Дарт Вейдер с молотком и беспокрасочное выравнивание: кто одержит победу?

 
23 декабря 2015 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Алексей Матюшков

Когда смотришь на результаты работы «беспокрасочников», в голову приходит одна мысль: они либо волшебники, либо мошенники. Многие фотографии из цикла «До и после» больше ассоциируются с программой Photoshop, нежели с кузовным ремонтом. «А не хотите получить иск за обман?» — такой отзыв оставил один из пользователей под снимками работ Анатолия, мастера из Минска, который занимается выравниванием четыре года. Скептиками считали себя и мы, поэтому решили проверить, как это работает. Для теста взяли немолодую Honda Civic и хорошенько приложились по ее капоту киянкой. Ну, бывает… Вернуть металл в первоначальный вид вначале решили с помощью недорогого устройства из «магазина на диване», а после — профессиональным инструментом.

Для затравки Анатолий показал несколько примеров своих сложных работ: «Кузовщики тратят до двух недель на зачистку, шпатлевку, грунтовку и покраску элемента (хорошо, если попадут в цвет). Естественно, в итоге такая работа влетает автовладельцу в копеечку. „Беспокрасочники“ смогут убрать вмятину, оставленную дверью на парковке, максимум за час и возьмут около $15». Звучит красиво, но верится с трудом. Не убедили нас и снимки с примерами работ, которые, по заверению мастера, были сделаны без использования фоторедакторов.

Признаться, мы не поверили, что все эти операции провели без «хирургического» вмешательства. Причем мы не единственные, кто так подумал. Услугу беспокрасочного выравнивания многие считают «разводом». «Однажды девушка записалась и не приехала, — вспоминает Анатолий. — Перезваниваю, она говорит, мол, пообщалась со знакомыми, те убедили: все это уловки. Якобы если и выровняют, то повредят лак, а так и до коррозии недолго. Еще звонил житель Солигорска, узнавал, какими быстросохнущими красками и лаками я пользуюсь. Но выравнивание ведь — беспокрасочное. Другие спрашивают про присоски, магниты, даже про вакуум. Обычно я отвечаю: „Есть все. Приезжайте“. Потом уже разбираемся на месте».

Разбор заключается в поиске ответов на три вопроса. Во-первых, выясняют, с каким металлом предстоит работать. Сталь — не проблема. А вот алюминий — мягкий, но вытягиванию все же поддается. Во-вторых, присматриваются, насколько ремонтопригодно повреждение. Порой привозят экземпляры, металл кузова которых буквально завернут в узел.

В-третьих, с помощью толщинометра узнают, насколько цело лакокрасочное покрытие в месте вмятины. Если ЛКП заводское, то не проблема; если элемент крашеный (применялась шпатлевка и краска), есть вероятность, что после выравнивания ЛКП повредится. «Покрытие на современных машинах имеет эластичную структуру, — поясняет Анатолий. — При небольших изгибах его целостность не нарушается. Это свойство и дает возможность работать таким специалистам, как я».

В Беларуси первые мастера по беспокрасочному выравниванию появились примерно 11 лет назад. Но люди до сих пор не верят, не могут представить, что исправить вмятину можно иначе, чем рихтовкой. При этом на рынке появились наборы для самостоятельного устранения кузовных неприятностей. Один из них сейчас активно рекламируется. Заказать новинку решили и мы — для исследовательских целей.

Но сначала нам нужна свежая ямка на капоте с «родной» краской. Оставить свой след на Honda Civic 1996 г. в. согласился один наш знакомый Дарт Вейдер. Мы попросили межгалактического Владыку не переусердствовать. В итоге автомобиль обзавелся новой аккуратной вмятиной размером с фалангу пальца, похожей на последствия града.

Принимаемся за ремонт, сверяя свои действия с инструкцией «набора беспокрасочника». Сделан он был, конечно, в Китае, но на упаковке значится отметка о патенте США. В коробке мы нашли: керн, клеевой пистолет, клеевой стержень, пластиковый упор с клипсами («грибками») разных диаметров и шайбой. По замыслу производителей, нужно нанести клей на клипсу, приложить к ямке, дождаться, пока он высохнет, а после с помощью упора-мостика и шайбы понемногу вытягивать выемку, пока не раздастся характерный «бдымс».

— Способ напоминает профессиональное вытягивание. Только с нюансами, конечно. Мы работаем с направленным светом — именно он дает понять, насколько все хорошо или плохо. Без него работать нет смысла вообще. Еще обратите внимание на клеевой пистолет. Кроме ужасного внешнего вида на нем еще и нет обозначений, — отмечает Анатолий. — Мы используем подобный инструмент мощностью не меньше 100 ватт. Предлагаемым керном вообще не стоит прикасаться к ЛКП — он слишком острый и пробьет лак. Так что у нас он будет играть роль указки.

С первой попытки устройство Made in China с задачей не справилось. Клипса оторвалась вместе с клеем, вмятина осталась.

Второе испытание все же окончилось звонким «бдымс», правда ямка полностью не исчезла. Выемка размером с градинку осталась на прежнем месте.

Дальше «пытать» капот «набором» мы не видели смысла и передали право командования парадом профессионалу.

— Как я уже говорил, предыдущий неудачный эксперимент напоминает привычное мне вытягивание. Только мы используем намного более профессиональное оборудование. Сравните сами: одних только «грибков» у нас с десяток видов. Вытягиваем сталь мы с помощью мини-лифтера или — если вмятина очень глубокая — обратного молотка.

— Второй способ более распространен. Это выравнивание крючками с обратной стороны металла. Оно подходит в большинстве случаев. Исключения: повреждения на стойках крыши, задних крыльях (там мешает второй лист стали изнутри), крыше (если нельзя опустить потолок), порогах. Чтобы предотвратить самодеятельность, скажу сразу: стоимость одного крюка — $180, полного комплекта — $6 тысяч.

Анатолий приступает к делу. Направляет на капот яркую лампу, приподнимает крышку, ставит ее на упор, закрепляет стяжкой, подвешивает опорный крючок. Мягким наконечником длинного крюка находит нашу ямку и аккуратно выворачивает ее наизнанку.

Вместо вмятины на капоте появился бугорок. Специалист берет в руки керн и осторожными движениями молотка бьет по выпуклости.

Через пять минут мы уже вполне довольны работой и находим место, где недавно была ямка, только по тому, куда бьет керн Анатолия. Однако мастер по-перфекционистски упрям: «Еще не все, остались раковинки». Нам, как и читателям, придется поверить на слово — фотоаппаратура не смогла передать глубину (да и в принципе наличие) этих самых «раковинок». Молодой человек берет другой крюк, с более острым наконечником, и после нескольких нажимов вновь стучит керном.

От ямки не осталось и следа, а вот отпечаток резинового набалдашника киянки виден. Обыкновенные тряпочка и обезжириватель решают проблему. Кузова моделей, младших нашего Civic лет на 18, полируют. Нам это ни к чему. Смотрим на обратную сторону капота — там ни царапины.

Волшебство? Photoshop? Не думаем. Со стороны процесс беспокрасочного выравнивания выглядел довольно просто. Правда, на предложение самостоятельно отрихтовать стандартную «щебеночную» выбоину на двери мы ответили отказом. В отличие от Дарта Вейдера, все же немного бережем машину.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by