Эксперт: хотели вывести из тени гаражников, а в итоге работать «по-черному» стали и легальные станции. Что дальше?

 
08 июля 2015 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Алексей Матюшков
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

В конце 2013 года механики, работавшие в гаражах, как и их клиенты, обсуждали только одну тему: как дальше жить и работать? Нововведение в законодательстве ставило под удар успевший достичь немалых масштабов бизнес. Прошло полтора года угроз со стороны контролирующих органов, нескончаемых проверок и рейдов, предостережений о росте штрафов, однако гаражников не убавилось. Более того, как оказывается, некоторые мастерские, ранее работавшие легально, ушли в тень. Почему так происходит и чего ждать от рынка автосервиса, рассказал Onliner.by эксперт по развитию сервисных концепций Bosch-Service Сергей Баранов.

По сути, чем плохи гаражники, к которым мы уже давно привыкли? Официалы говорят об отсутствии гарантий, ответственности за качество, об ошибках еще на этапе диагностики и простой нехватке комфорта для клиента. Пожалуй, подойдет сравнение современного торгового молла со стихийным палаточным базаром. Эксперты уверены: к цивилизованному сервису мы придем примерно через год, но для этого нужно не только отстроить новую систему, но и исправить ошибки «сырого» закона 2013 года, принятого, откровенно говоря, в спешке.

Новые правила, которые требовал закон, многим показались неосуществимыми: они касались как площади помещения, так и его освещенности, как обеспечения водоснабжением, так и пожарной безопасности, не говоря уже о бумажной волоките. Всего, если быть точным, 54 пункта. Власти были уверены: они не требуют ничего запредельного, однако их мнение не совпадало с точкой зрения людей, непосредственно занимавшихся ремонтом. Вышло, что примерно 95% рынка осталось в тени. Озвучивались цифры, что зарегистрированных станций в Минске насчитывается 984, примерно столько же в столице и нелегалов (всего в Беларуси — 20 тысяч). Масштабы легко представить и исходя из другого факта: во всех проверенных налоговиками гаражных кооперативах Минска обнаружили нелегальные СТО. Специалисты при составлении статистики руководствуются формулой «каждый четвертый гараж».

Вполне ожидаемой оказалась реакция чиновников. «Проблема в недостатке наказания, — заявил в одном из интервью представитель ГУ „Управление бытового и гостиничного обслуживания населения Мингорисполкома“. — Создав все условия для легальной работы гаражных мастеров, мы не обеспечили главный принцип — неотвратимость наказания. Ведь автослесарь-нелегал полностью осознает, что работает вне закона. Специалисты управления уже внесли на рассмотрение правительства ряд предложений по решению этой проблемы, часть из них принята. Президент подписал указ о создании реестра субъектов бытового обслуживания населения. Согласно документу предусмотрена четкая административная ответственность за оказание любых видов бытовых услуг (в том числе по ремонту автомобилей) без регистрации в реестре». Дедлайном для нелегалов был назван май этого года. С 1 июня 2015-го все должно было измениться. Что же случилось в реальности?

«Резонанса с рынка не поступало, — признается Сергей Баранов. — Сообщений о резком росте случаев обнаружения нелегалов вы не найдете. Представьте ситуацию: приходит сотрудник налоговой в ГСК, видит ремонтирующего авто человека, спрашивает, занимается ли тот починкой за деньги. Подозрительный гаражник, конечно, ответит, что это его машина. Налоговикам приходится действовать методом контрольной закупки. Для нее нужен автомобиль, зарегистрированный только на министерство, нужны деньги, выделенные ведомством, на оплату запчасти и работы. И только по итогу работы мастера ему могут предъявить обвинение в оказании услуг без лицензии. Естественно, после двух-трех проверок все машины налоговой будут помнить наизусть. Так что в этом вопросе нет никаких сдвигов».

Нежелание теневого бизнеса СТО выходить на свет понятно: это и необходимость возиться с оформлением (которое по итогу обойдется примерно в $8 тысяч), и сложность выполнения упомянутых 54 пунктов, и простая нацеленность на получение «быстрой» прибыли (без задела на расширение станции или улучшения качества). Но с прошлого года и легальные станции стали работать «по-черному». По мнению эксперта по развитию сервисных концепций, руководители фирм просто посчитали затраты на вмененный налог в 5 процентов с каждого сотрудника (по расчетам чиновников, каждый работник приносит по 26,5 млн в месяц, а их не меньше 15) и сравнили со штрафами. По факту же деньги приносят только механики, а приемщик, бухгалтер, уборщик, секретарь, да и сам директор — нет. Вышло так, что отдать штраф стало намного дешевле, чем платить налог. Многие посчитали: зачем терять деньги?

Неприятно, но эта тенденция будет продолжаться, пока не изменится подход к налогообложению. Несложно представить, как поведет себя рынок в дальнейшем. Нелегальных СТО станет больше. Все юрлица, в том числе государственные, вынуждены обслуживаться только у официалов. Те же смогут диктовать свои цены, беспричинно их повышать, зная, что у клиента нет выбора. Это в свою очередь увеличит бюджеты организаций на использование автомобилей. Частные же автовладельцы вынуждены будут рассчитывать только на безгарантийный сервис у дяди Васи.

Пока этого не произошло, немалое число водителей предпочитают обращаться к гаражникам не только из-за разницы в услугах (по заверению Сергея, сейчас стоимость услуг у официалов и теневиков примерно выровнялась). «Существует психологическая пропасть между клиентом и сотрудниками официальных СТО, — объясняет специалист. — Между ними нет интеграции: приемщики не знают, что делают механики, механики не видят клиентов. Это решается профобучением, которым у нас директора не спешат заниматься».

Точно такую же ситуацию пережил рынок СТО в Польше. Там законодатели, взяв в консультанты представителей станций, долго прорабатывали документ, и он заставил игроков рынка конкурировать друг с другом именно за качество услуг. Свободный, не душимый налогами бизнес вывел лучших в лидеры. Гаражники у западных соседей потихоньку закрывались, потому что от них уходили клиенты. Толковых же людей переманивали на работу сервисы. Все (и государство, и официальные станции, и хорошие механики) оказались в выигрыше.

«Такое развитие возможно и у нас, — уверен эксперт. — Но для этого нужно переписать не один документ. Скажем, если убрать непроизводственные специальности (приемщик, бухгалтер СТО) из единого тарифно-квалификационного справочника, нормально заработает тот же вмененный налог. Его заплатят только за реально приносящих деньги механиков, а это сумма в 2—3 раза меньше нынешней. Нужно просто подогнать старую нормативно-правовую базу под существующую ныне реальность. Еще одна беда — штрафы: нелегалы платят 5 базовых величин, а официалы — 300. Я назвал пару пунктов, коих десятки. Сейчас мы стали проводить регулярные круглые столы с Минторгом, контролирующими органами. Мы доносим нашу позицию „изнутри бизнеса“, объясняем механизмы работы СТО, помогаем им в понимании рыночных процессов в нашей сфере. В результате этих диалогов мы должны — пусть и не быстро — прийти к цивилизованному сервису. Можно назвать срок в один год». Жаль лишь, что выведение СТО на обновленный, свободный рынок будет восприниматься автомобилистами как исправление ошибок 2013 года.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by