Сейчас на автомобильном рынке застой, машин становится все больше, цены падают чуть ли не каждую неделю и ничего не продается. А в такой ситуации все методы хороши. На фоне низкого спроса и огромного выбора легковушек большую популярность получают обменные операции. Причем вместо автомобилей предлагают не только машины, но и недостроенные коттеджи, швейцарские часы Tissot, подержанные iPhone. «А не хотите ли поменять вашу Subaru Impreza WRX STI на дом в Жировичах?» Эксперты отмечают, что в автосалонах тоже наблюдается активность в сфере trade-in, когда старую машину принимают в зачет новой.
Никогда еще в Беларуси автомобили не дешевели столь стремительно и на протяжении такого длительного периода времени. В условиях, когда нет никаких предпосылок для подорожания, продавцы вынуждены уступать в цене (разумеется, если хотят продать машину, а не делают вид) или искать другие способы избавиться от транспортного средства. Одним из вариантов стал обмен, причем необязательно на автомобиль же. Иногда вместо легковушки предлагают объекты недвижимости, ноутбуки, фотоаппараты, телефоны, часы.
Автор каждого второго из 66 тысяч объявлений на «Автобарахолке» готов рассматривать обмен в качестве альтернативы покупке за наличные деньги. Люди предлагают как принять автомобиль с доплатой, так и внести деньги за машину поновее или классом повыше. Это очень характерная примета ситуации, когда продавцы не хотят снижать стоимость до рыночной — уж очень низкой кажется цена. Поэтому прибегают к другим операциям, в которых не фигурирует четких сумм.
У одних запросы предметные. Они точно или хотя бы примерно знают, какие автомобили им нужны. Но тяготит старый вариант, который особо не торопятся приобретать. Обычно такие люди готовы сами доплачивать. То есть речь идет, как правило, об улучшении транспортного средства.
Другие готовы рассмотреть самые разные варианты, лишь бы избавиться от неликвида на колесах. Они определяют довольно широкие рамки и намеренно не сужают сито отбора, только чтобы привлечь интерес потенциального покупателя.
Причем таких предложений хватает не только в интернете, но и на площадках, где машину можно пощупать и потрогать. Это и стоянки автокомиссионок, и авторынки. В описании неизменно подчеркивается, что возможен обмен. Условия, как говорится, нужно обговаривать при личной встрече.
По мнению завсегдатаев авторынка, продавцы готовы обсуждать условия, они стали более лояльны и могут рассмотреть гибкий вариант обмена, условно говоря, Volkswagen Transporter на Mini Cooper. Сейчас в дефиците не машины, а деньги, с которыми нынче при покупке никто не расстается легко. Покупатель с наличкой на «бэушке» особенно ценится, но он скорее пойдет в салон за «бюджетником», чем за подержанным и потенциально проблемным автомобилем по такой же цене.
Эксперты называют теперешний процесс созреванием сознания продавца. Человек, который пять лет назад приобрел машину, ввезенную в 2011 году, за $10—12 тысяч, не готов сразу скинуть $5—6 тысяч. Ему нужно время, чтобы понять — дороже автомобиль сейчас никто не купит. Сколько это займет времени? Все зависит от упрямства продавца и его веры в то, что «когда-то же все изменится». Но массового обвала цен, как видим, не происходит. Многие по-прежнему ориентируются на Россию, где «такой же Ford Mondeo на тысячу дешевле».
Бывалые дельцы любят повторять: автомобили — не вино, со временем лучше не становятся. Вот и выходит, что машина либо ржавеет, либо от нее пытаются активно избавиться, предлагая заманчивые условия, в частности, обмена. Какой сценарий выгоднее, покажет время.
— Возможны три варианта, когда человеку становится интересен обмен автомобиля, — перечисляет коммерческий директор одного из комиссионных магазинов Дмитрий Сероокий. — Первый. У автовладельца ухудшилось его финансовое положение. Тогда он готов сменить более хорошую машину на дешевый вариант и при этом получить компенсацию. Второй. Покупатель насобирал некоторую сумму, но ее недостаточно для покупки, зато есть старая машина. Такие люди при обмене готовы доплачивать. Третий. Ключ на ключ, когда меняются автомобилями-«сверстниками», равными по классу и в примерно одинаковом состоянии. Это я бы назвал бессмысленными сделками.
Впрочем, возможны честные равноценные обмены. Скажем, родился третий ребенок в семье, главе захотелось чего-то побольше — минивэн или микроавтобус. Однако все равно это обычно сопряжено переходом в класс повыше.
Иногда продавцы намеренно выставляют две цены — одну для продажи за наличку, вторую для обмена. При приобретении с помощью живых денег автомобиль стоит $10 тысяч, а при обмене — $13 тысяч. Логика? Да чтобы отсечь неликвиды вроде внедорожников с пятилитровыми двигателями.
Опасность всех вариантов обмена заключена в том, что ты в любом случае приобретаешь подержанную машину и даже хороший осмотр на СТО не всегда даст гарантии, что через некоторое время не проявятся хронические проблемы. За частью таких сделок маскируется обман, попытки сбыть откровенно неудачный вариант.
— Один из симптомов — когда после года эксплуатации говорят, что, скажем, машина слишком большая, — приводит пример Дмитрий Сероокий. — Это было бы веской причиной, если бы автомобилем пользовались месяц-два. Но никак не год! Как-то к нам обратился хозяин Honda Accord, хотевший что-то посвежее и поэкономнее. Пристальный же осмотр выявил, что бока у машины были перекрашены. Возникло ощущение, что автомобиль участвовал в гонках стритрейсеров, а теперь от него хотят избавиться.
По прогнозу руководителя комиссионного магазина, сделок по обмену будет все больше: «Да, при подобных операциях люди теряют некоторую сумму — около $300—400, но они экономят время. Не приходится совершать обмен машины на деньги, чтобы эти же средства потратить на другой автомобиль».
В интернете широко распространены предложения об обмене автомобиля не на машину, а на ноутбуки, смартфоны, планшеты с доплатой или без в зависимости от состояния и года выпуска транспортного средства. Очевидно, что продавец не хотел бы менять «большую вещь» на нечто менее значительное, поэтому такие обмены крайне непопулярны. Более того, иногда такие предложения напоминают спам-рассылку.
Например, девушке, продававшей Nissan Micra через Onliner.by, пришло такое письмо в личные сообщения: взамен автомобиля ей предложили две пары швейцарских часов Certina и Tissot. Автор утверждал, что это был подарок, но они не пригодились.
Продавец сообщила, что от такого заманчивого предложения вынуждена была отказаться и в итоге продала машину другому человеку примерно за $1 тысячу: «На самом деле я сначала решила, что это спам. Но вчиталась и поняла: нет, это на полном серьезе. Но зачем мне часы, если я хотела получить деньги? И потом, где гарантия, что это не подделка? Да и к тому же они мне не понравились».
Другой реальный случай. За Subaru Impreza WRX STI предлагали коттедж в Жировичах. Общая площадь — 267 «квадратов», гараж, участок в 18 соток. Рядом школа, детсад, магазины, знаменитый монастырь, купель и так далее. Неплохо за машину, пусть и «заряженную»!
— Периодически мы тоже встречаем такие объявления, — подтверждает директор агентства недвижимости «Эксперт» Павел Астапеня. — Объяснение простое: рынки автомобилей и загородной недвижимости стоят, поэтому и появляются подобные предложения. Но не думаю, что в общем объеме сделки по обмену будут достигать 5%. С другой стороны — а почему бы и нет? У двух заинтересованных сторон есть неликвид, от которого они не могут избавиться. Плюс в том, что ты решаешь задачу без оборота денег. Вспомните, в 1990-е бартер был локомотивом экономики. Интерес к операциям по столь любопытному обмену — это кризисное явление, примета времени, и ничего необычного или странного тут нет.
В активизации обменных операций на автомобильном рынке есть весьма положительный нюанс. Наконец-то заработала бизнес-модель, которая давно существует в Европе и Америке. Речь о trade-in, когда старая машина идет в зачет новой. Для многих это стало реальным шансом избавиться от неликвида и обновить семейный автопарк. По словам специалистов, некоторые автохаусы существуют сейчас только благодаря обмену. Эти операции несколько оживили «мертвый» рынок.
Эксперт Дмитрий Хлыстов, который работает с такими марками, как Skoda, Geely и др., говорит, что приезжают на совершенно разных автомобилях — Volkswagen Transporter, Chevrolet Matiz, Volkswagen Passat B6. А рассчитывают получить взамен, как правило, пусть и моноприводной, но новый бюджетный кроссовер. Таковы теперь реалии рынка.
— Только не надо рассчитывать, что за 15-летний автомобиль, который нужно перекрашивать и ремонтировать, вам дадут $5—6 тысяч, — предупреждают специалисты по продажам. — Поймите, автосалону невыгодно возиться со старой машиной. Но принимая ее, они получают клиента и способствуют активным продажам.
Фактически trade-in становится легальной и удобной возможностью. Но народный обмен также активно существует, в особенности в интернете. Пока сохранится такая ситуация на рынке, очевидно, что эти операции будут довольно популярны.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by