«Зарплату не дали», «машину вот-вот отберут», «бампер не могу найти». У каждого третьего остановленного не был пройден техосмотр

 
21 марта 2016 в 18:35
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

Отсутствие техосмотра действительно носит массовый характер! Каждый третий остановленный сегодня водитель не имел специальной отметки. Причем без ТО ездят и старые универсалы, и свежие внедорожники. На прошлой неделе Госавтоинспекция предупреждала: начинаются проверки наличия техосмотра. Сегодня корреспонденты Onliner.by посмотрели, как проходит спецмероприятие ГАИ и «Белтехосмотра», а также выслушали аргументацию водителей.

Когда госпошлину за пользование дорогами только-только привязали к прохождению техосмотра, высказывались опасения, что желающих пройти проверку на станции диагностики поубавится. Небезосновательный прогноз! Кто-то посчитал, что выгоднее платить штрафы, а кто-то принципиально отказывается ехать на ТО. Во время таких мероприятий Госавтоинспекции можно выслушать доводы автомобилистов.

Итак, улица Кижеватова. Въезд в город. Вместе с сотрудниками отдела технадзора Минской ГАИ в рейде участвует представитель «Белтехосмотра». Его помощь нужна для определения подлинности сертификата, проверки некоторых данных по базе и т. д.

Первым останавливают Mercedes A-Class. За рулем — девушка. При виде фотокамеры она смущается. А напрасно — с документами у водителя все в порядке и техосмотр пройден. Недаром говорят, что женщины в этом плане аккуратистки.

За рулем следующего автомобиля также женщина, рядом — малыш в детском сиденье, как того требуют ПДД. На рамке номера значится надпись «Солигорск», но регистрационный знак — с 7-м регионом. Как выясняется, минчанка только-только купила Audi 80.

— Пока у вас нарушения нет, — объясняет сотрудник ГАИ. — Но после постановки транспортного средства на учет вы должны пройти техосмотр в течение 10 дней. Выходит, остался один день.

— Кстати, а разве отметка о прохождении ТО в таком случае не переносится? — спрашиваем у сотрудника «Белтехосмотра».

— Нет. Это правило давным-давно отменено. При смене собственника прохождение ТО обязательно.

Внимание инспекторов привлекает Mercedes ML с гомельскими номерами. Водитель — гражданин Украины, имеет временную регистрацию. Документы на автомобиль вроде бы в порядке.

Но сотрудник «Белтехосмотра» решает проверить по базе — был ли кроссовер на станции диагностики. Ответ поступает через пару минут: ТО проходил, все в порядке.

Как говорят сотрудники ГАИ, в первую очередь обращают внимание на автомобили без наклейки о пройденном ТО или со старым стикером (их легко определить по цвету). Вот, например, Mercedes W124 вызвал подозрение. Водитель явно нервничает, смущаясь выходит из салона.

Но опять-таки с документами — полный порядок, и техосмотр пройден. «Все как положено!» — восклицает мужчина.

— Разве наклейку обязательно размещать на лобовом стекле? — интересуемся.

— Конечно! Многие считают, что это факультативно, но в соответствии с постановлением Совета министров №630 (от 30 апреля 2008 г.) ее размещение строго регламентировано, — говорит представитель «Белтехосмотра». — Другой вопрос, что за это нарушение не предусмотрено ответственности.

Пока инспекторы сканируют поток, рассуждаем: ну не пройден техосмотр и что с того? Сотрудник «Белтехосмотра» возмущается: «А как неисправный автомобиль допускать к дорожному движению? Ведь это опасность не только для водителя и пассажиров, но и для окружающих. Бывало, тормозные трубки лопались прямо на станции диагностики. Хорошо, коли так».

— Мы не просто фиксируем отсутствие техосмотра, но и обращаем внимание на состояние машины, — сотрудники ГАИ также подключаются к спору. — На месте можно выявить, например, неисправность стояночного тормоза, световых приборов, разный рисунок протектора шин, отсутствие некоторых элементов.

А вот как раз едет Ford Mondeo без переднего бампера, регистрационный знак — под лобовым стеклом. Что с техосмотром? Проверка показывает: отметка имеется, но налицо другие нарушения.

— Не могу найти бампер, — разводит руками автомобилист.

Тем не менее водителя приглашают в машину для составления протокола (по ч. 3 ст. 18.12 Кодекса об административных правонарушениях за это предусмотрено предупреждение или штраф до 1 б.в.).

В этот момент показалось, что проблема игнорирования ТО надумана. У пяти остановленных водителей отметка о прохождении техосмотра имелась. Впрочем, выводы делать было рано. И правильно!

Инспектор поднимает жезл и останавливает старенький Hyundai Accent, на заднем стекле которого размещена наклейка одной из служб такси (больше никаких обозначений не замечено). Проверка документов показывает, что на машине не пройден техосмотр. Слышны слова водителя:

— Ну вы видите, жизнь какая…

Уже при составлении протокола он интересуется, будет ли фигурировать нарушение, если оплатить сразу, а не через банк? Инспекторы объясняют: оно в любом случае попадет в базу, не важно, есть запись в талоне или нет.

Для справки: на первый раз предусмотрен штраф от 1 до 3 б. в. (сейчас — от 210 до 630 тыс. рублей), при повторном таком же нарушении в течение года — от 2 до 5 б. в. (от 420 тыс. до 1 млн 50 тыс. рублей). Причем не важно, попадется ли водитель на этом же автомобиле или на другом (также с непройденным ТО).

Не успевают оформить нарушение предыдущего автомобилиста, как останавливают еще одного — также без отметки о действующем техосмотре. Водитель Chrysler разводит руками: «Нет времени пройти». Ему также выписывают штраф в 1 б. в.

— Это «проездной» на сегодня? — напоследок спрашивает мужчина.

— Вы имеете право двигаться только к месту стоянки, — предупреждают инспекторы.

По словам сотрудников ГАИ, приходится выслушивать много оправданий по поводу отсутствия техосмотра. Одни сертификат «забыли» (на этот случай приглашен сотрудник «Белтехосмотра»), другие принципиально не хотят платить, у третьих нет денег. Пожалуй, последний аргумент звучит чаще всего.

Взмах жезла, и у обочины останавливается Nissan Patrol. Инспекторы вновь фиксируют отсутствие техосмотра. Как оказалось, в марте водителя уже штрафовали, то есть это повторное в течение года нарушение. Молодой человек, управляющий внедорожником, напрямую о том, почему не едет на станцию диагностики, не говорит. Но судя по полунамекам, все-таки не последнюю роль имеет значение госпошлина.

Инспекторы говорят: сейчас некоторые владельцы внедорожников принципиально не проходят ТО. Причина — в большой госпошлине, которая наложена на тяжелые автомобили (сумма, напомним, зависит от массы транспортного средства). Водители объясняют, что выгоднее платить штрафы, а проверки ГАИ их не пугают.

У следующего остановленного автомобилиста (Subaru) аналогичное нарушение. У него есть веская причина: кто-то разбил боковое стекло (неподвижный «треугольник»), он приобрел с пленкой, но пройти техосмотр не смог. Увы, ему также выписывают одну базовую.

На лобовике Volkswagen Golf — старая наклейка. Автомобиль должен был пройти техосмотр не позднее декабря прошлого года. Сотрудники ГАИ внимательно выслушивают пожилого водителя.

Тот объясняет, что нет денег. Инспекторы учитывают возраст, раскаяние и решают ограничиться предупреждением.

— Получу деньги — сразу пройду, — обещает обрадованный мужчина.

Внимание инспекторов привлекает Audi с брестскими номерами, остановившаяся за полсотни метров до патрульной машины. Сотрудник ГАИ подходит, представляется, просит предъявить документы. Оказывается, с ними полный порядок, а водитель просто ждет знакомого.

К еще одному автомобилисту (Volkswagen Transporter) тоже не может быть никаких претензий. Машина прошла техосмотр вовремя. Счастливой дороги!

А вот к водителю старенького BMW 3-Series вопросы есть. У него отсутствует отметка о прохождении ТО. Зато в прицепе лежат баллоны.

— Кислород меняем, надо резак купить. Сам из Дзержинска, сюда бы в жизни не поехал, но пришлось, — мужчина эмоционален. — Техосмотр я бы прошел, машина в хорошем состоянии, но не могу найти задний бампер.

Объяснения еще одного водителя (Dodge Durango) также примечательны. Как выяснили сотрудники ГАИ, проверив информацию по базе, последний раз внедорожник был на станции диагностики в 2011 году.

— Денег нет, — говорит автомобилист. — У меня проблемы с фирмой. Машину завтра-послезавтра заберут. Какой смысл проходить ТО?

Что ж, в этом контексте — риторический вопрос.

На самом деле проблемы с техосмотром бывают не только у стареньких автомобилей. Инспекторы замечают, что у Mercedes S-Class на лобовом стекле нет наклейки, и также решают проверить. Но отметка о прохождении ТО есть, а вот тонировка размещена с нарушением. Женщина объясняет, что машина сына. Однако нарушение не оспаривает.

Напоследок сотрудники ГАИ просят притормозить водителя Audi Q5 и предоставить документы, в частности сертификат о прохождении ТО. «А что, у меня должен быть?» — спрашивает мужчина. Странный вопрос, учитывая, что техосмотр пройден.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by