Спецрепортаж: как провезти «двухэтажную бочку» через пол-Беларуси и не парализовать движение

 
17 ноября 2015 в 7:48
Автор: Виталий Петрович. Фото: Анна Иванова, Максим Тарналицкий, МЧС, «БелДорТяжТранс»

Представьте, что нужно доставить из одной точки в другую необычный груз: он размером с небольшой двухэтажный домик и весит несколько тонн. Он пока в Минске, но его ждут в Бресте, где необходимо завершить модернизацию местной ТЭЦ. Нужно спешить, не мешая при этом остальным. Мы решили посмотреть, как со сложными задачами справляются профессионалы. О доставке крупногабаритного груза — в этом репортаже.

В Минске на улице Монтажников находится груз — бак-нейтрализатор для отстаивания различных агрессивных жидкостей (всяких кислот, растворов и т. д.). Бак весит несколько тонн, его диаметр — почти 5,5 метра. Средняя высота одного этажа жилого дома — 3 метра.

Но доставить подобный объект для крупной компании, специализирующейся как раз на перевозке крупногабаритных грузов, — не проблема. Проблема — вывезти его за пределы Минска, с его электрическими и троллейбусными линиями, линиями связи, столбами, улочками и перекрестками, трафиком буднего дня.

Маршрут тщательно прорабатывался. Рассматривались различные варианты. Наконец был выбран хоть и не самый простой, но зато самый безболезненный для столицы способ доставки: металлическую «бочку» решено было вывезти за пределы города по воздуху, а затем погрузить и отправить до пункта назначения по дорогам.

Узнав план, мы сказали: «Круто! Доставить по воздуху восьмитонную металлическую штуковину — всего-то делов! Когда вылетаем?» На самом деле, мы с трудом представляли, как это вообще возможно. Да, самолет может поднять такой вес, но он не может приземлиться на улице Монтажников. Что делать?

На помощь пришло МЧС. Есть у наших спасателей вертолеты Ми-26, самые грузоподъемные «вертушки» в мире.

Такой вертолет прилетел на Монтажников, подцепил бак на трос и легонько упорхнул с ним, оставляя город позади.

Через час «бочку» (для простоты будем называть груз именно так) аккуратно спустили с небес на землю возле Дзержинска.

Восхищены были абсолютно все. А огромная машина, расчищая землю вихревыми потоками, едва не сдула корреспондента Onliner.by, мягко приземлившись рядом. Диаметр винта — более 30 метров. Это надо видеть!

Любопытно, что все это время гиганта сопровождал маленький вертолет, из которого осуществлялся контроль за операцией. Забавно было наблюдать за тем, как маленький «брат» следит за большим.

«Вертушки» приземлились, и пока специалисты отсоединяли тросы, мы успели пообщаться с прилетевшим пресс-секретарем МЧС Беларуси Виталием Новицким. «Такую операцию по доставке крупногабаритного груза на внешней подвеске можно назвать уникальной, — отметил он. — Во-первых, используется самый грузоподъемный вертолет в мире. Во-вторых, и это самое главное, в мире совсем немного специалистов-авиаторов, которые способны выполнить такую задачу, — их не более 40 на весь земной шар. И в Беларуси такие специалисты есть».

Тем временем «бочку» грузят на специальный автомобиль для перевозки крупногабаритных грузов.

Ее надежно закрепляют цепями, подкладывают специальные подпорки. «Никуда груз не денется, зафиксировали намертво», — уверяют специалисты. Важный момент: нужно не только закрепить объект, но и не допустить его раскачивания в дороге. Иначе это может быть чревато опрокидыванием, учитывая вес «бочки».

У кого-то неискушенного, глазеющего со стороны, мог бы возникнуть вопрос: как это все поедет, учитывая, что просвет от днища прицепа до дорожного покрытия уменьшился почти до предела. У нас такой вопрос возник. «Это еще что! Мы вот думаем иной раз, как бы еще ниже опустить его. Высота груза — более 5 метров. Впереди путепроводы, рамки, через которые нужно пройти. В самых опасных местах разговор пойдет о сантиметрах», — объяснили специалисты.

С первых минут операция находится под строгим контролем. Маршрут выверен и заверен. Специалисты загодя проехали по нему, изучили все рискованные места, замерили все путепроводы. Пройдем! Ну, смахнем пыль с рамок BelToll, но пройдем, никуда не денемся!

Нас берет под опеку автомобиль ГАИ. Пойдем организованной колонной с сопровождением. Маршрут лежит по автодороге М1 (Брест — Минск — граница России), затем под Столбцами уходим на старую брестскую трассу — Р2 (Столбцы — Ивацевичи — Кобрин). Впереди — сигнальные маячки красного и синего цветов. Поехали!

Трудно себе представить, что колонна с таким грузом может двигаться по трассе со скоростью около 60 км/ч. Грузовому MAN хоть бы что. Автомобиль ГАИ впереди освобождает путь. Сзади нас опережать нельзя, да осторожный водитель и не решился бы. Груз явно шире одной полосы «олимпийки». Автопоезд старается ехать ближе к обочине. «Бочка» раздалась в обе стороны: одна часть нависает над краем проезжей части, другая — над средней полосой движения.

Однако все сомнения быстро улетучиваются. Даже на такой скорости груз на лафете не дает повода для беспокойства. Автопоезд идет плавно и ровно, будто немецкая легковушка.

Перед рамками и путепроводами все же значительно замедляемся. Речь действительно идет о сантиметрах, никому проблемы не нужны. Но все проходит гладко. Да и маршрут составлялся таким образом, чтобы подобных мест было минимум. Автопоезд с крупногабаритным грузом на борту — это, поди, не бильярдный шар, чтобы в лузу проскакивать.

Бывает, что колонну сопровождают электрики — к примеру, если груз слишком большой и его прохождению мешают электролинии.

Не доезжая до Столбцов, оставляем гостеприимную М1 и уходим налево, на старую двухполоску. «Олимпийка» с облегчением вздыхает за нашими габаритными огнями и уносится дальше, на Брест. Мы движемся строго по графику. Скорость, время, срок прибытия — все было рассчитано заранее.

По М1 ехать было куда комфортнее. Дорога широкая, подходящая обочина. На Р2 все несколько иначе. Наш груз занял практически все полосы в обе стороны, и машина ГАИ буквально «сгоняет» встречный транспорт на обочину. Здесь работает принцип минимизации неудобств. Мы не могли подчинить своим нуждам главную транзитную трассу страны, замедлив поток. Поэтому при первой возможности освободили дорогу, свернув на «дублера».

Водители грузовика в любой ситуации остаются хладнокровными. «А что может произойти? Разве что другие водители... В таких ситуациях весь риск исходит от людей. Вон, смотри, встречный автомобиль в последний момент съехал на обочину. Еще и не доволен чем-то, наверное, это я должен был остановиться и пропустить его», — собеседники не нервничают, а скорее посмеиваются. Нервничать с таким грузом нельзя.

«У нас еще что! А вот по России едешь — так никто и не подумает уступить. Еще и орать будут из окна, пальцы показывать, да! На Московской кольцевой как-то ехали с краю, так сзади сигналили вовсю, мол, езжай быстрее. А как я с таким грузом поеду? У них там пять полос в одну сторону, что, нельзя объехать?» — рассказывают водители.

Бывают действительно опасные ситуации. Автомобиль сопровождения движется на небольшом удалении впереди. Он сигнальными маячками дает понять, что нужно пропустить колонну. Однако возникает ситуация, когда встречный автомобиль машину ГАИ как раз пропускает, а затем резко возвращается в полосу. А там мы. Да и машин с грузом может быть несколько.

За беседой добираемся до границы Минской и Брестской областей. Здесь колонна съезжает с дороги и становится на ночевку. В темное время суток движение с крупногабаритным грузом запрещено. Это вопрос безопасности. Разумеется, груз обозначается соответствующим образом, но в темноте можно не успеть сориентироваться. Поэтому наши водители отдохнут и двинутся в путь по утру с тем, чтобы уже завтра доставить «бочку» в пункт назначения.

«У меня была такая история: девушка на маленьком Mercedes A-Class ехала сзади. Вырулила на левую полосу и пошла на опережение. Впереди увидела автомобиль ГАИ с красными проблесковыми маячками, испугалась и резко ушла вправо, аккурат между автопоездами. Так у нее потом руки тряслись, она ехать не могла. Сотрудник ГАИ сам отгонял машину на обочину, пока у водителя была истерика», — рассказал нам грузоперевозчик.

На следующий день около 15:00 «бочка» прибыла на ТЭЦ, где ее уже ждали. Доставка заняла около суток.

«Это еще что! Было дело, фюзеляж самолета доставляли — то еще приключение. Или оборудование для АЭС, весом по 130 тонн. Иногда водным путем приходится сплавляться, перевозить грузы по железной дороге. Сегодня вот задействовали авиацию. Все осуществимо при должной организации», — подчеркнули специалисты.

Читайте также:

Благодарим компанию «БелДорТяжТранс» за помощь в подготовке репортажа

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Виталий Петрович. Фото: Анна Иванова, Максим Тарналицкий, МЧС, «БелДорТяжТранс»