Купить машину по-английски, или Почему оксфордские денди на дорогих авто не ездят

 
21 февраля 2016 в 8:00
Источник: Александр Терлеев. Фото: Александр Терлеев, Влад Борисевич
Источник: Александр Терлеев. Фото: Александр Терлеев, Влад Борисевич

Александр Терлеев с 2011 года живет в Великобритании. Он учился в магистратуре на финансиста, а теперь оказывает услуги по изучению английского языка и адаптации наших эмигрантов к их действительности. Саша женат, у них с супругой съемное жилье в Оксфорде — престижном и невозмутимом, как сама суть британцев. Александр, как у них говорят, respectable. И все эти годы он мечтал о машине — это так понятно белорусу! Непонятно только, как успешный и самоуверенный оксфордец столько времени не мог позволить себе то, что у нас по нескольку раз уже пригнали из России. Пусть об этом Саша расскажет сам. История покупки одного автомобиля по-английски.

* * *

Неожиданно для себя, первого февраля я купил себе машину. Ford Focus черного цвета аж за £1600. До этого я столько мечтал об автомобиле. Мне представлялось, что это будет новый Mercedes E-Class или BMW 3-Series. Откуда тогда взялся Ford со 126 тыс. миль пробега? И почему на его приобретение ушло пять лет? Обо всем по порядку.

Александр Терлеев

В Англии нереально дорогая страховка. Просто ужас! Где-то £2000 в год для иностранца. Для сравнения, в городе, где функционируют компании по аренде автомобилей (например, Zipcar или CityCar), £2000 достаточно для покрытия всех своих нужд в машине именно за счет такой аренды, включая стоимость топлива.

Для чего же тогда в Англии вообще заводить собственный автомобиль? Во-первых, для удобства. Все же не нужно бронировать авто, а затем спешить вовремя его вернуть. А во-вторых, из-за такой загадочной штуки, как Non Claim Discount. Этот термин обозначает скидку на страховку, которая зависит от числа доказанных лет безаварийного вождения. И выгодно начать отсчет этого периода как можно раньше, чтобы потом, когда возникнет необходимость регулярно возить куда-то детей или, допустим, престарелых родителей, страховка не стоила космических денег.

В идеале нужно подобрать то сочетание возраста и стажа вождения, когда накопление Non Claim Discount обойдется дешевле всего. Объясню на пальцах: покупаем самую недорогую машину по принципу цена плюс Road Tax (дорожный налог, он может составлять от £20 до £170 в год), паркуем авто, оплачиваем минимальную страховку и выезжаем только по необходимости.

Вариант хороший, но мне не подходит. В моем понимании автомобиль должен ездить. Нормальный пробег — 25 тыс. миль в год (это около 40 тыс. км). Расходы на обслуживание — минимальные и только по необходимости. При этом машина должна опрятно выглядеть и хорошо вести себя на дороге.

Рыночная цена подходящего авто — от £1200 до £2000. Годовая страховка, если прикинуть, — £2000. Плюс еще £1000 нужно вложить в машину, чтобы она нормально ездила, потому что никто в Великобритании не будет тратиться на автомобиль перед продажей. Наоборот: его здесь «гробят» до последнего.

То, что машина должна стоить не дороже £1500, — принципиальный момент. У нас в лондонской тусовке пару лет назад был очень популярен «Плимут — Дакар» — это такой автопробег, наподобие «Париж — Дакар», но только на таких вот «корчах» не дороже полутора тысяч. При этом автомобиль должен был за эти деньги стартовать без доработок, а на ремонт в пути сумма тоже была ограничена — порядка £500—1000.

Так вот, после этого челленджа тусовка разделилась на «староверов» (дорого = круто) и такой нью-эйдж (тех, у кого машина стоит как можно дешевле). В моем случае цена автомобиля — это примерно как месяц аренды квартиры или менее одной зарплаты на все-все, включая цену машины и страховку. А крутизна авто, по мнению нашей маленькой тусовки, — это плохо, но не хорошо.

Выбираем дальше. Для меня была принципиальна коробка передач: только механика, в «автомат» я не верю, он недостаточно надежен. Между дизелем и бензином еще сомневался. Дизель экономичнее, но он почти всегда с турбиной, а если она ломается, то это сразу £250 плюс еще столько же за сложные работы по замене. Бензин, в свою очередь, едет лучше, он экологичней в плане выбросов. В итоге я все же выбрал дизель. Имел значение и объем двигателя: 1,6 не едет, куда лучше 1,8.

Таких машин оказалось довольно много. За два года постоянной аренды авто мне стало все равно, на чем ездить, и требования упали до минимальных. Я покупал спонтанно: просто приехал в Лондон по делам, а возвращался уже на машине. Выбрал Ford Focus 2007 года с пробегом до 150 тыс. миль. Был вариант взять Volkswagen Golf того же поколения, но он выглядел так себе — староватым.

Плюсом машины была комплектация Ghia — максимальная для Ford. Я не любитель кожаных сидений, но электрорегулировки меня привлекли. Свет, дворники и зеркало — автоматические. Приятный плюс.

В то же время автомобиль был очень затасканным — весь в царапинах, мелких вмятинах, кое-где виднелась ржавчина. Да, для старой машины это не критично, но неприятно, согласитесь. Значит, когда-нибудь придется наносить антикоррозийное покрытие, а это дополнительные расходы. Да и ездил этот Focus странновато по сравнению с новыми Ford в Zipcar. Но я рискнул.

Сторговался на £1600, подписали крохотную бумажку: «я такой-то купил у такого-то», вписали мое имя в техпаспорт, я перечислил деньги через банк и поехал.

В машине был сломан подлокотник, неприятно пахло, была не в порядке антенна радио, гремела подвеска. Но самое негативное выяснилось уже на шоссе: машина катастрофически теряла мощность при движении в гору. Ну совсем, практически до остановки. Вот и вырисовывается £1000 на ремонт. К тому же уже в Оксфорде за два дня прокололись оба передних колеса. Замена — £200 за пару.

Нужно было искать СТО. В Англии два типа тех, кто оказывает такие услуги: это официальный дилер и гаражи. В Оксфорде проживает около 150 тыс. человек. Здесь примерно 10—15 дилеров и еще 40—50 гаражей. С дилерами сложно: есть BMW, Maserati, Jaguar, Mercedes. Volkswagen и Ford — нет. То есть в приличных городах — дилеры дорогих машин. Остальные — в деревне.

Гаражи — это все равно лицензированные компании со всеми страховками и разрешениями. Я сначала попробовал их сервис: около дома находится три таких конторы. В первой — очередь на недели вперед, вторая угрюмая какая-то, третьи ребята вроде взяли, но ничего не починили — так и вернули.

Мой дилер Ford находится в 20 км, в соседней деревне на 10 тыс. жителей. Приехал познакомиться, сказали заехать к ним на следующее утро. Я так и сделал. В итоге четыре часа пил кофе у них в салоне (там же и машины стоят на продажу), затем ко мне пришли, назвали стоимость работ. Я согласился. А через полчаса вернули авто. Они нашли, из-за чего Ford не ехал в гору, — дело было в топливном фильтре. В следующий раз перебрали стучащую подвеску.

В итоге: развал-схождение — £50, но машина хотя бы поехала прямо. Диагностика — еще £50, замена блока предохранителей — £30, новая диагностика — £100, новый топливный фильтр — £60. Плюс мелочи: £20 — антенна, £30 — подлокотник. Подвеска потянула еще на £140. То есть с учетом ремонта автомобиль обошелся в £2300. Но теперь он ездит как в сказке: шикарно, быстро, бесшумно.

Забавно, что я еще просил поменять масло, фильтры, в общем обслужить машину по полной программе, но мне сказали: не нужно. Когда возникнут проблемы — тогда и следует чинить.

Страховка вышла даже дешевле, чем я считал изначально, — где-то £1180 вместе с дорожным налогом (£130). Причем это максимальная версия страховки, учитывая мою ответственность на дороге, возмещение в случае происшествия и т. д. Для тех, кто прожил в этой стране менее пяти лет, такая страховка может потянуть на £3200 — либо сдавай в металлолом или продавай.

Топливо Ford «кушает» вполне приемлемо: в среднем 6,7 литра на 100 км — это где-то £1 на каждые 10 миль.

На следующий год я не ожидаю чрезвычайных трат: £800 страховка, £130 дорожный налог, еще £60 на техобслуживание. За три года эксплуатации хорошо бы потратить на этот Ford не более £14 000 с учетом всех расходов, в том числе исходных £1600 на покупку.

Кстати, после покупки автомобиля я рассказал эту историю на своей страничке в Facebook. Друзья радовались, что я смог купить машину так дешево, но сомневались, что она вообще поедет. И с одним из них мы заключили пари: друг сказал, что авто развалится за две недели, а я — что доеду до Рима и на Рождество сфотографируюсь у Колизея. Как вы понимаете, Оксфорд — Рим — это, по сути, максимально возможное расстояние между известными городами Европы. Предмет нашего пари — недельный «паб кроул». Это когда перемещаешься из паба в паб, выпивая в каждом по пинте (это более 0,5 литра), и так до посинения. В сущности это все равно что жесткий недельный запой. Если что, лично я почти не пью. Но такой уж у нас предмет пари. Тут же с другим другом мы поспорили, что я не проживу и четырех дней из этой насыщенной недели.

Езжу немало. В будние дни отвезти-забрать жену с работы — это более 100 км в обе стороны. По выходным, бывает, гоняем в Лондон — около 210 км туда и обратно. Собираемся еще в небольшое путешествие по стране, что-то около 650 км суммарно.

Плюс теперь можно планировать поездки на материк. С машиной это от £30 до £50 в одну сторону — за паром или поезд/туннель. Дизель в Европе дешевле: от 0,9 евро в Испании до 1,2 евро в Италии (£0,7—0,9). Руки развязаны. И да, ведь я должен сфотографироваться у Колизея!

...Наверняка не только у нас есть путевые заметки. Если считаете, что ваши фотоотчеты с комментариями о зарубежных поселках, городах, регионах достойны внимания, присылайте их на ga@onliner.by.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by