Эксперт: «Дилеры закончат распродажи машин по дешевке до начала лета»

 
9738
18 мая 2015 в 10:51
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: www.autostat.ru
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: www.autostat.ru

Авторынок страны на исторических максимумах, а национальные автодилеры едва сводят концы с концами. «Невзирая на указы №361 и 99 (резервирование ввозного НДС для импортеров), №64 (утильсбор для дилеров по ставкам в десятки раз выше, чем при ввозе физлицами), ухудшившие условия работы наших дилеров, начиная с ноября 2014 года, рынок новых легковых автомобилей в стране бьет рекорды, — констатирует член правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Варивода. — Только за последние полгода белорусы приобрели 38 тысяч новых легковых автомобилей. Это больше, чем за любой предшествующий год».

«При этом на долю граждан приходится 90% покупок. И более половины покупок приходится на автомобили российского производства, проданные российскими же дилерами, — говорит эксперт. — Ущерб от вывоза валюты из страны исчисляется сотнями миллионов долларов. Умом реальную экономику Беларуси не понять. На фоне падающего ВВП и реальных доходов населения, запредельных процентных ставок и растущей безработицы белорусы умудряются наращивать вклады в банках и массово скупать автомобили».

Сергей Варивода напомнил причины происходящего: «Этап первый — обвал в РФ ( поздняя осень — начало зимы): нарастающее избыточное предложение на российском рынке, сформированное из-за завышенного прогноза продаж (производства) на 2014 год, приводит к волне массовых скидок у российских дилеров. Обвал курса российского рубля делает цены еще более привлекательными. Белорусы массово устремляются в Россию за покупками автомобилей и не только, попутно выметая валюту из „обменников“.

Этап второй —  „обвал у нас“ (зима 2014—2015): на фоне очередной „корректировки“ курса, неуверенности в стабильности банковской системы и национальной валюты часть сбережений граждан инвестирована в покупку автомобилей. Небольшой рост цен на российском рынке при сохранении слабого российского рубля не в состоянии сбить ажиотажный спрос.

Этап третий — „ни пяди рынка“ (первая половина весны): в битву за белорусского потребителя активнее включаются белорусские же дилеры. Кто-то получил доступ к „российским ценам“, остальные вынужденно продают в убыток, сокращая склады автомобилей 2014 года выпуска. Доля прямых покупок у российских дилеров снижается с 83% в декабре до 42% в апреле. Бал на рынке правят бюджетные седаны. Цены на популярные модели Renault Logan и Sandero, Volkswagen Polo Sedan, Nissan Almera, Sкoda Rapid и другие у белорусских дилеров опускаются до $10 000 и ниже. На рынке, выражаясь словами Карлоса Гона, президента альянса Renault-Nissan, „кровавая баня“. В этот период рынок проходит ценовое дно.

Этап четвертый — „выдохлись“ (вторая половина весны): рынок начал ощутимо „проседать“. Покупатель откровенно выдохся, а мотивация на совершение ненужных покупок на фоне стабилизации курса у нас и укрепления курса в РФ стала исчезать. Кто успел, тот и съел. А кто не успел, тот предпочитает „взять свое“ в погоне за падающими, но еще достаточно высокими депозитными ставками».

«По итогам 2-го квартала мы увидим существенную перемену настроений на рынке, — предполагает специалист. — Доля ввоза из России будет постепенно снижаться, оставаясь по-прежнему существенной. Продажи дилеров Беларуси снизятся к соответствующему периоду прошлого года. Политика „от утюга до автомобиля“ наконец-то проявится в цифрах. В цифрах спада продаж, доходов, налогов, численности занятых в дилерской отрасли».

«Возвращаясь к диаграмме фантастического роста продаж новых легковых автомобилей в Беларуси в 1-м квартале 2015 года, стоит отметить, что рост продаж национальных дилеров был умеренный — около 20%, — анализирует член правления БАА. — Весь прирост продаж нынешнего первого квартала обеспечен 5—6 марками. А более 60% дилеров свои валовые показатели ухудшили. О финансовых результатах и говорить не приходится. Дилеры вынуждены взять на свои балансы все издержки девальвации, продавая автомобили в рублевом эквиваленте даже дешевле, чем до обвала курса. Такие распродажи будут в ближайшие недели завершены, а инвестировать в покупку нового автомобиля дилер будет с оглядкой на реальную, читай высокую, цену последующей продажи. Дальнейшее укрепление российской валюты по отношению к белорусскому рублю на фоне замораживания доходов населения создаст „идеальный шторм“, разрушающий остатки благополучия на автомобильном рынке. К сожалению, в отсутствие фундаментальных факторов роста спроса „белорусское автомобильное чудо“ не могло продолжаться бесконечно».