«Это медленная смерть для традиционного такси!» Репортаж об аренде автомобиля через смартфон

 
02 октября 2015 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

Традиционный рынок такси по всему миру переживает кризис, который подбирается и к нам. Поверьте, появление Uber — лишь первый удар. И парижским таксистам, устраивавшим погромы минувшим летом, предстоит испытать еще не одно потрясение. А вот и следующее! Сейчас в Европе набирает обороты проект, реализуемый при активном участии компании BMW. Арендовать автомобили этой марки, а также Mini можно с помощью мобильного приложения. Никаких посредников с их музыкальными вкусами, прокуренными салонами и навязчивым сервисом! Находишь машину через смартфон, открываешь и едешь. Корреспонденты Onliner.by попробовали модный в Берлине сервис и пришли к выводу: это может перевернуть подход к нерегулярным перевозкам в городе. Возможно ли такое в Беларуси?

Идея родилась на фоне популярности каршеринга. В Европе автомобилистов вынудили считать каждый евроцент: топливо дорогое, парковки платные, страховка тоже недешевая. Сначала люди стали использовать машины совместно: кто-то подвез соседа, кто-то коллегу. Появились специализированные сайты, на которых горожане искали попутчиков, скидываясь затем вместе на проезд. Теперь идея коммерциализируется — большой бизнес понял, что из нее можно извлечь прибыль.

Проект DriveNow активно развивается в первую очередь в немецких городах — Берлине, Гамбурге, Мюнхене, Кельне, Дюссельдорфе, а также присутствует в Сан-Франциско, Вене, Лондоне и Копенгагене. На дорогах Германии мы то и дело встречали машины с простым и запоминающимся названием.

— Судя по моему опыту, это даже дешевле такси! — с некоторым восхищением рассказывает Владимир Жданович, который переехал в Берлин и пересел с BMW на велосипед. — «Фишка» в том, что ты можешь найти автомобиль практически в любой точке города. При этом не несешь расходы на обслуживание, не платишь по счетам и так далее. Здесь машина нужна не постоянно, а иногда, время от времени. В этом смысле краткосрочная аренда — идеальный вариант.

В Берлине, где мы совершенно измучились за рулем автомобиля, у DriveNow — 1040 арендных машин. Взять напрокат можно две марки — BMW и Mini. Модели? М-м-м. Не разочаруетесь! BMW — 1-Series, 2-Series, i3 и X1; Mini — Convertible, Countryman и обычный трехдверный хетчбэк.

— Процесс максимально простой и без лишних формальностей. Я зарегистрировался в интернете (процедуру надо пройти один раз), заплатил через кредитку 29 евро. Потом сходил в офис и получил специальную карточку, которая «привязывается» к приложению, — говорит белорус. — У меня проверили водительские права, сделали копию гражданского паспорта и заключили договор. Таким образом стал клиентом DriveNow.

В остальном процесс происходит без посредников, посещения арендных контор с их очередями и так далее. Акцент — на максимальной простоте и минимуме формальностей. Технологии в этом смысле удачно сочетаются с удобством. Мы только начинали удивляться изысканности решения.

Несмотря на то что арендаторы оставляют автомобили практически по всему городу, проблем с поиском особых нет. Владимир запускает приложение, которое определяет, где мы находимся, и показывает ближайшие машины. Мы были недалеко от центра города, и нам сразу предложили несколько вариантов.

— Давайте выберем, например, BMW 1-Series, — предлагает наш сопровождающий.

Однако не успеваем. Кто-то нас опередил. Это косвенное свидетельство популярности сервиса. Еще некоторое время занимает поиск другой машины. Останавливаем выбор на Mini.

— А если не успеем? Вдруг кто-нибудь окажется быстрее нас? — спрашиваем.

— Об этом подумали: автомобиль можно забронировать на 15 минут. В течение этого времени никто арендовать выбранную машину не сможет, она исчезает из поиска. Если же за четверть часа не успеешь, то есть возможность продлить. Однако это уже платная услуга: будет действовать тариф как за парковку (10 евроцентов в минуту, но не более 8 часов).

По дороге замечаем BMW, который мы не успели забронировать. К нему, вероятно, тоже кто-то спешит.

А вот и наш Mini дожидается. На лобовом стекле — электронная наклейка. Желтый индикатор показывает, что статус автомобиля — «Забронирован».

Вопрос: как открыть машину, если ключа нет? Ведь мы ни с кем не встречались, никто нам пульт не передавал. На самом деле вопрос исключительно технический. Замок разблокируется одним нажатием кнопки на смартфоне.

— Теперь мне нужно поднести чип (для удобства разместил его прямо на водительском удостоверении), который выдали в офисе DriveNow, к электронной наклейке, — продолжает Владимир Жданович. — Процесс авторизации на этом не завершен. Требуется также ввести в бортовой компьютер PIN-код (его тоже выдали в офисе DriveNow).

На экране появляется надпись «Guten tag herr Zhdanovich». Перед тем как завести двигатель, система обязательно спросит, есть ли какие-то повреждения, которые не указаны в памяти. Это очень важный момент. Ведь предыдущий арендатор мог попасть в мелкое ДТП и не сообщить об инциденте. Так что если не хотите отвечать за чужие дефекты — не спешите заводить мотор.

С автомобилем вроде бы все нормально. Не считая пакетов от фастфуда, в салоне ничего подозрительного не обнаружено. Можем трогаться!

Заводится наш Mini, разумеется, с кнопки Start/Stop. Вообще, все машины новенькие. Как правило, в них есть кондиционер, навигация, пакет систем безопасности.

Даже шины приличной марки. Тоже показательный момент, вселяющий уверенность: автомобиль надежный, ему можно доверять.

Как только мотор завелся, ты уже несешь полную ответственность. Зато машина тоже в твоем распоряжении. Наслаждаясь поездкой по Берлину, говорим о тарифах. Минута обойдется в 31 или 34 евроцента. Стоимость зависит от модели автомобиля. Например, обычный трехдверный Mini и BMW 1-Series будут стоить 31 цент за минуту, а BMW i3 и Mini Convertible — 34. Через 200 километров начнет действовать другая такса — 29 центов за километр.

Учитывая тарифы берлинского такси, аренда обходится примерно вдвое дешевле, да и свободнее как-то чувствуешь себя в своей (хоть и на время) машине. Но какие-то минусы должны быть, не успокаивались мы.

Что если произойдет ДТП? По словам нашего собеседника, в случае виновности арендатора страховка (аналог нашей «автогражданки») покроет ущерб второй стороны. А за повреждения взятого напрокат автомобиля придется платить самому клиенту DriveNow. Все честно.

— Кстати, а тут предусмотрен аналог нашего автокаско? — интересуемся.

— Нет, но для большего спокойствия можно приобрести дополнительный пакет страховки. Для одной поездки он стоит всего 1 евро. Вообще, предлагаются разные варианты оплаты услуг DriveNow. Можно купить пакет, авансом перечислить сумму и постепенно расходовать ее.

— Хорошо. А если пьяный сядет за руль и попадет в ДТП? — моделируем мы ситуацию.

— Все просто. В этом случае страховка перестает действовать. То есть ответственность с компании снимается, несет ее исключительно водитель. Скрываться с места происшествия нет смысла. Ведь ты авторизовался, и тебя легко вычислить. Только наживешь проблем.

Опять-таки, попадешься на камеру скорости — компания любезно переадресует штраф. Не хочешь платить? В суд. Но никто, конечно, дело до этого не доводит. Еще такие автомобили любит по вечерам останавливать полиция. Объяснение простое: после посиделок в знаменитых берлинских барах кто-то рискует сесть за руль. Говорят, таким образом поймали не одного пьяного водителя.

Заправлять машину не нужно. Но если захотите, то вам только спасибо скажут, точнее, зачислят бонусные баллы, которые потом обернутся скидками или бесплатными минутами. Чтобы залить топливо, нужно воспользоваться специальной карточкой (находится в бардачке), то есть вкладывать свои деньги не придется. Все настолько продумано и демократично, что аж зависть берет!

Иногда автомобили забирают на мойку и обслуживание. Видно, что за состоянием следят хорошо. Машины аккуратные, чистенькие. Это тоже часть сервиса!

Ездить можно где угодно, даже за городом (только помня о тарифах). Однако оставить автомобиль необходимо в так называемой бизнес-зоне. Эта территория несколько условная, она постоянно расширяется и не включает лишь отдаленные районы города. Правда, есть одно исключение. Оставить машину можно также возле аэропортов, но за дополнительную плату. Это очень удобно, если надо куда-то улетать, а свой автомобиль по какой-то причине оставлять на парковке не хочется.

Изображение кликабельно

Угонять машину нет никакого смысла. Ведь ты оставил паспортные данные в компании. Найти тебя не составит труда. Также ты заинтересован в сохранности автомобиля и его целостности, поскольку несешь на время аренды ответственность. Это чтобы не забывали закрывать двери и вообще осмотрительно парковались.

К слову, когда мы завершали пробную поездку, столкнулись с неожиданной сложностью — машина не хотела закрываться. Пришлось помучиться. Некоторое время горел красный индикатор, мол, автомобиль занят, его использование невозможно.

Наконец загорелся зеленый индикатор — «Машина свободна». Тем временем телефон Владимира просигнализировал — пришло письмо с отчетом о поездке (километраж, сумма списания и так далее).

На самом деле DriveNow — лишь один из сервисов по прокату автомобилей в Берлине. Есть компании, сдающие в аренду машины представительского класса, исключительно электромобили и так далее. На некоторых паркингах за ними зарезервированы места, которые никто не занимает. Заметно, что это не просто инициатива частного бизнеса — город поддерживает деавтомобилизацию берлинцев, но при этом дает возможность пользоваться машиной в случае необходимости: вдруг надо что-то перевезти или маршрут слишком сложный для передвижения на общественном транспорте?

У белоруса, не разбалованного такими технологиями, проект вызывает сплошной восторг. Все элементарно, просто и доступно. Но мы все время задумывались: возможно ли такое у нас? Ответ напрашивался сам собой: пока нет. Взять хотя бы последние законодательные инициативы. Если, например, пьяный водитель повторно в течение года сядет за руль, то арендную машину тоже могут конфисковать? Это сразу ставит крест на подобном бизнесе. Никто не возьмется при таких рисках. Но чтобы аналог DriveNow заработал в Минске, потребуется не только скорректировать законодательство, но и дождаться изменения ментальности людей. Пока сложно представить, чтобы мы относились к чужому как к своему...

Вам будет интересно:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков