Бу Андерссона собираются уволить из «АвтоВАЗа». Производитель терпит рекордные убытки

 
UPD
38 793
05 марта 2016 в 16:08
Автор: Денис Логунович. Фото: производителя
Автор: Денис Логунович. Фото: производителя

Глава «Ростеха» Сергей Чемезов заявил изданию The Wall Street Journal, что принял решение об отставке Бу Андерссона с поста президента «АвтоВАЗа». «Сейчас нам нужен другой человек», — сказал Чемезов. «Это все», — добавил он. Как пишет РБК, совет директоров компании состоится после праздников, 9 или 10 марта. Там и будет оглашено официальное решение. 

Действующий трехлетний контракт Андерссона истекает в декабре 2016 года. Ранее о том, что вопрос о возможной отставке Андерссона может быть включен в повестку ближайшего совета директоров «АвтоВАЗа», рассказывал источник, близкий к одному из акционеров завода. Информацию подтверждал и знакомый Андерссона.

Источники РБК также рассказывали, что работой Андерссона недовольны оба акционера «АвтоВАЗа» — альянс Renault-Nissan и госкорпорация «Ростех» (в обеих компаниях от комментариев отказались). Один из собеседников РБК отмечал, что вопрос досрочного расторжения контракта с Андерссоном обсуждается с ноября 2015 года, когда Чемезов обрушился с критикой в адрес Андерссона по поводу проводимой им кадровой политики.

В контракте Андерссона зафиксированы целевые показатели, основные из которых — достижение доли рынка в 20% и выход «АвтоВАЗа» на уровень безубыточности при 6% операционной рентабельности. Пока же ни одно из условий не выполнено. По итогам 2015 года завод получил рекордный за всю историю убыток в 74 млрд руб. по МСФО — втрое больше, чем годом ранее. Убыток от операционной деятельности вырос более чем в восемь раз, до 66,8 млрд руб.

Рыночная доля «АвтоВАЗа» по итогам 2015 года составила 18,6%, свидетельствуют данные Ассоциации европейского бизнеса. Сам Андерссон в интервью РБК на вопрос, сколько лет вы бы хотели проработать на «АвтоВАЗе», ответил: «Мне 60 лет, и я уже подхожу к завершению профессиональной карьеры. Мне хочется сделать „АвтоВАЗ“ успешным и прибыльным».

Самая перспективная модель российской компании — Lada Vesta — продается вдвое хуже, чем ожидалось. Причина простая — цена. Из-за падения курса российского рубля за последний год бюджетные седаны Hyundai Solaris, Kia Rio, Volkswagen Polo и другие подешевели практически до уровня Vesta.

Глава «Ростеха» похвалил Андерссона за снижение ряда расходов и запуск двух новых автомобилей. Но, по словам Чемезова, Андерссон слишком часто обращался за комплектующими к иностранным производителям вместо местных поставщиков. Также его жесткая кадровая политика и увольнения привели к высокой социальной напряженности в Тольятти, что вылилось в митинги протеста.

«Негодование в Тольятти росло. Я предупреждал его несколько раз, чтобы он был осторожнее, но он не понимал», — цитирует слова Чемезова Gazeta.

Андерссон был утвержден в должности президента «АвтоВАЗа» в конце 2013-го. Он начал свою трудовую деятельность с повышения эффективности работы предприятия, массовых сокращений и наведения порядка на заводе. В 2014 году под массовые сокращения попали 33% управленцев и 20% простых рабочих. В итоге общая численность работников «АвтоВАЗа» снизилась на 12 891 человек (до 53 тыс. человек) по сравнению с декабрем 2013 года. При этом численность простых рабочих составила 42 345 человек. Руководителей осталось 10 700 человек.