Пока выходили статьи цикла «Тайный гость в такси», на минском рынке многое поменялось. В частности, появился новый сильный игрок — о запуске объявила служба «Яндекс.Такси». Мы не могли проигнорировать этот факт и решили протестировать сервис. Испытания, разумеется, решили скорректировать. Теперь просили водителей забрать нас из сложной точки, доставить за город и перевезти кота. Как отреагировали таксисты на животное и есть ли недоработки у приложения? Разбираемся в пути!
Заберите нас из отеля
Сложность этого задания в том, что мы находились в недавно построенной гостинице Marriott (расположена на пр. Победителей), и многие таксисты не в курсе, как подъехать к ресепшену. Узкий канал уводит в недра здания, к тому же по ходу установлены запрещающие знаки. Но какая разница посетителю отеля? Он вызвал такси ко входу и ожидает, что машина приедет именно туда.
Скачиваю и запускаю приложение. Для начала оно просит привязку к номеру телефона. Чтобы подтвердить его, пришлось вводить шестизначный код. В общем, ничего сложного. Тем более что процедуру надо пройти всего один раз при регистрации.
Продолжаем знакомство с сервисом. В принципе, все интуитивно понятно. Например, есть опция «Не звонить». Если ее подключить, то водитель будет набирать номер телефона только в случае крайней необходимости. Это удобно, ведь некоторые пользователи сервиса умышленно выбирают приложение, чтобы свести к минимуму телефонное общение с диспетчером и водителем.
Разбираемся дальше. Вот информация о тарифах. А тут можно указать электронную почту и банковскую карточку и занести в черный список непонравившегося перевозчика. Заметим, что в Беларуси «Яндекс.Такси» работает пока только со службой 135 (которую мы уже тестировали). Так что последняя опция не совсем актуальна.
Ладно. В целом понятно. Заказываем машину! Приложение точно определило наше местонахождение и обозначило его буквой «Я». Но на всякий случай в комментарии пишу: «Ресепшен отеля Marriott».
Карта начинает уменьшаться, и сервис объявляет, что онлайн находятся 97 автомобилей.
Мгновенно один из таксистов подтверждает заказ. Высвечивается информация о машине (марка, модель, цвет, регистрационный знак) и водителе, который обещает быть через 5 минут.
Одновременно приходит SMS-сообщение: автомобиль приедет через 10 минут. Ничего себе разбежечка! Так чему верить?
Зато порадовала прозрачность процесса. Ты знаешь, с кем имеешь дело и кого ждать. А еще таксисту можно позвонить. Но я этого делать не буду: вся информация у водителя есть, номер телефона имеется.
Настоящая проверка начинается, когда автомобиль останавливается буквально в 50 метрах от нас. Водитель явно в раздумьях. Гадаем: что он будет делать? Хм, высвечивается «Вас ожидает такси». То есть это мы должны идти? А зачем тогда метка, комментарий?
Решаем подождать еще немного. И вот новая неожиданность: приложение сообщает, что поездка началась! Как это? Мы же даже не сели в машину! Переглядываемся: это нас так водитель, что ли, поторапливает? Как понимать вообще? В этот момент... автомобиль стал удаляться.
Наши размышления прерывает телефонный звонок самого таксиста:
— Алло. Здравствуйте. Такси. Это вы заказывали?
— Здравствуйте. Да, мы.
— Тут ко мне иностранцы подошли. Ничего толком не объясняли… Мне их недалеко везти — на «Замок»… Подождете 5 минут?
— Хорошо, подождем, — решаю не лезть в бутылку и посмотреть, что будет дальше.
Приложение показывает, как «нас» куда-то везут, подсчитывает стоимость и предлагает оценить работу водителя. Ну тут без вариантов — единица. Сервис просит конкретизировать претензии. Нет, водитель не опоздал, не был груб, не ездил кругами. Он просто взял других клиентов!
Поскольку «мы» завершили поездку, дальше за передвижением автомобиля наблюдать не могли. Через некоторое время таксист позвонил сам:
— А где тут лучше вас ждать?
— Так мы же пометили — возле ресепшена отеля.
— Просто я в первый раз… Где тут этот ресепшен? Это в арку въезжать?
— Да, — в этот момент машина с наклейками, плафоном и желтыми номерами наконец появилась около входа в отель.
Итого мы прождали 24 минуты вместо 5. Время подачи автомобиля — один из самых важных показателей для служб такси. В нашем случае он был практически провальным.
— Боровляны, ул. Хвойная, — садимся в салон.
Решили выбрать конечным пунктом поездки ближайший коттеджный поселок. Интересно было узнать, согласятся ли таксисты туда вообще поехать и во сколько это обойдется.
У водителя никаких вопросов не возникло, он даже вежливо поинтересовался, как лучше ехать — через город или по кольцевой. Сказали, что непринципиально. Тогда он уточнил, не против ли мы поездки по МКАД. Нет, не против.
«Яндекс.Такси» выдвигает определенные требования к автомобилям. Так, сервис могут обслуживать машины не старше 5 лет, а водителей периодически обязывают фотографировать салон, кузов и т. д. Заметим, что Volkswagen Polo Sedan был чистым, салон — ухоженным, ремни безопасности на заднем диване искать не пришлось, таксометр присутствовал.
Единственное, что напрягало, так это странный звук в салоне при большой скорости. Словно играла волынка. «Инструмент» затихал, когда автомобиль замедлялся до 30—40 км/ч.
Ехал водитель спокойно, а при приближении к финишной точке уточнил, где именно остановиться. Поездка обошлась в 155 тысяч. Протягиваем 200-тысячную купюру. Таксист спросил, не найдется ли 5 тысяч. Увы... Тогда он решил не мелочиться и выдал 50 тысяч рублей.
Через несколько дней после этой поездки со мной связалась служба поддержки «Яндекс.Такси». Звонивший сотрудник поинтересовался, почему я не конкретизировал претензии. Объяснил, что водитель забрал других клиентов. Как показалось, это привело представителя сервиса в некоторое замешательство, но он заверил, что в отношении таксиста будут приняты дисциплинарные меры и несколько раз извинился за него.
Вызов за город
Спустя некоторое время вызываем эту же службу на ул. Хвойную в Боровляны. Проверяем, как работает приложение «Яндекс.Такси» за Минском. И вообще, поедет ли в ближайший поселок таксист? Лет десять назад машину нельзя было вызвать с мобильника, только со стационарного телефона. Но с того времени много воды утекло. Теперь модно заказывать автомобиль через интернет-приложение.
Программа мониторит ситуацию вокруг. Сообщает, что 101 машина онлайн, а рядом — 5 водителей. Уже результат!
Нас готов отвезти водитель Renault Logan, который находится в районе Уручья. Если верить прогнозу, он будет через 11 минут, что является отличным временем для пригорода. Также система рассчитала примерную стоимость поездки — 114 тысяч рублей. Вот и проверим!
Таксист приехал вовремя, но остановился в нескольких сотнях метров от нас. Опять-таки приложение показывает, что машина нас ждет. Где? В этот момент, как назло, телефон, не выдержав холода, выключился, и мы даже не можем проверить. Срочно переставляем SIM-карту в другой смартфон.
Водитель перезванивает сам:
— Добрый день. Это «Яндекс.Такси» беспокоит. Вы около 11-го дома?
— Нет. Мы на автобусной остановке «Хвойная».
— Просто навигатор привел меня к 11-му дому. А вы, наверное, чуть дальше находитесь. Вы же в частном секторе?
— Да.
— Сейчас, секундочку… — в этот момент Renault, обозначенный по всем правилам, предъявляемым к такси, показался на дороге.
Ну вот сразу видно, что введен «возрастной ценз» для автомобилей. Хоть машина и бюджетная, но совсем не «уставшая», салон аккуратный, в него приятно садиться.
Никаких претензий ни к автомобилю, ни к водителю у нас за время поездки не возникло. Даже то, что при подъезде к отелю мы немного заплутали, не испортило впечатление: схема организации дорожного движения около гостиницы непростая. «Двенадцать лет в такси, но тут впервые», — извинился мужчина.
А вот к системе вопросы возникли. Оказалось, что во время поездки она пересчитала стоимость. Несмотря на то что водитель ехал по оптимальному маршруту (МКАД — Долгиновский тракт — Старовиленский тракт — ул. Орловская — пр. Победителей), сумма выросла и в итоге составила 140 тысяч рублей. Разница по сравнению с первоначальным расчетом — 26 тысяч рублей. Немало!
Рассчитаться за поездку на «Яндекс.Такси» пока можно только наличными (вскоре можно будет также по банковской карте). Опять протягиваем 200 тысяч и получаем 60 тысяч. Наша оценка водителю — пять.
Везем кота!
Именно такую пометку мы сделали в комментарии, вызывая машину. Было любопытно, как отреагирует водитель. Откликнется ли вообще кто-нибудь на такую рядовую ситуацию: известно, что животных, пусть и домашних, таксисты не очень-то жалуют.
Водитель на Fiat Linea принял заказ стремительно. Кстати, еще одна удобная штука в приложении «Яндекс.Такси» — возможность уточнить номер подъезда. Воспользовались, поскольку вызывали автомобиль к жилому дому — месту прописки шикарного кота по кличке Маркер.
Водитель доехал за 5 минут. Из окна увидели, что таксист припарковался четко около указанного подъезда. Информируем, мол, видим — в программе выбираем опцию «Уже выхожу».
Судя по мгновенному ответу водителя на наш запрос и его реакции на кота, на комментарий он не обратил внимания. Маркер тоже был не в восторге: только попав в салон автомобиля, он шмыгнул под водительское сиденье. Пришлось его оттуда выуживать.
Впрочем, таксист ничего по поводу животного не сказал. Только поинтересовался, как поедем, предложив два варианта маршрута. Попросили его сделать выбор самостоятельно.
Опять-таки к автомобилю не было никаких вопросов: таксометр, ремни безопасности, тихая музыка... Все было хорошо. Вот только кота это совсем не успокаивало — он забился под мышку к хозяину, накуксился и решительно не хотел показываться из своего укрытия.
Водителя присутствие Маркера все же напрягало. Он словно стремился доставить нас по названному адресу как можно скорее: мало ли что этот кот вздумает вытворить! По вечернему городу ехали довольно быстро.
Кот же переживал поездку стоически — за все время так ни разу и не мяукнул. Через четверть часа притормаживаем возле пункта назначения. Сдачу таксист выдал корректно и пожелал приятного вечера, явно выдохнув после того, как мы вышли.
* * *
Сначала про приложение. Серьезный вопрос один, и он касается предварительного расчета стоимости. При поездке на большое расстояние, как выясняется, разница может быть существенной, причем не в пользу клиента. Почему бы не давать вилку, как это делает Uber? Второе замечание касается наложения текста на карту: просто неудобно. В остальном претензий нет. Сервис работал корректно, быстро определял наше местоположение и налаживал хорошую обратную связь. Продуманы многие нюансы (вроде «Уже выхожу»), можно отменить заказ, потребовать забытые вещи и так далее. Но человеческий фактор, увы, подпортил впечатление. Да, я о таксисте, который почему-то «изменил» нам с иностранцами, хотя имел всю необходимую информацию о нас. Зато порадовала служба поддержки «Яндекс.Такси», позвонившая через несколько дней и извинившаяся за водителя.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by