Перу: кресты на серпантинах, лодки и мулы как достойная альтернатива машинам

 
28 668
22 мая 2016 в 8:00
Источник: Родион Мирский. Фото: Денис Дудинский
Источник: Родион Мирский. Фото: Денис Дудинский

С одной стороны — города в горах с развитой сетью дорог, с другой — селения, отрезанные от внешнего мира непроходимыми джунглями. Разделенная Андами на две контрастирующие части Республика Перу привлекает туристов как природой, так и загадочной историей инков. Как убедилась наша читательница Светлана, отправившаяся в Южную Америку в конце апреля, загадок в этой стране предостаточно, в том числе в автомобильной жизни. Зачем на одном перекрестке ставят светофор, полицейского и регулировщицу? Почему по городу в джунглях, куда можно попасть только по воздуху, ездят на крутых пикапах? Кто дал разрешение мотоциклистам заезжать прямо в торговые центры, минуя раздвижные двери? О странных дорожных повадках потомков индейцев — в монологе Светланы.

* * *

Нельзя забыть того массового беспредела, который творится на дорогах Лимы, столицы Перу. Сравнить его можно разве что с сумбуром Индии. При этом страна — одна из самых развитых в Южной Америке. Дороги в отличном состоянии, проспекты широкие, по четыре ряда в одном направлении. Но там, где четыре полосы, местные водители устраивают себе шесть. В Лиме живет около 10 миллионов человек, и все они хотят поместиться на местных проспектах. Линии разметки на асфальте видны прекрасно, но их просто игнорируют. В целом, с элементарными правилами никто не считается. Похоже, это побочный эффект от перенаселения и перенасыщенности автомобилями.

Самое очевидное доказательство перуанского хаоса — светофоры. Они работают сами по себе, водители на них даже не смотрят. У каждого светофора стоит девушка в форме — регулировщица. Сложилось впечатление, что перед приемом на эту работу барышни проходят фейсконтроль. Все как на подбор красивые, стройные, каких редко встретишь в обычной жизни среди перуанок. Наверное, таких лучше слушаются автомобилисты. А слушать их надо. Очевидно, светофоры с запрограммированными временными циклами не справляются с трафиком, полиции приходится разруливать пробки «вручную». На многих перекрестках стоят еще и вышки, в которых сидят полицейские (вероятно, более высокого ранга, чем девочки-регулировщицы). Действительно страшное по местным меркам нарушение — пересечение двойной сплошной, остальное — ерунда.

Заторы неимоверные, на дорогу приходится тратить часы. Причем возникают пробки не из-за аварий. Мелких ДТП здесь так много, что на них не обращают внимания. Притерлись двое водителей или стукнулись при резком торможении — даже выходить из салона не будут. Крикнут какое-нибудь ругательство и поедут дальше. Если в Европе можно встретить машины с поцарапанными бамперами из-за парковочных аварий, то в Лиме попадаются автомобили с полностью стесанными боками, мятыми дверями. И ничего, ездят.

Как и во многих южных странах, тут действует правило клаксона. Кто первый высунулся на перекресток и «бибикнул» — у того и преимущество. Хорошо правило работает во время движения по серпантинам, перед крутым поворотом обязательно сигналят. Но спасает это далеко не всегда. Проблема даже не в летящих по встречке машинах, а скорее в небезопасных обрывах. Пропасть от проезжей части в горных районах ничего не отделяет, редко где встретишь парочку бетонных тумб. Да и они вряд ли уберегут автомобиль от падения. Потому в новостях часто можно встретить жуткие вести с перуанских трасс. Буквально в середине мая в регионе Кахамарка на севере Перу водитель грузовика, перевозившего людей, не справился с управлением и машина упала в пропасть. Жертвами стали 16 человек, еще шестеро пострадали. Падают и туристические автобусы, которые из-за дикого дневного трафика ездят в основном по ночам. Ехать по горам вдвойне страшней оттого, что край дороги усеян крестами — в память о погибших в ДТП. Есть участки, где кресты стоят натуральным частоколом.

Местная традиция: перед въездом на серпантин сложить камешки пирамидой — на удачу

С такси там беда. Шоферы очень плохо знают город. Был с нами случай. Назвали адрес перед посадкой, водитель кивнул, мол, поехали. А уже на ближайшем перекрестке спросил: так нам здесь прямо или налево? В городах много улиц с односторонним движением, потому таксисты не останавливаются для ожидания клиентов. Через минуту после парковки за машиной собирается приличная очередь. Те же улицы с односторонним движением заставляют делать круги в целые кварталы, если автомобилист пропустил нужное место. Брать машину напрокат в Перу очень дорого (нужны и права на английском языке), к таким автомобилям часто цепляются полицейские, потому приходится обращаться к таксистам. Они же, как мы заметили, относятся к своей работе без должной самокритики: нет ни навигаторов, ни счетчиков. Однако в том же аэропорту Лимы все организовано на порядок выше, чем в Минске. Человек подходит к администратору, называет количество пассажиров и адрес, а тот уже направляет машину. Никаких нелегалов, «от борта» и «договоримся».

Пешеходы же равноправными участниками движения не считаются. Даже если человек начнет переходить дорогу по «зебре», его активно будут «давить». Водители никогда не пропустят одиночного пешехода или пару. Только если на переходе соберется толпа и рванет через дорогу, автомобилисты вынужденно притормозят. Как итог — горожане стали перебегать улицы там, где захочется, на свой страх и риск.

На улицах столицы не видно европейских машин. Ни одного Volkswagen, пара-тройка BMW и множество Toyota, Nissan и Kia. Очевидно, возить автомобили через Тихий океан им проще, чем через Атлантический. Правда, наряду с европейскими брендами, не увидеть и американских. Загадка. Не меньше вопросов возникает, когда видишь дорогие кроссоверы и пикапы на улицах Икитоса. Дело в том, что это крупнейший на Земле город, не имеющий сухопутного сообщения с другими городами (не считая дороги длиной 100 км в соседний Наута). Попасть в Икитос можно только по реке или по воздуху. Мы долго думали, зачем местным водителям дорогие машины с повышенными внедорожными качествами? Все равно по джунглям они не проедут, а доставлять их туда приходится самолетами. В итоге мы смогли найти лишь один наиболее вероятный ответ — понты.

А вокруг больших автомобилей гоняют сумасшедшие тук-туки. Причем они не уступают дорогу внедорожникам по нашему принципу «чем больше машина, тем больше прав». Там мотоциклы с навешенными колясками для пассажиров и грузов довольно нагло и бесстрашно рвутся напролом. Представьте, что водители тук-туков без зазрения совести въезжают в здания торговых центров, если те оборудованы автоматически открывающимися дверями.

Поразило, что даже в далеких от цивилизации городках можно встретить дилерские центры автопроизводителей. Наряду с офисами Nissan видели также шоу-рум Lada со старыми прямоугольными ВАЗами. А залезали мы в довольно далекие места. Довелось нам пожить и в джунглях Амазонки. Там самый распространенный транспорт — пирога. Местные жители изготавливают лодочки и для детей. Попасть в гости к друзьям или в ту же школу можно только вплавь.

В горах самый ходовой транспорт — мулы. Иначе никак не подняться. Погонщики — люди прихотливые, просят по $20 за полчаса восхождения, рассчитывая на выбившихся из сил туристов, готовых расстаться с любыми деньгами, лишь бы хоть как-то доползти из ущелья до вершины.

Даже по проложенным трассам в некоторые локации Анд рискуют ездить не все водители. Во-первых, там нужны автомобили с полным приводом. Во-вторых, из-за перепада давления с топливом случаются какие-то химические метаморфозы, из-за которых можно запросто заглохнуть. Бензин там мало того что недешевый, так еще и разный: как по качеству, так и по свойствам. Заправился в низине — в горы не суйся. И наоборот.

Одним словом, Перу — страна очень необычная, интересная тем, кому небезразлична история цивилизации древних индейцев, а также любителям экстремальных походов по горам и сплавам по рекам. Важно помнить, что помимо распиаренного Мачу-Пикчу в стране инков есть масса интересных мест, о которых мало знают туристы. Эти уголки не уступают по своей загадочности, красоте и исторической ценности знаменитому древнему городу. Перу — это отличный вариант для тех, кто привык отдыхать с роскошью (для таких людей есть отличные пляжи на берегу Тихого океана), и для тех, кто решил проверить себя на выносливость (к услугам этих туристов каньоны Анд и непроходимые джунгли Амазонки). Эта страна никого не оставит равнодушным — в нее невозможно не влюбиться.

...Наверняка не только у нас есть путевые заметки. Если считаете, что ваши фотоотчеты с комментариями о зарубежных поселках, городах, регионах достойны внимания, присылайте их на ga@onliner.by.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by