгоценного нектара повторно выжимают из жмыха. Здесь — точно так же. Дополнительные 10% объема дизтоплива получают с помощью вакуумной разгонки мазута — каталитического крекинга (высокотемпературная переработка нефти и ее фракций), висбрекинга (один из видов термического крекинга) и гидроконверсии вакуумного газойля. Про последний метод поговорим чуть подробнее.

Проблема в том, что индивидуально выделить каждый углеводород из нефти очень сложно, дорого, да и не нужно. Поэтому «вычленяют» партии углеводородов, а точнее — фракции. Мазут принадлежит как раз к темным фракциям, из которых еще можно получить немного дизтоплива. Путь сложный, но он того стоит! Для этого в том числе используют установки вакуумной перегонки мазута.

Тут под вакуумом проходит перегонка мазута. Удается получить три продукта: гудрон, газойль и вакуумное дизельное топливо. Газойль выступает сырьем для получения бензина и дизтоплива. Его отправляют на гидроочистку, далее — на каталитический крекинг, где на выходе имеем компонент автомобильного топлива. Целые институты разрабатывают эти технологии: все направлено на то, чтобы из дорогой нефти получить максимум пользы. А вакуумное дизельное топливо отправляется на уже знакомую нам гидроочистку.

Затем дизтопливо (полученное разными способами) отправляют по системе трубопроводов в резервуар. В огромных резервуарах оно должно несколько часов отстояться. Наступает время контрольной проверки: из трех точек — высшей, средней и низшей — возьмут пробы. Если в лаборатории установят, что результат анализов одинаковый, то будет выписан паспорт качества и топливо отправится потребителю.

— А кто, кстати, потребитель? — поинтересовались мы у заместителя директора завода Владимира Сизова. — Сколько достается белорусскому рынку и сколько отправляется за границу?

— Сразу нужно заметить, что потребление в Беларуси дизтоплива практически втрое больше, чем бензина. Только наш завод поставляет на внутренний рынок 1,7 млн тонн ДТ. В основном наше топливо реализуется через сеть заправок «Белоруснефти». Компании — поставщики нефти, такие как «Роснефть», «Газпромнефть» и «Лукойл», также снабжают свои белорусские сети АЗС нефтепродуктами, выработанными на Мозырском НПЗ. Кроме этого ряд крупных коммерческих сетей АЗС получает топливо напрямую с нашего завода. Основной экспортный рынок — Украина, где топливо продается через сети WOG, OKKO, UPG и ряд других. Украинский потребитель хорошо знает наш продукт. На заправках подчеркивается, что это именно белорусское топливо.

Владимир Сизов

— Традиционно много вопросов касается качества дизтоплива…

— Мы отслеживаем реакцию потребителей, в том числе на форумах Onliner.by. Хорошо знаем, какие вопросы больше всего интересуют автомобилистов. Мы гарантируем качество своей продукции. Поймите, с предприятия топливо, не отвечающее стандартам, выйти не может.

Особенно много претензий в холода. В свое время мы проверяли предельную температуру фильтруемости дизтоплива: показатели оказались на уровне! Почему же тогда дизельные автомобили мерзнут в мороз? Специалисты высказали свое предположение. По их наблюдениям, пик жалоб приходится на ноябрь — декабрь. То есть в самом начале заморозков. Это позволяет выдвинуть такую версию: оставшееся в топливной системе летнее ДТ смешивается с зимним (не путать с «Арктикой»), что негативным образом сказывается на работе двигателя. Совет простой — полностью очистить систему от летнего дизтоплива перед холодами и залить зимнее ДТ.

Также специалисты обращают внимание на то, что зимнее дизтопливо рассчитано на эксплуатацию при морозах до минус 20 градусов Цельсия. При более низких температурах необходимо использовать ДТ для холодного и арктического климата. ОАО «Мозырский НПЗ» выпускает такое топливо — ДТ-3-К5 класс 2, в народе «Арктика». С ним нестрашно оставлять на стоянке машину даже при температуре ниже 32 градусов.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by