«Двадцать литров краски разлилось по всей машине. И ничего — отчистили». Корреспондент Onliner.by стал автомойщиком

 
19 февраля 2016 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский

Можно этим не заниматься. Воздерживаться, ждать, пока само отвалится. Можно даже превратить это в перформанс: нарисовать на «фюзеляже» что-нибудь забавное или оставить послание. Но куда приятнее сбросить с себя все лишнее, очиститься. Потому что скоро весна и уже пора бы. Корреспондент Onliner.by отправился осваивать очередную профессию — поливать, намыливать, пылесосить. Представляем наш репортаж с автомойки. 

Мойка автомобилей — не настолько сезонный бизнес, как, скажем, шиномонтаж. Однако свои ориентиры существуют и здесь.

— Мы следим за прогнозом погоды. Вот сейчас очередной циклон прошел, вокруг подсохло, солнце стало появляться. Это значит, люди поедут мыться, — рассказывает Максим, заместитель директора крупной автомойки неподалеку от МКАД. — Можем прикинуть: если машин 100 за смену (12 часов) через нас пройдет — значит, день удачный. И то потому что здесь местоположение не очень. По городу есть мойки, где поток не прекращается круглые сутки.

Круглые сутки, кстати, — не фигура речи. Сервис действительно работает 24 часа и без выходных. Это как АЗС — редкий водитель будет планировать свой день с учетом того, что заедет на автомойку. Сюда приезжают, когда по пути, между делом, по дороге домой или на работу. И если нужно помыть машину ночью — ее вымоют ночью.

Мы приехали работать к 8:00. Времени на поболтать не нашлось, с ходу пришлось включаться.

— Так, журналист, все потом! Хватай вон тот «керхер» и пошел по машине сверху вниз. Близко не подноси, чтобы струей краску не повредить. Делай аккуратно, но уверенно, — так вот с места в карьер и начали.

Водителя Mitsubishi Outlander, впрочем, новичок на мойке не смущает. Судя по машине — ухоженной и не особо запачкавшейся — он приезжает минимум раз в неделю. Этого достаточно, чтобы поддерживать транспортное средство в надлежащем состоянии.

Начинаем с первичной мойки — из аппаратов высокого давления подается раствор моющего вещества. Здесь используют бесщелочные шампуни — они не наносят вреда лакокрасочному покрытию машины. Часть грязи смывается сразу и без труда. Задача мойщика — пройтись по труднодоступным местам, куда не доберутся валики. Это колесные арки, конструктивные особенности кузова, всевозможные выемки. С обтекаемым Outlander проблем нет, но бывают и другие случаи.

— Приезжает к нам Mercedes G-Class, вот с ним все очень непросто, — говорит Максим. — «Гелик» — машина квадратная. Ну очень квадратная. А если еще навесить дуги безопасности — пока все вымоешь, много времени уйдет. Та же история с длинными «американцами», «японцами» типа Chevrolet Tahoe, Toyota Tundra.

Своя специфика у спортивных и тюнингованных автомобилей. Модель с чересчур заниженной посадкой на автоматическую мойку не заедет, нужен просвет минимум 10—12 см.

— Приезжала как-то Lamborghini. Но с ней проблема — не понимает техника эту машину. Сложно идет, мойка останавливается. Либо система не распознает автомобиль, либо у «Ламбы» какие-то стопорящие устройства срабатывают — я не знаю. Приходится по нескольку раз перезапускать процесс.

В идеале работа на автомойке должна напоминать пит-стоп в Формуле-1. Выбирая автоматическую мойку, водитель экономит время. Весь процесс должен занять от трех до пяти минут, некогда здесь плескаться!

После «первички» машина уходит в «тоннель». Специальный конвейер цепляет ее за колеса с левой стороны и ведет через все процессы очистки и сушки.

На автомобиль наносится моющее средство, затем по кузову проходят валики. Днище в это время обрабатывается моющим раствором под давлением, так смывается накопившаяся там грязь. Кстати, это плюс автоматической мойки по сравнению с ручной, где днище не вымоешь.

Затем на кузов наносится воск. Он распыляется вместе с водой, после чего машина высушивается. Влага испаряется, а воск остается на кузове, образуя защитную пленку. В какой-то степени он убережет металл от воды и грязи.

Водитель, пока автомобиль моют, может заниматься чем угодно, его участие в процессе не требуется. Важно только не глушить двигатель и не заниматься самодеятельностью.

— На въездах висят предупреждения — не газовать. Работники перед началом процесса еще раз каждого предупреждают: рулем не крутить, на педали не нажимать. И все равно иногда находится тот, кто пытается проехать тоннель самостоятельно. В итоге куда-нибудь врезается, что-нибудь сносит. Знаю, в Германии был случай, когда женщина-водитель завалила всю мойку: нажала на газ, потом испугалась и остановилась только метров через двадцать.

Другая ошибка — открытие двери или окна.

— Странная история: вроде водитель расплатился, мы с ним все обсудили. Начинаем мыть машину — он что-то вспоминает и открывает окно. В результате получает струей из «керхера» в салон. Или уже в тоннеле для чего-то открывает дверь. Вода хлещет внутрь, валик может ударить, а он что-то кричит. Мы ему в ответ: «Закройте дверь!» — «Что?» — «Дверь закройте, ведь зальет!» — «Я не слышу!»

В таких случаях стараются помочь: отправляют автомобиль на сушку салона. Но это дополнительное время, даже если расходы автомойка возьмет на себя.

Правила гласят, что перво-наперво водитель должен снять с машины все плохо закрепленные детали. Валики вряд ли повредятся, а вот при сушке что-нибудь может сдуть.

— Теряют люди всякую мелочь: стеклышки, налепленные на боковые зеркала, даже номерные знаки. Рамки делают хлипкие, не всегда правильно их устанавливают. В итоге это все отлетает — ищи потом. Мы предупреждаем заранее, но случается всякое, — говорят на автомойке.

Будто услышав наш разговор, один из водителей выходит из машины, прерывая уже начавшийся процесс очистки:

— Пацаны, простите, забыл антенну снять.

Нередко автомобилисты потом скандалят, даже обращаются в суды, говорят о нанесенном ущербе.


Машин действительно приезжает немало. Сплошь средняя ценовая категория: удачно пригнанные из России «немцы», «японцы», «французы». Тем удивительнее было встретить повидавший виды Mercedes — грязь смыли, а вот что делать со ржавчиной?


Автоматика справляется вполне неплохо, и мы направляемся туда, где нужна наша помощь. Ручная мойка — дольше, дороже, но зато индивидуальный подход и заявленное качество.

Принцип здесь тот же: нанести моющее вещество, вымыть машину, смыть, нанести воск и высушить.

Разница в том, что водитель может попросить, к примеру, уделить больше внимания колесным аркам, очистить диски, пройтись по всем конструктивным особенностям автомобиля и даже убрать салон. Ручная мойка занимает в среднем минут 40. Присутствие автовладельца совсем не обязательно: он может заняться своими делами или просто выпить кофе.

Снова сверху вниз, от центра к краям нужно пройтись мочалкой практически до скрипа

— Быстрее! Еще быстрее! И тщательнее! Про диски не забудь. Слишком медленно, еще нужно салон убрать, — так здесь мотивируют корреспондента.

Причем если речь идет о небольшой Volvo в универсале — это еще куда ни шло. А вот как вымыть огромный Lexus GX460?

Размеры внедорожника кажутся просто необъятными, когда его нужно намылить, потереть и облить. Чтобы добраться до крыши, приходится балансировать на колесе, не держась практически ни за что.

Улыбка если и была, то сошла очень быстро

С внешним видом нужно покончить быстро, так как клиент заказал еще чистку салона.

Из труднодоступных мест влага выдувается сжатым воздухом. Процедура требует терпения: нужно пройти все выемки, дверные зазоры и т. д. Это ручная работа.

Когда с выдуванием покончено, можно заняться салоном. Сухая уборка предусматривает очистку ковриков и сидений, протирку всех поверхностей. В такую погоду никуда не денешься от песка, хотя в целом в Lexus не к чему придраться.

— Бывают очень запущенные салоны — если, скажем, в машине перевозят животных, — рассказали на мойке. — Шерсть трудно убрать даже при помощи специальной техники. У кого есть дома собака, тот знает, каково это — очистить, например, ковер. С автомобилем еще сложнее. 

Впрочем, шерсть не самое страшное.

— Приехал к нам как-то клиент на Pontiac Vibe. Мужчина занимается лакокрасочными покрытиями — внутренняя и внешняя отделка. И в багажнике у него вылилась 20-литровая банка краски. Все это затекло в салон: загажена была вся машина, вплоть до водительского сиденья, — кресла, коврики. Водитель говорит: делайте, что хотите, только помогите.

Чистили двое суток, причем без перерыва. Заканчивала одна смена, приходила другая и продолжала выводить краску. Автомобиль вернули чистым и высушенным.

Хватает работы у мойщиков и в праздничные дни. Бывают случаи, когда клиентам удается немного подпортить салон такси, если вы понимаете, о чем речь. Стало плохо, не успел предупредить.

— Таксисты часто приезжают, иногда вместе с пассажиром. Тот за то, что наделал, сразу и расплачивается. Убрать это несложно, хотя, конечно, своя специфика есть. Бывает, самому дурно становится.

Но работа есть работа. От сложной задачи здесь отказываться не принято, вопрос только в стоимости услуг.

Потихоньку справляемся с Lexus, а на очереди уже Volkswagen T5. Кажется, быстрее убрать квартиру, чем салон такой громадины.

Теперь становится понятно, откуда берется цифра в 100—120 машин за смену на мойке. Это конвейер по оказанию услуг. Вода, пена, воск и грязь, уходящая под сливные решетки. Так это делается.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by