Грузия: лихачи на серпантине, свободолюбивые коровы на дорогах и добрые полицейские

 
12 июля 2015 в 11:16
Источник: Яра Горина. Фото: Владимир Высоцкий
Источник: Яра Горина. Фото: Владимир Высоцкий

«Не стреляют? А как насчет джигитов с кинжалами?» — сразу спросили мы у Ольги, которая вместе с супругом недавно вернулась из винодельческой столицы Кавказа. Еще не так давно путешествие в Грузию представлялось чем-то экстремальным, а знаменитые кадры с поеданием галстука, без сомнения, оставили неизгладимый след в нежной душе потенциального туриста. Ольга уверила нас, что сегодня галстукам в Грузии ничто не угрожает, а вот о знаменитом гостеприимстве можно говорить часами. Onliner.by продолжает рассказывать о заграничных дорогах и обо всем, что с ними связано.

Наша поездка была в некотором роде спонтанной и плюс ко всему недорогой. Мы были наслышаны о красотах Грузии, потрясающих горах, море, старых крепостях, традиционной вкуснейшей кухне (воспоминания о ней еще не покинули наши талии), знаменитом вине и, конечно, невероятном гостеприимстве. Оказалось, что оно начинается с аэропорта: нам вручили по бутылке вина и поздравили с прибытием. Никаких хмурых лиц таможенников, нудных проверок багажа и многократных перебежек через металлоискатели. Следует сказать, что «дорогие братья-белорусы» там в особом почете. Улыбки местных становились шире, когда они узнавали, что мы приехали из Минска.

Изначально не планировали ничего особенного, просто хотелось посмотреть Тбилиси и, конечно, побывать на море, что предполагало проезд до курортного городка Батуми. Сидя в самолете, мы были твердо уверены в том, что возьмем напрокат автомобиль (там он обходится от 50 у. е.) и будем сами себе хозяева. И эта уверенность не покидала нас до тех пор, пока мы не увидели движение в городе. Например, таксист, который вез нас из аэропорта (около 12 км от города) ночью на белом BMW, несся чуть больше 120 км/ч, постоянно моргал фарами попутным машинам, чтобы его пропустили, а на мой вопрос «А у вас в Грузии камеры есть вообще?» улыбнулся: «Конечно, просто я знаю, где они». После чего снизил скорость до 80 км/ч, проехал камеру видеофиксации и снова ускорился. Там до ужаса плотный трафик, а местные водители по-настоящему гоняют и не особо снижают скорость даже перед пешеходными переходами. Сначала мы вообще не могли понять, как жители Тбилиси переходят дорогу. Оказалось, что пропускают в том случае, если пешеход успел подкараулить момент и выбежать на переход. Местные жители совершенно бесстрашны: они пересекают проезжую часть в неположенных местах. Происходит это с поистине спринтерской скоростью: знают, что никто тормозить не станет.

Временами кажется, что столица Грузии постоянно гудит: водители все время сигналят. Иногда становится понятным: вот кому-то «длинно» высказали, где он был не прав. Значение же бесконечных сигналов клаксона позже разъяснил местный водитель: так они обозначают себя. Например, въезжают в населенный пункт — короткие сигналы: «посторонись, я еду». А в горах, где обзор может быть крайне ограничен и совершенно не видно, что за поворотом, так предупреждают о своем приближении встречный транспорт. Ну или коров.

Несмотря на кажущуюся агрессивность вождения, грузины очень приветливы и втянуть в задушевную беседу могут прямо на улице. Именно по этой причине даже очень застенчивому путешественнику невозможно заблудиться в Грузии. Поговорить любят, русский знают практически все. Исключения можно найти среди молодежи — некоторые лучше изъясняются на английском.

Мы мыслили стереотипно, заранее предполагая, что в Грузии не может быть хороших дорог. И приятно удивились, когда увидели качественное покрытие без колдобин и ям. Заметно, что о дорогах заботятся. Мы несколько раз обращали внимание на перекрытые улицы, где велись дорожные работы, и не однажды были вынуждены объезжать ремонтируемые участки трассы.

В Тбилиси очень много парковок, обозначенных знаками. Часто они идут «в горочку». Возможно, это сделано специально, чтобы поберечь ровные участки. Там же, где стоянка запрещена, пожалуй, в 99% случаев можно увидеть табличку «Эвакуатор».

Город старый, множество узких улочек, на которых организовано одностороннее движение. Удивительно, что на них есть выделенные разметкой места для стоянки. В целом создается впечатление об очень бережном отношении к пространству у проектировщиков. Однако «мастера парковки» встречаются…

Уровень автомобилизации высокий, но «корчей» не встретишь. Пафосный тюнинг, судя по всему, не в чести. Тонировка стекол в солнечной Грузии — скорее необходимость. Цены на машины там считаются доступными. Чаще всего мы видели молодежь на BMW, нескончаемый поток разных моделей Mercedes. Особенно удивило немалое количество праворульных машин.

В Грузии нет ГАИ. В 2004 году там была полицейская реформа, фактически объединившая стражей правопорядка в одну организацию — Департамент патрульной полиции. Из личных наблюдений и со слов местных, которые невероятно гордятся своей некоррумпированной и лояльной полицией, мы сделали вывод, что первоочередной задачей людей в форме считается скорее содействие, чем наказание. В кустах не сидят: для ловли нарушителей хватает камер скорости. Мы видели патрульные машины в каждой деревушке: они ездят с включенными проблесковыми маячками — не заметить сложно.

Водитель нашей машины на глазах полицейских совершил обгон через сплошную — не прореагировали. Их там не боятся, поскольку лишний раз полиция никого трогать не станет. Однажды в машине, на которой нас везли на экскурсию, лопнуло колесо. Полицейские остановились, предложили помощь. К тому времени наши парни уже успели все починить, но сотрудники дождались, пока мы благополучно отъедем. Забавный факт: останавливались и другие авто. Гид объяснил: «Тормозят, потому что у нас тут две девушки в шортах!» Это к слову о внимании со стороны грузинских мужчин.

К морю мы добирались, начитавшись советов в интернете. Предполагалось, что одна из станций метро приведет нас к автобусной остановке. Выходим из подземки — а остановки нет. Есть базар, палатки, толпа людей, сувениры на покрывалах, но ничего, что напоминало бы автобусную станцию междугороднего сообщения. В растерянности мы стояли недолго: из толпы мужчин, наперебой предлагающих отправиться в разные уголки Грузии, одному мы сказали «Батуми», и он отвел нас к своим коллегам, которые отъезжали в нужном направлении.

К морю можно доехать на поезде или электричке. По отзывам бывалых, маршрутка считается экстремальным вариантом: 360 км по горным дорогам с водителем-гонщиком прельщает только местных. И это недалеко от истины, поскольку мы были единственными туристами в этой маршрутке: ни слова не понимали из разговоров наших попутчиков, но казалось, что все они — давние знакомые, уж очень оживленной была беседа. Хорошо доехали, быстро, с ветерком.

Но в Батуми мы слегка приуныли: июньское море Грузии — холодное, сезон начинается с середины лета. А сам город после атмосферности и колорита Тбилиси показался не таким интересным: полностью перестраивается под курортный евростандарт. Правда, это никак не препятствует традиционному лихачеству на дорогах.

По объективным причинам о качестве горных дорог следует говорить в отрыве от городских. Хотя бы потому, что по горам Грузии обычные машины уже не ездят. Зачастую это автомобили с высоким клиренсом. Конечно, не составит проблем подняться в горы пешком — многие туристы так и делают. И не потому, что они фанаты альпинизма, а из-за банального страха: одна наша соотечественница так перепугалась, что просила водителя высадить ее хоть где-нибудь. Протопать 7 км к месту экскурсии ей казалось предпочтительнее. Мы с мужем почувствовали себя храбрецами. Да, 2 тыс. метров — это невероятно высоко, уши закладывает, а дорога не асфальтированная и преодолевается на приличной скорости, но ощущения захватывающие.

Особого внимания заслуживает Военно-Грузинская дорога, проходящая через Главный Кавказский хребет. Ей уже более двухсот лет, и по всей трассе можно встретить множество достопримечательностей. На первый взгляд, заурядная современная дорога с асфальтированным покрытием и заграждениями. Совершенно обычная, если не смотреть вниз. При хорошем обзоре (особенно с места водителя) сердце замирает. И именно на этой дороге фуры встречаются чаще всего. Опрокинувшийся грузовик, который мы видели, лежал там уже не один день: слишком высоко, так просто не вывезешь.

Еще одна авария произошла практически на наших глазах: на повороте опрокинулся грузовик с песком. Надо сказать, храбрость нередко отказывала нам. Безумие началось на пути из Батуми: дорога двухполосная, однако все настолько торопятся, что организовали там свой третий ряд. Гонят и даже не пытаются уворачиваться, если габариты встречной машины позволяют втиснуться втроем. Осталось лишь добавить к этому экстриму вольнолюбивых грузинских коров, которые гуляют сами по себе. Местных буренок часто можно увидеть на трассе посреди дороги. Как оказалось, так они спасаются от жары и мух. Невольно закрадываются мысли о каких-то суперспособностях этих коров: скалистый участок, дорога, за ней обрыв. Населенных пунктов не видно. Вот как корова умудрилась туда прискакать?

Собак там тоже очень много: именно они и должны следить за коровами.

По словам местных, самым большим испытаниям движение в горах подвергается зимой, когда выпадает снег в 2—3 м, заваливает перевалы и отсекает целые поселения. Летом снег можно увидеть на вершинах гор и перепутать с ним многочисленные стада барашков, издали похожих на сугробы. В теплое время тут ведется работа по расширению участков дороги.

Общее впечатление о Грузии — красивейшие места, шикарная природа, продуманные города с восточным колоритом в виде стихийных базарчиков, доброжелательные люди и отпуск, который кажется нам слишком коротким.

...Наверняка не только у нас есть путевые заметки. Если считаете, что ваши фотоотчеты с комментариями о зарубежных поселках, городах, регионах достойны внимания, присылайте их на ga@onliner.by.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by