Битва модных покрытий: полиуретан vs 3D-пленка

 
29 сентября 2015 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Влад Борисевич

После обвала цен на рынке новых моделей наши улицы заполнились бюджетными машинами. Окраска — стандартная, какую предложили в салоне. У многих автомобиль Renault Duster ассоциируется с коричневым цветом, Mazda6 — с красным, Kia Rio — с серым металликом. На этом фоне активизировались фирмы, оказывающие услуги по перекраске. Появились и новые покрытия, которые постепенно начинают входить в моду. Одни гарантируют защиту от коррозии и сколов, другие — эстетику и неповторимый дизайн на фоне отсутствия царапин. Мы решили более детально рассмотреть новинки на рынке покрытий.

Полиуретан

Производитель делает ставку на владельцев внедорожников. С текстурным, матовым в тени и блестящим на солнце покрытием большой автомобиль смотрится еще более брутальным. Кому-то внешний вид такой машины покажется не совсем эстетичным, но автовладельцы, решившие покрыть кузов полиуретаном, исходят не только из соображений красоты. Данное покрытие защищает металл от коррозии, царапины на нем оставить невозможно, а прочность элемента увеличивается. Бонусы: шумоизоляция, не так заметна грязь, минимизация последствий взрыва. Полиуретан может не только спасти от случайных камней, но и предотвратить вмятины при мелких «парковочных» ДТП, уверяют изготовители.

На базе школы Epio мы решили проверить эти утверждения. Для эксперимента выбрали газосиликатный блок и бутылку. Оба «испытуемых» были покрыты четырьмя слоями полиуретана (без шагрени). Справедливости ради стоит отметить, что на детали кузова автомобиля наносят два слоя.

Блок без покрытия раскололся после первого удара кувалдой: сразу отлетели боковые части, в середине остались глубокие вмятины.

Такой же блок, но только в полиуретановой «обертке», выдержал более десяти ударов, прежде чем покрытие лопнуло. Под ним мы обнаружили газосиликатную крошку, однако форму полиуретан сохранил.

Те же результаты показал и тест с бутылкой. После нескольких ударов о забор и асфальт внутри черного гладкого «каркаса» остались лишь мелкие осколки. Но сам полиуретан так нигде и не разошелся.

Для автомобилей используют несколько иное покрытие — с шагренью. Из-за нее кузов становится матовым в тени и блестящим на солнце. Сейчас можно найти полиуретан любого цвета, однако мода на покрытие только развивается. Автовладельцы нередко используют его «для пробы» — покрывают пороги, внутренние стороны арок, бамперы и другие наиболее уязвимые для воды и зимней химии элементы.

Для нанесения покрытия используют специальный аппарат с кабелем из четырех каналов. Под температурой и давлением подается отвердитель и сам полиуретановый состав. Еще два канала — для «обратки», чтобы смесь не остывала. Покраску проводят распылением в специальных камерах с вытяжкой. Производители уверяют, что покрытие не токсично, даже соприкосновение с едой безопасно.

Стоимость полиуретана мизерной не назовешь — $25 в эквиваленте за метр квадратный. «Облить» всю легковую машину обойдется от $1,5 до $3 тысяч.

3D-пленка

Различными видами пленок: матовыми, глянцевыми, «под карбон» — уже никого не удивишь. Однако на рынке появился новый вид покрытия, о котором в наших краях еще недавно не слышали. Речь идет о 3D-пленке. На наш взгляд, она придется по душе в первую очередь ценителям тюнинга: в иерархии доработок такое покрытие встанет на одну ступень со stiker-bombing, аэрографией и большими наклейками на полкузова.

Пленка, по заверению изготовителя, устойчива к мелким царапинам, излучениям солнечного света, защищает от коррозии. «Стреляли по обклеенному капоту из воздушного ружья — следов не осталось», — охарактеризовали прочность покрытия дилеры. Сама пленка создана из жесткого поликарбоната, в обычном твердом состоянии практически не гнется. Для изменения формы используют промышленный фен, способный разогреть воздух до 127 градусов по Цельсию. При 128 градусах происходит разрушение материала, потому процесс нанесения нельзя назвать легким.

Пока в Беларуси насчитывается четыре разновидности пленки: прозрачная, непрозрачная, двухцветная и флуоресцентная. На них наносят шесть видов объемных рисунков. В качестве примера нам представили сочетание «волны» и «кожи дракона». Первый образец — в серебристом цвете, второй — в желтом и фиолетовом. Текстура особенно становится заметна при солнечном свете.

Наносят такое покрытие на специальный клей поверх штатной краски кузова. Это решение обеспечивает хорошую стойкость, на границе линий открепить пленку без инструментов невозможно. С другой стороны, автовладельцу необходимо дважды подумать, прежде чем решиться на оклейку: удаление пленки повредит ЛКП, кузов придется отправлять на перекраску. Сами же изготовители обещают нанести на покрытие специальный лак. При нанесении девяти слоев такого керамического лака прочность сравнима с пуленепробиваемыми покрытиями. По словам представителей фирмы, вопросы по линии ГАИ тоже урегулированы: пленка не является светоотражающей, а значит, ездить можно.

«Россияне тоже пытались сделать такую 3D-пленку, но их попытки не увенчались успехом, — рассказал представитель белорусского дилера. — Они не смогли решить проблему жесткости поликарбоната, не смогли „завернуть“ его на рельефных изгибах кузова. Мы же решили этот вопрос „раскроем“ — под конкретную модель вырезаем пленку определенной формы. Это делает плоттер с помощью программы, в которую вносятся заводские параметры детали».

Пока что 3D-пленка в нашей стране отнюдь не дешевое удовольствие: стоимость одного метра (при ширине 650 мм) составляет от $40 (прозрачная) до $100 (флуоресцентная) в эквиваленте.

* * *

Имеют ли новые покрытия шанс выжить на современном рынке? В любом случае просто покрасить машину будет дешевле. Но тут в расчет приходится брать другое — фактор моды. Ну а дизайн подвержен ей как ничто другое.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Влад Борисевич
Без комментариев