18 апреля 2025 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка, коллаж: Максим Тарналицкий
КРАСНОВ

«Мопед ни в чем не виноват! Или нужно менять ПДД». Почему в Минске так сложно передвигаться на популярном в Европе транспорте?

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка, коллаж: Максим Тарналицкий
Разыгрываем путевку в Дубай! Подробности здесь!

Мопед. Классическое транспортное средство, известное десятилетиями и активно используемое во многих европейских городах: от мегаполисов до совсем небольших населенных пунктов. Но на наших дорогах этот транспорт довольно редкий: попробуйте сами вспомнить, когда вам встречался такой в последний раз. И в наших регулярных «Разборах...» мы вместе с Юрием Красновым, преподавателем и инструктором по вождению, несправедливо обходили мопед вниманием. А между тем обсудить есть что. Свою историю нам рассказал читатель Сергей. Он купил мопед, чтобы ездить на нем по Минску, но наряду со множеством достоинств этого компактного транспорта регулярно сталкивается с претензиями в свой адрес. Вот только насколько эти претензии обоснованы?

Мопед? Мопед!

Кому и для чего нужен мопед? Рассказывает Сергей.

— Мопед — это очень классный транспорт, — утверждает парень. — Расход — 3 литра на сотню. Скорость — 50 км/ч, чего в городском потоке вполне достаточно. У меня никогда и ни с кем не было конфликтных ситуаций на дороге. Ну и надежность: у меня японский скутер 1984 года выпуска с двигателем на 50 куб. см. За все время эксплуатации он у меня ни разу не сломался, ничего вообще с ним не случалось.

Сергей

— А знаешь, что самое лучшее? В любой момент, куда бы ты ни приехал, всегда можно найти где припарковаться. Вечером во многих дворах это же целая проблема, если у тебя автомобиль. А мопед — его хоть где-нибудь, но припаркуешь, — добавляет собеседник.

Что ж, действительно стильный транспорт — этого не отнять. Половина Милана в приталенных костюмах от Prada передвигается на таких мопедах и считает это частью своей dolce vita.

Но у нас — не Милан.

«Повернул налево — сзади зажглись проблесковые маячки»

Сергей пришел не столько похвастаться своим оригинальным транспортом, сколько рассказать о проблемах, с которыми пришлось столкнуться владельцу мопеда за довольно непродолжительный срок. По его словам, уже дважды у него были проблемы с ГАИ.

— Рассказываю: я ехал домой со стороны Ждановичей в направлении Каменной Горки. Двухполосная дорога, вдоль края припаркованы автомобили (все как обычно), поэтому я не могу двигаться не далее метра от бордюра — объезжаю их. Ближе к улице Матусевича дорога расширяется: из двухполосной становится четырехполосной, — молодой человек схематично изображает это на доске.

— Я поначалу хотел ехать прямо, но потом вспомнил, что неплохо бы еще заехать в магазин. Аккуратно перестроился в крайний левый ряд, откуда разрешен поворот налево. Только повернул — сзади зажглись проблесковые маячки. ГАИ! Останавливаюсь, — говорит Сергей.

Он утверждает, что поводом для разбора полетов стал именно его маневр.

— Мне сказали, что я нарушил правила, так как поворот налево на мопеде запрещен, — заявил собеседник.

А Сергей — парень любопытный. И он задался вопросом: где именно указано, что ему нельзя поворачивать налево?

— Ничего и никому доказать мне не удалось, но и мне никто понятно не объяснил, почему я не могу повернуть на мопеде налево и где именно такое написано? В ПДД я ничего не нашел. Если есть какой-то документ, содержащий такой запрет, то хотелось бы просто о нем узнать. Я думаю, не только мне это было бы полезно, — отмечает он.

Ну а пока молодой человек показывает уведомление о вынесении постановления о наложении на него взыскания по ч. 5 ст. 18.18 Кодекса об административных правонарушениях — «Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, иных правил дорожного движения, кроме нарушений, предусмотренных статьями 18.10—18.15, 18.17, 18.19 настоящего Кодекса и частями 1—4 настоящей статьи». Это влечет наложение штрафа в размере до пяти десятых базовой величины.

— Ну и мопед у меня забрали — на сверку номеров, — добавляет Сергей. — Уже около месяца прошло с тех пор.

«Похоже, налицо нестыковка»

Краснов выслушал все это и открыл актуальную редакцию Правил дорожного движения. Мопедам, наряду с велосипедами, там посвящена вся 20-я глава. Не все пункты имеют к описанной ситуации хоть какое-то отношение, поэтому напомним лишь некоторые.

Правила дорожного движения. Глава 20. Движение на велосипедах и мопедах:

п. 152. Движение на мопеде должно осуществляться по проезжей части дороги не далее 1 метра от ее правого края. При этом выезд далее 1 метра от ее правого края допускается лишь для объезда препятствия и в разрешенных случаях для поворота налево или разворота, а также в случаях, когда полоса движения предназначена только для поворота направо;

п. 155. Водителю мопеда запрещается ездить по тротуарам, велосипедным и пешеходным дорожкам, дорожкам для всадников.

И вот еще интересное, пусть и не имеющее отношения к лицам, передвигающимся на мопеде:

п. 154. Водителю велосипеда запрещается:

— не достигнув четырнадцати лет, управлять велосипедом на дороге без сопровождения совершеннолетнего лица (кроме пешеходных и жилых зон, тротуаров, велосипедных и пешеходных дорожек);

— поворачивать налево или разворачиваться на дороге, имеющей трамвайный путь, и на дороге, имеющей более одной полосы для движения в данном направлении.

— Так... — тяжело вздохнул ведущий рубрики. — Ну получается, что он ничего не нарушил: он имел право повернуть налево, если делал это в разрешенном месте. По крайней мере, это мое частное мнение. Возможно, в ПДД и был такой запрет, но затем были внесены изменения — и прямого запрета я теперь не нахожу. А ведь мы обязаны руководствоваться актуальной редакцией правил. Велосипедистам — да, им такой маневр запрещен. А вот про водителей мопедов ничего не сказано на этот счет.

— Похоже, налицо нестыковка, — заключает инструктор.

— А что подразумевается под «разрешенными случаями»?

— Как я понимаю, это когда на перекрестке разрешен поворот налево. И Сергей утверждает, что занял для этого соответствующее положение. Тогда вопрос: что он нарушил?

Но вот странная штука: у многих, если повспоминать, есть смутное ощущение, что вроде бы мопедам на многополосной дороге в крайний левый ряд для поворота ехать нельзя. А в ПДД этого нет. Откуда тогда это ощущение взялось?

— Очень тяжело сейчас говорить о том, что было написано в ПДД раньше. Их столько раз меняли за последнее время, что немудрено запутаться, — пожимает плечами Краснов.

Кому можно, а кому нельзя ехать в автобусной полосе?

— Второй случай: на дороге есть выделенная полоса для движения общественного транспорта, а у меня на мопеде есть обязанность двигаться на расстоянии не далее 1 метра от правого края проезжей части. Где в этом случае я должен ехать? — задается вопросом Сергей.

Ответить на него однозначно оказалось трудно, даже листая Правила дорожного движения.

— Ты должен ехать на расстоянии не далее метра от края проезжей части — значит должен ехать по автобусной полосе, — высказал свое мнение ведущий рубрики.

— Там меня остановили и сделали замечание — за движение по полосе для общественного транспорта, — развел руками владелец мопеда.

Снова углубляемся в ПДД.

Правила дорожного движения:

п. 124. На дорогах с полосой движения для маршрутных транспортных средств, обозначенных дорожными знаками «Полоса для маршрутных транспортных средств», «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств», запрещаются движение, остановка и стоянка других транспортных средств на этой полосе, за исключением движения в данной полосе электромобилей.

— Еще одна нестыковка. Нужно было вместе с электромобилями упомянуть и мопеды — мне кажется, об этом просто забыли. Иначе я не знаю, как трактовать такую ситуацию: с одной стороны, по ПДД ты обязан ехать на расстоянии не далее 1 метра от края проезжей части, с другой стороны, тебе нельзя двигаться по полосе для общественного транспорта. Патовая ситуация, невозможно выполнить оба требования одновременно, — комментирует преподаватель.

Вердикт Краснова

— Мой вердикт таков: либо мопедам можно двигаться в автобусной полосе и можно поворачивать из левого ряда налево, либо нужно менять ПДД и четко прописывать эти моменты, — заявляет инструктор и добавляет: — Рафик, то есть Сергей, ни в чем не виноват!

У всего этого есть свой подтекст, в частности все то разнообразие так называемого индивидуального транспорта, не подпадающего под категорию средств персональной мобильности.

Правила дорожного движения:

п. 2.27. Мопед — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом до 50 куб. сантиметров (в случае двигателя внутреннего сгорания) или электродвигателем номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и не более 4 кВт и имеющее максимальную конструктивную скорость движения, определенную его техническими характеристиками, не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются другие механические транспортные средства с аналогичными характеристиками.

взрослый/подростковый (макс. 120 кг), до 35 км/ч, мощность 500 Вт, запас хода 35 км, аккумулятор 13 А·ч, колеса 14"/14", вес 32 кг
взрослый/подростковый (макс. 150 кг), до 45 км/ч, мощность 240 Вт, запас хода 65 км, аккумулятор 20 А·ч, задний привод, колеса 14"/14", вес 54 кг

Сергей, понятное дело, активно кивает и с тоской показывает фотографии своего транспортного средства, на котором он пока не имеет возможности ездить.

— Все-таки есть ощущение, будто тебя считают каким-то неполноценным на дороге, — отмечает парень. — А в чем разница? У меня есть водительские права, я вожу и автомобиль тоже, но на мопеде мне зачастую удобнее. Этот мопед зарегистрирован, пройдены все соответствующие процедуры. Но смотри как получается: на большинстве городских дорог разрешенная скорость — 60 км/ч, и условный мотоциклист, обязанный двигаться с такой скоростью, обладает всеми водительскими правами. А на мопеде ты можешь ехать со скоростью 50 км/ч — не такая уж большая разница. Но у тебя постоянные проблемы: того нельзя, этого нельзя. А может, и можно, но это не точно. Даже эта обязанность ездить вдоль края дороги — ведь это небезопасно! В любой момент может открыться дверь припаркованного авто. Или кто-то будет выезжать с прилегающей территории из-за стоящих машин.

— Мопед — это не какое-то новое средство передвижения, они десятилетиями ездят по нашим дорогам. В сущности, это младший брат мотоцикла. Он точно так же может ездить по проезжей части, это тоже транспортное средство. Да, он медленнее, он мельче, с этим связаны определенные риски, которых мы никак не можем избежать. Но риски есть и у мотоциклистов, и у велосипедистов, а сколько машин попадает в аварии! Что же теперь — создавать для них неудобства, запретить их? Может, запретим ездить на BMW, потому что многим кажется, что они слишком часто попадают в неприятности? Или запретим пешеходам переходить дорогу, чтобы их не сбивали? — размышляет ведущий рубрики.

— Нужен единый подход, который будет применяться повсеместно, начиная со школы. Нужно учить водителей, вне зависимости от того, каким транспортом они управляют, видеть всех участников дорожного движения. Нужно учить пешеходов быть осторожными. Это общие принципы!

Напоследок Сергей рассказывает о вопиющем случае на парковке:

— Однажды я припарковался на автомобильном месте. Обычно стараюсь не мешать автомобилистам — я сам водитель, все понимаю. А в тот раз — ну не было других вариантов, и я припарковался. И ведь вроде имею полное право, а прихожу и вижу: кто-то взял мой скутер, снял с подножки и перетащил на тротуар, поставил на дорожку для слабовидящих.

— Нужны узкие парковочные места для таких транспортных средств, в Европе такое есть. Вместо двух автомобильных мест разметить четыре узких для мопедов и мотоциклов, — предложил преподаватель. — А вообще, следует признать, что у многих еще нет понимания того, что любое транспортное средство — это полноправный участник дорожного движения. Машины пока обладают некоторым непонятным авторитетом, и люди поэтому придумывают себе несуществующие правила. Но это они сами себе придумывают — только и всего.

Что уж говорить, когда даже размер машины часто влияет на тот самый выдуманный авторитет, и в этом мы с Красновым уже убедились. Куда уж тягаться с такими стереотипами маленькому мопеду!

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by