Едем за подержанной машиной в Россию. Подсчитываем все расходы

 
533
01 марта 2016 в 8:00
Автор: Денис Логунович. Фото: Павел Лебедев

Только ленивый белорус еще не съездил за автомобилем в Россию. Обвал некогда стабильного RUB спровоцировал значительное падение стоимости машин (да и других товаров) по отношению к доллару. В 2015 году половина новых авто, поставленных на учет в Беларуси, были пригнаны из РФ. Но белорусы ездят к восточным соседям не только за машинами без пробега. Наш читатель Михаил решил купить в России подержанную Mazda. Мы отправились с ним, чтобы своими глазами увидеть, как происходит процесс покупки и перегона автомобиля. О нюансах приобретения «бэушки» в братском государстве и пойдет речь в нашем сегодняшнем репортаже.

Выбор авто

Первое, что нужно сделать, — выбрать машину. На российских сайтах объявлений — бесчисленное количество предложений, порой по заоблачно низким ценам. Но лучше не «клевать» на самые дешевые варианты, и если вы видите, что где-то в Новосибирске продают Audi A6 2010 года за 4 тыс. долларов в эквиваленте, — можете закрывать это объявление. Наверняка это «развод». Лучше всего смотреть средние цены и выше. Все равно будет дешевле, чем в Беларуси.

Михаил определился, что хочет Mazda6 второго поколения. Машина покупалась супруге на 8 Марта, поэтому выбирали модель вдвоем. Учитывая географические масштабы Российской Федерации, есть смысл искать авто в Брянской, Смоленской, Орловской, Калужской, Московской, Курской и других близких к границе с РБ областях. Ехать куда-нибудь в Екатеринбург или Ханты-Мансийск имеет смысл только в том случае, если там предлагают эксклюзивный вариант и есть проверенный человек, который сможет без вашего участия посмотреть машину.

Указываем нужные нам регионы, выбираем желаемую модель и год и начинаем знакомиться с объявлениями. Mazda6 2008—2010 годов только в Брянской и Смоленской областях наберется пару десятков. Цены варьируются от 500 до 700 тыс. российских рублей (примерно 6500—9200 в долларах). Для сравнения, у нас цены на этот автомобиль колеблются от 7 до 12 тыс. долларов. После того как определились с конкретным экземпляром, связываемся с автором объявления. Почти у всех есть Viber или Skype, поэтому необязательно совершать дорогие международные звонки. Обычно по разговору можно определить адекватность продавца и понять, «перекуп» он или просто продает свою машину.

Хорошо, если в одном городе можно найти несколько похожих авто (чтобы уменьшить вероятность поездки «вхолостую»). В нашем случае так не получилось — Mazda6, которую выбрал Михаил, находилась в городе Ярцево (по трассе М1 еще примерно 50 км после Смоленска). И другой «шестерки» в этом населенном пункте никто не продает. Автомобиль 2009 года выпуска. Свой первый километр проехал в 2010-м. Цена — 580 тыс. рублей (7600 долларов). Договариваемся на конкретный день. Если это не выходной, придется отпроситься с работы на весь день — за полдня точно не справитесь.

Поездка в Россию

Из Минска до Ярцево — 430 км. Пять часов езды. С продавцом договорились встретиться в 9 утра, чтобы успеть до закрытия МРЭО (14:00). Получается, выезжать нужно в часа три ночи. Не очень хороший расклад — перед дальней дорогой не мешало бы хорошо выспаться. Приняли решение вечером выехать в Оршу, там переночевать и утром спокойно отправиться в Россию (от Орши до Ярцево — два часа езды). У Михаила в Орше друг — есть где переночевать. Но и гостиница в этом городе стоит копейки — 340 тыс. за 2-местный номер.

Из Орши выехали в половине седьмого утра. Через час уже стояли на границе, оформляли страховку. Она обошлась в 265 тыс. рублей. На границе очередь только из фур. Легковушки проезжают за минуту (пограничники смотрят паспорта, даже не беря их в руки).

После границы трасса М1 становится не такой замечательной, как на территории Беларуси. Во-первых, начинается вереница населенных пунктов, где часто дежурит полиция. Во-вторых, исчезает разделительная полоса, и потоки отделяются друг от друга лишь нарисованной «двойной сплошной». Если посмотреть сводки смоленских газет, М1 здесь — очень аварийный участок. До Ярцево — 130 км. Уже начинает светать. В России полно придорожных кафе и заправок, где можно выпить кофе и перекусить. Если перевести на «наши», теперь это весьма дешево.

Как и планировали, в районе девяти утра сворачиваем на Ярцево. Такое ощущение, что мы попали в Ошмяны 1990 года. Пошарпанные дома, огромные «кратеры» на дороге, бездомные собаки и грустные люди. Машины — в основном «Лады» и старые иномарки. Solaris и Polo Sedan здесь встречаются не так часто, как у нас, хотя тоже есть. Приезжаем по назначенному адресу. Продавец скидывает SMS, что назвал не тот дом. Следуем к новому пункту назначения. Владелец Mazda уже ждал нас возле машины. Ходил и нервно покуривал.

Осмотр авто и снятие с учета

— Я сонный. Не обращайте внимания. Отпросился с работы. Вот, собственно, машина. Не мыл ее, т. к. бесполезно. Сами видите, какая грязь на улице. Можем сгонять на мойку, — встретил нас владелец автомобиля Влад.

Главный герой дня — Mazda6 — стоит по центру двора. Серебристый седан с 2-литровым двигателем и автоматической коробкой передач. Машина в максимальной комплектации, с кожаным салоном, парктрониками, литыми дисками и шипованной резиной. Владелец готов отдать в придачу четыре колеса на 18 дюймов с летними шинами. За 7600 неплохой вариант!

— Покупал машину не новой. Год назад пригнал ее из Москвы. Сам наездил 20 тыс. Сейчас пробег — чуть больше 140 тыс. Вообще, авто без проблем. Обслуживал только на фирменных СТО, 5 тыс. км назад многое поменял. Продаю, т. к. присмотрел себе Mazda CX-7. Хочется чего-то повыше.

Учитывая качество дорожного покрытия в Ярцево, понятно, почему Влад хочет кроссовер. Вообще, парень, видимо, фанат Mazda — до этого у него была и другая «шестерка», и Mazda3. Кстати, в Москве у машины, похоже, был не первый владелец — на номерах 142-й регион. Это Кемеровская область. В России люди часто продают друг другу автомобили, не меняя номера, а значит, оставляя регион. Михаил в это время уже достал толщиномер и начал изучать кузов. А точнее — толщину покраски.

— Правое крыло 100% крашено. Хотя… На крыше довольно тонкая краска. Может, у «Мазд» это нормально?

Толщиномер высвечивал разные показатели на сухом и мокром покрытии. Но в целом все детали выдали примерно одинаковый уровень. Тем не менее неровные стыки левой фары, крыла и переднего бампера явно указывали, что последний снимали. Это подтвердило и изучение болтов крепления, которые были не на «заводском» месте.

— Лично я никуда там не лазил. Я вообще в технике не волоку. Все делал на СТО. Знаю, что у этого поколения Mazda6 даже для того, чтобы поменять лампочку в фаре, нужно снимать бампер. По крайней мере, при мне авто не восстанавливали, ни одной детали не красили. Я особо не вникал. Ездил и ездил. Как говорит мой друг — не мешай машине работать, если ездит нормально, не лезь в нее. Обслуживал всегда вовремя. Масло лил оригинальное. Только 95-м заправлял, — рассказал Влад.

После осмотра кузова заводим авто и снимаем крышку двигателя. На СТО машину решили не гнать (лишние расходы, и время поджимает), но хотя бы поищем подтеки. Под капотом — все чисто. По звуку мотор работает идеально. Как говорится, «шепчет». Влад уверяет, что масло не «ест» и пробег оригинальный. Впрочем, 140 тыс. для автомобиля, который начали эксплуатировать в 2010 году, — адекватная цифра. Не такси.

Пора прокатиться! Потенциальный будущий владелец — за руль. Рядом супруга, которой потом придется ездить на этой машине. Никаких проблем в поведении авто на дороге не заметили. Подвеска хорошо отрабатывает неровности. Не гремит. Хотя наверняка в ней придется что-то поменять, учитывая дороги, по которым она ездила. В общем, несмотря на некоторые недостатки в виде ржавчины в багажнике, неровных зазоров бампера и слегка потертого заднего дивана, Михаил, посоветовавшись с женой, решает брать автомобиль. Отходит с владельцем в сторонку. Торгуются. В итоге Влад еще скинул хороший процент с цены (который новые владельцы решили не оглашать). Ищем обменник!

Когда меняешь 100 долларов, чтобы купить джинсы, на курс обычно не смотришь. Но когда нужно поменять тысячи долларов, то разница в несколько рублей играет большую роль. Мы объехали примерно пять обменных пунктов, выбирая наиболее выгодный курс. Когда определились, приключилась интересная история. Михаил спросил в кассе, будет ли у них необходимая сумма рублей, и, получив положительный ответ, отправился в машину за деньгами. Когда мы вернулись через несколько минут, сотрудница банка сообщила нам, что курс только что поменялся, и велела подождать, пока вывесят новый. Несмотря на потерю в несколько тысяч рублей, было принято решение не продолжать поиски нового обменника и поменять деньги здесь. Заняло это, к слову, минут 30! Даже понадобился паспорт (т. к. сумма большая). У всех белорусов возникает резонный вопрос: почему россияне не берут доллары, когда продают автомобили?

Ожидание новых курсов валют было похоже на ожидание результатов лотереи
Ожидание новых курсов валют было похоже на ожидание результатов лотереи

— А зачем мне доллары? Я сейчас буду брать Mazda CX-7. Уже нашел машину, и цена у нее фиксированная, в российских рублях. У нас вообще долларами никто не расплачивается. Этот доллар скачет туда-сюда. Одни проблемы с ним, — пояснил Влад. Еще он рассказал, что в России сейчас продать автомобиль почти нереально. Это для нас они «подешевели». Россияне, привыкшие к расчетам в рублях, заметили в последний год лишь одну тенденцию — машины перестали покупать их соотечественники.

Местное МРЭО (кстати, полное название — МОТОТРЭР ГИБДД УВД) работает до 14:00, и мы уже не очень-то успевали. Благо у Влада там работает какая-то знакомая, и ради нас сотрудники отделения немного задержались. Иначе пришлось бы ночевать в Ярцево. Подписали три экземпляра договора, заплатили пошлину за оформление ПТС и свидетельства, а также за транзитные номера (за все вышло 700 рублей), и поехали за вторым комплектом ключей и резиной.

Для того чтобы доехать до границы, пришлось сделать еще страховку (920 рублей). Перед въездом в РБ понадобилась и белорусская страховка (93 тыс. наших рублей). Проблем с платными дорогами не будет — транзитные российские номера не считают иностранными и приравнивают к обычным российским.

Возвращение в Беларусь и постановка на учет

Процедура постановки на учет машины из России практически такая же, как и в случае покупки авто в Беларуси. Единственное, перед поездкой в ГАИ необходимо оплатить утилизационный сбор в размере около 350 долларов. Получается, это самая большая статья расходов при покупке машины в РФ. Потом со всеми документами отправляетесь в местное МРЭО и ставите транспортное средство на учет. Все! Теперь автомобиль официально сменил место жительства.

Затраты

Подсчитаем расходы в белорусских рублях на описанную поездку. Конечно, траты на топливо зависят от города, в который вы следуете. В нашем случае пришлось проехать 900 км (примерно 450 туда и 450 обратно).

Бензин: около 1 млн рублей (учитывая, что по дороге обратно нужно заправлять и вторую машину).

Питание: около 400 тыс. рублей (если едете с другом на его машине).

Гостиница в Орше: 340 тыс. рублей (этот пункт можно опустить, если едете без остановок из Минска).

Страховки: всего 618 тыс. рублей (одна на машину, на которой едете, а также две на купленную).

Оформление документов в России: 200 тыс. рублей.

Утилизационный сбор: 7,5 млн рублей.

Итого: 10 058 000 рублей.

Остальные расходы (для постановки на учет) — такие же, как при покупке авто в Беларуси. Получается, пригнать машину из РФ своим ходом стоит примерно 500 долларов в эквиваленте. Можно, конечно, поехать на поезде и не есть целый день, тогда цифра будет немного меньше. Но даже учитывая эти 500 долларов, покупка авто в России остается оправданной — цены там зачастую ниже белорусских на 1000+ долларов.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Денис Логунович. Фото: Павел Лебедев
ОБСУЖДЕНИЕ