Гамбург: много дорогих байков, кабриолетов и велосипедов, но все сделано с заботой о людях

 
30 689
05 июня 2016 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

Не устаем восхищаться немецкими порядками на дорогах! На этот раз впечатления из Гамбурга — второго по величине города в Германии. Его еще называют городом миллионеров, может, потому там так много кабриолетов и дорогих байков? А большое количество велосипедов говорит о том, что местные власти думают о деавтомобилизации — многие парковки платные или предназначены для местных жителей. Но не нужно думать, будто водителей только ограничивают: организация дорожного движения шикарная — никаких загадок и недоразумений, все предсказуемо и понятно. Давайте посмотрим!

В этот город, расположенный на севере страны, ведут несколько шикарных автобанов. Еще на подъезде обращаем внимание на систему навигации. Синие щиты установлены заранее, их сложно не заметить, обозначения четкие. Словом, все сделано, чтобы водителю не пришлось вертеть головой и достаточно было доли секунды для получения важной информации.

Любые изменения в дорожной обстановке анонсируются заранее. Например, при понижении скоростного режима старый знак перечеркивают, а рядом устанавливают новый. Временная разметка обладает лучшими свойствами, чем обычная. Видно, что подход не формальный — абы отцепились, а всамделишный, для обозначения нетипичного участка дороги. Дорожники несут реальную ответственность за негативные последствия. Отсюда — такое отношение.

Два слова про скоростной режим. Как во всех европейских городах, в Гамбурге по умолчанию можно ехать максимум 50 км/ч. Есть городские магистрали, где можно разогнаться до 80 км/ч. А на тихих улочках в спальных микрорайонах — зона «20».

Шок для белорусских водителей! Вместо проклятых «спящих полицейских» выполнены заужения. Причем дорога с двухсторонним движением может уменьшаться до одной полосы. Как быть? Ну водители разбираются и не ноют.

Камер скорости практически нет на автобанах, но на городских улицах их в достатке. Обычно это закамуфлированный столбик, который «стреляет» вспышкой. Отметим, что никаких предупреждающих знаков не выставлено (в отличие от Польши).

Вообще, контроль отдан на откуп технологиям — камерам, которые фиксируют проезд на красный, движение по полосе общественного транспорта и так далее. Но уж если что-то случится, то будьте уверены — все ближайшие экипажи полиции примчатся в мгновенье ока на своих Mercedes E-Class. А еще скорая и спасатели на всякий случай.

Отдельная тема — это пропуск спецтранспорта. Обычно такие автомобили оборудованы не только стандартными проблесковыми маячками на крыше, но и стробоскопами на решетке радиатора, а звуковые сигналы меняют тональность и громкость. Опять-таки все сделано, чтобы водители реально обратили внимание на машину скорой или пожарной. Автомобилисты реагируют удивительно синхронно, сторонятся даже в пробках. Вот картинка из центра Гамбурга: спасатели мчат прямо по встречной полосе, ничуть не смущаясь (заметим, что в этом месте есть разделительное ограждение).

Трафик в городе плотный. Много времени проводишь на перекрестках. Светофоры настроены в угоду безопасности, а не скорости. То есть левый поворот осуществляется, как правило, по стрелке, когда встречный поток стоит. Это приводит к дополнительным временным задержкам, но немцы так сделали ради предотвращения конфликта левого поворота.

Расположение светофоров заслуживает отдельного упоминания. Обычно это Г-образная стойка, нависающая над улицей. Также светофор может находиться справа или слева — на уровне глаз водителя. Для велосипедистов — отдельные «регулировщики».

Нерегулируемых переходов на больших городских улицах нет. На остальных водители покорно уступают дорогу пешеходам. Кстати, не раз замечали, как гамбуржцы пересекали проезжую часть на красный и автомобилисты не сигналили истошно клаксоном, не орали и не учили никого ПДД, а просто притормаживали. Странно звучит для белоруса, правда?

Не нравится стоять в пробках? Добро пожаловать в U-Bahn (метро), S-Bahn (городские электрички), системы которых интегрированы, или в салон простого автобуса. Правда, с «простым» мы погорячились. Некоторые бусы ездят на электрическом ходу. Любопытно наблюдать, как они подзаряжаются на конечных остановках: подъезжают к навесу, выдвигаются рога и начинается «заправка».

Обычно входы на станции метро в немецких городах оформлены весьма скромно. Но этот в центре Гамбурга — приятное исключение

Кстати, для автобусов предусмотрены отдельные полосы и даже каналы. Общественный транспорт получает ускорение не на словах, а на деле. Старт от остановки стремительный, а выхлопов — ноль. Электрический бус как-никак!

Система общественного транспорта развита во всех смыслах. Власти поощряют ее использование не только жителями города, но и туристами. Есть специальная гостевая карта, предъявив которую можно пользоваться всеми видами городского транспорта, а еще посещать музеи, кататься на паромах, принимать участие в экскурсионной программе.

Что бросается в глаза, так это огромное количество автомобилей с открытым верхом: кабриолеты, спайдеры, родстеры, тарга... Старые и новые. Большие и не очень. Строгие и раскрашенные во все цвета радуги. Ну любят жители Гамбурга прокатиться с ветерком!

Не меньше кабриолетов любят байки. Их тоже много, и вот что удивительно: мотоциклисты ездят очень спокойно. Не знаем, как решили проблему немцы, но по нашим ощущениям не было никакой опасности с их стороны — движутся в общем потоке и никуда не спешат.

Как и во многих других немецких городах, хорошо развит прокат автомобилей. Это тоже стимулируется властями: в частности, для арендных машин предусмотрены спецместа на стоянках и паркингах. Гамбуржцам все время прозрачно намекают, что иметь свое авто — это спорное преимущество.

А вот на велосипед, пожалуйста, пересаживайтесь! Для этого созданы все условия: велодорожки выложены красной плиткой, слезать на переходах не нужно, специальные светофоры опять-таки предусмотрены (обычно для велосипедистов зеленый загорается раньше, чем для автомобилистов). В Гамбурге велик — это полноценное транспортное средство, у которого прав не меньше, чем у машины с двигателем внутреннего сгорания.

Особо нужно сказать про парковки. Некоторые спрятаны в конструктивно выделенных карманах или прямо посередине бульваров.

Но ничейных стоянок нет. Тут либо паркуются местные жители, либо въезд вообще запрещен, либо это платное местечко. Чтобы представлять порядок цен: за несколько часов стоянки в центре мы оставили 7,6 евро!

На таких табло показывают число свободных мест на ближайших парковках

Столкнулись с интересной схемой попадания в паркинг. При заезде вы получаете монетку, но не забывайте в машине, потому что дверь открывается, только если вы приложите ее к считывающему устройству.

А еще в Гамбурге есть уникальное место — подводный тоннель, который был построен более сотни лет назад. Когда-то по нему колесили конные повозки, затем их сменили автомобили, а в данный момент он открыт только для пешеходов. О его истории, значении для города и современной ситуации читайте в будущей публикации нашего специального цикла.

...Наверняка не только у нас есть путевые заметки. Если считаете, что ваши фотоотчеты с комментариями о зарубежных поселках, городах, регионах достойны внимания, присылайте их на ga@onliner.by.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by