Съездил наш соотечественник в Литву в отпуск на несколько дней. Попал там в передрягу, подрезал автомобиль местной полиции и остался за это без водительского удостоверения сроком на три месяца. Белорус вернулся домой и призадумался: что же теперь делать? Имеет ли он право управлять автомобилем на территории Беларуси или и здесь будет считаться «бесправником»? Корреспондент Onliner.by нашел ответы на эти вопросы.
Инцидент произошел с пользователем нашего форума под ником Montella. Он рассказал корреспонденту Onliner.by, что на днях ездил в Литву отдохнуть.
— Поехали на машине, чтобы провести там пару дней отпуска. В понедельник выехали, долго стояли на границе, были уже в слегка подпорченном настроении, — вспоминает водитель.
Километрах в 15 от границы по дороге на Вильнюс все и произошло.
— Погода была ненастная, шел мелкий снег, поэтому я старался ехать строго по правилам, не превышал установленной скорости, иногда опережал тихоходов. В какой-то момент перестроился в левую полосу и уперся в фуру, едущую довольно медленно. Выругался про себя и вернулся в правую полосу. В этот же момент водитель фуры тоже решил перестроиться и начал притормаживать. Я стал выворачивать обратно в левый ряд и в этот момент услышал звук торможения и сигнал движущегося сзади автомобиля.
За нашим водителем ехал Volkswagen Passat серого цвета без включенных фар. Montella не спорит: не заметил, не уступил, подрезал. Виноват, короче. Включил «аварийку», чтобы извиниться. Однако вместо того чтобы опередить его, серый Volkswagen перестроился «в хвост», и из-за радиаторной решетки засветились сигнальные сине-красные маячки. Полиция!
— Это ж надо так попасть! Подрезал полицейскую машину, замаскированную под гражданскую, — сетует водитель. — Прижался к обочине, подсчитывая в уме, сколько же дадут штрафа — 20 евро, 50, 70...
В автомобиле были двое: мужчина за рулем и женщина на пассажирском сиденье. Оба в полицейской униформе. Оформлением занималась женщина.
— Она стала мне рассказывать, какое жуткое правонарушение мной было совершено. Я не спорю, со всем соглашаюсь. Отвечаю, что готов сразу же оплатить штраф, помня о том, что согласно законодательству (по крайней мере, в Беларуси) при признании вины на месте нарушитель наказывается по минимуму.
Но это была Литва.
— Спрашиваю, какое минимальное наказание за совершенный проступок. В ответ — штраф и лишение прав на срок от трех месяцев. При этом через три дня необходимо явиться на комиссию в полицейский участок. Я выпал в осадок. Около часа потратили на составление протокола. Его написали на литовском, поэтому по моей просьбе мы еще проехали в участок, где переводчик объяснил мне, что там написано. «Договориться» с полицией невозможно: в их машине, где составляли протокол, велась видеосъемка — мне позже показывали запись.
Не слишком ли сурово отнеслись полицейские к белорусу? Трудно судить. Montella рассказал, что пока оформляли его нарушение, у всех на глазах кто-то из местных перелез ограждение и пошел через дорогу посреди оживленной трассы, но это осталось без внимания полиции.
Через три дня водитель приехал на комиссию. Благо еще, что находился в Литве. А как быть в таком случае тем, кто приехал на короткий срок или едет через страну транзитом?
— Комиссия — это чисто формальная процедура, во время которой еще одна тетечка подтвердила правильность составления протокола и сказала, что ввиду моего хорошего послужного списка ко мне применяется минимальное наказание — 115 евро штрафа плюс лишение прав сроком на три месяца. На мой вопрос, действует ли лишение только на территории Литвы, ответила: нет — и в других странах тоже, в том числе в Беларуси.
Водителю дали взамен временный документ, выписанный на литовском языке, и с тем отпустили.
— Мне сказали, что спустя три месяца я должен буду явиться в Вильнюс и прослушать специальные курсы для водителей. На литовском, наверное?
Так что же делать человеку в такой ситуации? Montella вернулся в Минск и гадает: по закону он все еще водитель или уже пешеход?
За комментарием корреспондент Onliner.by обратился в ГАИ Минска. Вот что там ответили:
— Законодательство Литвы действует на территории этой страны, но не в Беларуси. Таким образом, с точки зрения белорусского закона водитель не считается лишенным водительского удостоверения и имеет право управления транспортными средствами. Это объясняется тем, что за одни и те же нарушения, к примеру, белорусским и литовским законодательством могут быть предусмотрены различные наказания. И то, за что в Литве наказывают лишением прав, в Беларуси может повлечь наложение штрафа.
Это значит, что на территории Беларуси Montella считается водителем. Вот только удостоверение он предъявить не может.
Обычная процедура предусматривает в таких случаях передачу документа белорусской стороне. То есть водителю необязательно ехать в Вильнюс через три месяца, чтобы забрать права, он сможет сделать это в Минске. Однако сколько потребуется времени на передачу — не известно. И выходит, что управлять автомобилем наш читатель имеет право, но в то же время может быть привлечен к ответственности по ст. 18.18 КоАП Беларуси за управление транспортным средством при отсутствии водительских прав.
Возможно, водителю стоит обратиться в ГАИ с заявлением об утере своего удостоверения. Этот вариант остается на его усмотрение.
Читайте также: