Сегодня в Минске велосипедистов гораздо больше, чем, например, мотоциклистов. Однако внимания проблемам велодвижения уделяется не столь много. Сотрудники ГАИ решили напомнить о соблюдении некоторых пунктов ПДД этой группе участников дорожного движения. «Основных проблем две, — еще перед рейдом отметили инспекторы. — Во-первых, велосипедисты не спешиваются при пересечении пешеходных переходов, а во-вторых, без особой надобности выезжают на проезжую часть». Этим двум нарушениям и было уделено основное внимание во время репортажа.
— Я сам езжу на велосипеде, когда позволяет погода, — говорит начальник ГАИ Московского района Юрий Жихарев. — От дома до работы — почти 10 километров. Это около получаса езды. Да, не всегда удобно слезать с велосипеда перед пешеходным переходом, но что поделаешь — это наша безопасность. А нарушители должны быть готовы к тому, что их остановят и попросят объясниться.
На пр. Газеты «Правда» инспекторы замечают первого нарушителя. Парень проезжает регулируемый пешеходный переход, не слезая с велосипеда. Его не смутило даже то, что этот маневр он предпринял прямо перед капотом патрульного автомобиля ГАИ. Проблема в том, что скорость велосипедиста выше, чем даже у самого быстрого пешехода. Поворачивающие направо и налево автомобилисты просто не ожидают появления столь стремительного участника дорожного движения.
В данном случае большой опасности не было: через дорогу переходило много людей и водители машин так или иначе притормаживали. Но если бы велосипедист ехал один, это могло бы привести к ДТП. Инспекторы решают остановить парня.
Тот снимает наушники: «Вообще-то я обычно спешиваюсь. Но сейчас опаздываю. Перед выездом на дорогу посмотрел во все стороны, контролировал ситуацию. Считаю, что все сделал безопасно. Единственное, не учел, что рядом ГАИ».
За подобное нарушение по части 1 статьи 18.23 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрен штраф от 180 до 540 тысяч рублей (от 1 до 3 б. в.). Парня отпускают после предупреждения. Он обещает исправиться.
Следующий велосипедист был остановлен возле станции метро «Петровщина». Парень пересекал улицу Семашко. Справедливости ради надо заметить, что делал он это медленно — со скоростью пешехода. Недавно там установили табличку, разрешающую пересекать переход на велосипеде не спешиваясь. Однако сотрудник ГАИ решает тоже остановить молодого человека.
На юном лице — недоумение: «Я недавно на велосипеде. Даже не знал, что не везде можно вот так переезжать переход».
— А двигаться по проезжей части можно? — спрашивает инспектор.
— Нет. Только по велосипедной и пешеходной дорожке.
На самом деле правила допускают выезд на проезжую часть, но, во-первых, при отсутствии обочины, тротуара и пешеходной дорожки или невозможности движения по ним, а во-вторых, в один ряд не далее одного метра от правого края проезжей части дороги. Кстати, оговорка про «невозможность движения» дает пространство для воображения. Один пешеход — это невозможность? А двое? Компания?
Инспекторы более категоричны: «Если на тротуаре пешеходы, то их можно объехать. А вот когда невозможно двигаться в принципе (например, огромная канава во всю пешеходную дорожку), тогда, действительно, выезд на проезжую часть разрешен, но с соблюдением всех требований безопасности».
— Однако чаще всего велосипедисты движутся по проезжей части умышленно и намеренно, — обращает внимание Юрий Жихарев. — Есть те, кто воображает себя автомобилем, выезжает для поворота налево в крайний левый третий ряд или движется по МКАД. Ребята, не забывайте, что это дорога с интенсивным движением и корпус транспортного средства вас не защищает!
Следующая остановка — на пр. Дзержинского, возле бизнес-центра «Рубин Плаза». Убеждаемся, что переезд пешеходного перехода на велосипеде — это массовое нарушение. Логика в том, чтобы не спешиваться, все же есть: это неудобно, а все преимущество передвижения на байке в городе теряется.
Часть велосипедистов нарушают осознанно, другие не подозревают, что могут быть оштрафованы. Инспектор останавливает сразу двоих нарушителей — девушку и парня.
— А вы знаете, что за такое нарушение предусмотрен штраф от 180 до 540 тысяч рублей? — спрашивает сотрудник ГАИ.
— Ничего себе, — девушка удивлена. Она даже не знала, что это нарушение ПДД.
Молодой человек реагирует менее эмоционально: видно, он в курсе особенностей правил.
Штраф, конечно, никому платить не хочется. Ребят отпускают после предупреждения.
Еще один парень не сразу признал нарушение. Инспектор несколько раз спрашивал, как он пересекал переход. Молодой человек настаивал, что в соответствии с ПДД. Однако заметив камеру и сообразив, что его зафиксировали, сразу признал вину.
— Так что надо делать, когда пересекаете пешеходный переход? — уточняет сотрудник ГАИ.
— Спешиваться, — после некоторой паузы отвечает велосипедист.
В ГАИ подчеркивают, что сейчас, когда велосипед стал использоваться в Минске массово, внимание таким участникам дорожного движения будет уделяться особенное. Главный акцент — на пересечении нерегулируемых пешеходных переходов, поскольку именно на них нередко фиксируются ДТП с участием велосипедистов. Последний случай в Московском районе города произошел в конце апреля на развязке проспектов Дзержинского и Жукова.
По данным инспекторов, велосипедист двигался по переходу не спешившись, и его сбил водитель Mitsubishi. На этот раз обошлось без серьезных травм: у пострадавшего — ушибы и ссадины. У машины помят капот, разбита фара, поврежден бампер. В отношении обоих участников ДТП составили протоколы. Автомобилист будет отвечать за наезд, велосипедист — за нарушение ПДД при пересечении проезжей части по пешеходному переходу.
Между тем мимо нас проезжает на велосипеде девушка. Она видит, что ее коллегу остановили, и спешивается: «А-а-а, я все поняла». Поучительно!
Но проехав буквально сто метров, она вдруг решает пересечь регулируемый переход на красный сигнал светофора. Инспекторы не могли это проигнорировать.
— Светофор видела. Пешеходы пошли, ну и я поехала. Перед этим посмотрела налево-направо, — виновато улыбается велосипедистка.
Движемся дальше. Не доехав до пл. Богушевича, сотрудники ГАИ замечают велосипедиста, движущегося по проезжей части. Мужчину решают остановить.
Тот искренне удивлен: «На остановке много людей, вот я и решил объехать по дороге». Нужно сказать, что на узком участке тротуара действительно не протолкнуться. Экстремалы-велосипедисты объезжают позади остановочного пункта. Но приходится штурмовать пригорок, а это сопряжено с риском упасть.
Инспекторы, выслушав версию мужчины, замечают, что он мог бы спешиться и аккуратно пройти участок, ведя велосипед в руках. То есть в данном случае они не считают это «невозможностью для движения». Велосипедиста отпускают с предупреждением, но без штрафа, который, напомним, мог бы составить от 1 до 3 б. в.
На следующем же регулируемом пешеходном переходе он ведет велосипед в руках. Значит, говорил правду, что не нарушает ПДД?
Очередной нарушитель был остановлен прямо возле здания ГАИ Московского района. Перекресток улиц Сапеги и Брыля он пересекал на велосипеде и по диагонали.
— Я ж на зеленый… — оправдывается юноша.
— А надо было двигаться в зоне пешеходного перехода, — говорит инспектор.
Кстати, ни у одного из велосипедистов, с которыми мы столкнулись во время рейда, не было шлема. Одни считают это излишней мерой, другие говорят, мол, «мы аккуратно», третьи даже не задумывались. Хотя последний случай на ул. Скорины должен был заставить обратить внимание на использование этого средства защиты. По словам очевидцев, у велосипеда отлетело колесо, в руках парня осталась лишь вилка, он перелетел через руль вниз головой и потерял сознание.
Есть ощущение, что привычки, как и велосреда, в Минске только начинают формироваться. Появляются места, где легально можно пересекать пешеходный переход не спешиваясь. Город обращает внимание на проблемы этой группы участников дорожного движения. Но о безопасности она должна заботиться и сама.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by