О чем говорят водители во дворе? Одним не хватает места, чтобы припарковаться. Другие в нарушение ПДД (в январе 2015 года грузовому транспорту запретили стоянку на дворовой территории) это место заняли, потому что, во-первых, а где еще стать, а во-вторых, кому грузовик помешал? Разрулить ситуацию призвана ГАИ, которая ежедневно выезжает на вызовы. В очередной такой «дворовой» рейд с экипажем отправились корреспонденты Onliner.by.
— Раньше-то оно как было: от 3,5 тонны — это грузовики, им во дворе нечего делать, я согласен. Но у меня же не самосвал! — жалуется водитель.
Наводить порядок начали с переулка Корженевского. От читателей был получен сигнал: владельцы грузового транспорта снова занимают дворы. Помимо того что это драгоценное место на стоянке, которое в столице на вес золота, такие машины еще и влияют на дорожную безопасность. Транспорт этот крупный, мешает обзору. Из-за такого фургона и встречный автомобиль не сразу заметишь, что уж говорить о пешеходе.
— Я сколько здесь живу так паркуюсь, и всегда это было нормально. А теперь, получается, нарушаю закон. Я в курсе, что запрещено, а что делать? Куда-то же ставить эту машину нужно.
Мужчина говорит спокойно, права не качает. У него повидавший виды фургон Iveco. Кабина покрыта ржавчиной, кое-где уже появились сквозные дыры. Но автомобиль на ходу, выезжает с относительной регулярностью — водитель занимается грузоперевозками.
— Это авто по габаритам не намного крупнее обыкновенного внедорожника. Так почему одним можно парковаться, а другим нет? Кому именно моя машина мешает?
Мужчина, конечно, хотел бы, чтобы все было как раньше и его фургон стоял бы возле дома на законных основаниях. Кроме того, у него есть другой автомобиль, легковой, и его тоже нужно поставить где-нибудь поближе к подъезду.
В заочный спор с автовладельцем вступил другой водитель. Он уверен, что грузовикам во дворе не место, здесь хоть бы жильцам найти где машину приткнуть.
— Вот они поставят свои грузовики, а ты потом ищи за несколько дворов, где на ночь припарковаться. Эти автомобили иной раз по полгода стоят безвылазно, гниют, — поделился мужчина переживаниями с корреспондентом Onliner.by. — Там дальше расположен детский сад, родители деток привозят. И им стать негде! Во дворе еще столбов понатыкали, что не припаркуешься. Сомневаюсь, кстати, что на законных основаниях.
Действительно, бóльшая часть замеченного нами грузового транспорта во дворах находится в неприглядном состоянии. Рынок грузоперевозок переживает не лучшие времена, машины простаивают. Водители говорят, что денег нет ни на уход за авто, ни на ежемесячную оплату стоянки.
Инспекторы тем временем оформляют на водителя Iveco протокол по ч. 3 ст. 18.22 Кодекса об административных правонарушениях — «Остановка или стоянка грузового автомобиля с нарушением правил дорожного движения». Штраф — 5 базовых величин, то есть более 1 млн рублей. В случае повторного нарушения в течение года эта сумма вырастет в два раза. Дешевле подыскать охраняемую стоянку в округе.
Отправляемся с экипажем дальше по дворовому проезду. Замечаем грузовые микроавтобусы Renault, Peugeot и Iveco, а также «Газель».
Личности водителей установлены, но дозвониться ни до одного из них не удалось. Рабочее время, однако на телефонные звонки никто не отвечает, так же как и на звонки в домофон — владельцы машин живут в соседнем доме.
Впрочем, они все равно понесут ответственность за нарушение требований ПДД: инспектор сфотографировал автомобили и хозяев вызовут в ГАИ на «разбор полетов».
— Мы пытаемся на месте установить владельца транспортного средства и вызвать его к машине. Это позволяет упростить процедуру. Но если это не удалось — ничего не меняется. Принцип в том, что абсолютно каждое нарушение фиксируется и за него наступает предусмотренная законодательством ответственность, — подчеркнули инспекторы.
Немного поодаль припаркован Volkswagen Crafter. Машина как новая — очевидно, что используется постоянно и бережно. Сотрудники ГАИ дозваниваются до владельца авто, и уже через минуту он появляется.
Микроавтобус оформлен на юридическое лицо, и к нам вышел директор организации. Оказывается, в соседнем здании располагается склад. Видно, что идет его реконструкция. Из-за ремонта транспортное средство находится не на самой территории, а за ней.
— Водитель приехал на загрузку и уже уезжает, — убеждает нас мужчина. — Я давно в этом бизнесе и все правила знаю. Вот скоро мы закончим с ремонтом, построим хороший подъезд, рампу, тогда транспорт будет находиться только внутри.
В подтверждение своих слов он приносит документы, где указана принадлежность этого участка его организации.
Действительно, в пункте 137.5 ПДД есть оговорка, что стоянка грузовых автомобилей запрещена вне специально отведенных мест, если это не связано с выполнением ими работ. Поскольку Volkswagen загружался и уже уезжает, к владельцу вопросов нет.
Другое дело, что при проверке документов оказалось, что у транспортного средства не пройден техосмотр. В данной организации за техническое состояние машин отвечает как раз директор. Поэтому мужчину просят задержаться для составления протокола.
— А че мне? — удивлен он.
— Ну вы же директор.
Был бы автомобиль в личном пользовании у физлица, штраф составил бы от 1 до 3 базовых величин (от 210 до 630 тыс. рублей). А с юрлица и спрос больше: ст. 18.24 КоАП («Допуск к участию в дорожном движении лицом, ответственным за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, транспортного средства, не прошедшего государственный технический осмотр») — штраф от 4 до 6 базовых (от 840 тыс. до 1,26 млн рублей).
— Вы скажите, кто вас сюда прислал? Почему вы именно меня решили оштрафовать?
— Никакого предвзятого отношения лично к вам нет. Проводится рейд, жильцы жалуются на грузовой транспорт во дворе.
— Знаю я, кто именно жалуется. Завелась одна вошь в доме, заколебал уже всех: и ЖЭС, и ГАИ — нет на него управы. Все что-то пытается доказать.
Мужчину не удается переубедить, он уверен, что ГАИ на него натравил какой-то жилец. В очередной раз убеждаемся в том, что порядок нужен не всем, а принципиальная позиция одних вызывает острый негатив со стороны других.
Едем дальше. Поправки в ПДД вступили в силу полтора года назад. За это время, говорят инспекторы, большинство водителей к ним привыкло.
— Теперь уже почти не встретишь того, кто не знает, что так парковаться запрещено. Разве что человек совсем новостями не интересуется и интернетом не умеет пользоваться, — отмечают сотрудники ГАИ. — Поэтому, как правило, нарушения осознанные.
К слову сказать, нарушителей мы застали во дворах не так много. Сказывается регулярная работа, инспекторы говорят, что такие рейды проводятся едва ли не ежедневно.
— Есть, правда, другая проблема — фуры. Хозяева зачастую не хотят платить за стоянку машины и отдых водителя. Поэтому дальнобойщики останавливаются на малолюдных улицах, — рассказывают сотрудники ГАИ. — Сейчас сами увидите.
Приезжаем на улицу Стебенева. Она заставлена большегрузным транспортом.
Согласно п. 145.2 ПДД, запрещается стоянка транспортных средств с технически допустимой общей массой свыше 3,5 тонны вне специально отведенных мест, обозначенных дорожным знаком «Место стоянки». Водители об этом знают, как и о том, что штраф, в случае чего, платить им.
— Я уже отъезжаю, — говорит подошедшему инспектору водитель Scania. — Остановился на минуту, потому что телефон зазвонил.
Он уезжает, а мы «пробиваем» водителя другого большегруза. Мужчина снимает трубку, говорит, что уехал по своим делам, но обещает подъехать через полчаса. Дожидаемся его.
— С какого времени здесь припаркована машина?
— Честно сказать? Вчера вечером приехал.
Мужчине разъясняют, что именно он нарушил. Водитель не отрицает своей вины. Спрашивает, сколько штраф.
— Штраф предусмотрен в размере 5 базовых величин. Можете оплатить на месте или позже явиться в ГАИ.
Дальнобойщик явно огорчен — не так просто выложить из семейного бюджета миллион на уплату штрафа. Звонит, делится плохой новостью с кем-то из близких.
— Да что хозяину звонить? Он еще и крайним меня сделает, ты же знаешь. Он на нас экономит, а мы за него отдуваемся! — говорит мужчина в трубку.
Инспекторам он поясняет:
— А откуда я знаю, где здесь становиться? Посмотрел, что вроде не мешаю никому.
Рейды ГАИ не прекратятся. Законодательство предусматривает штрафы за нарушения ПДД, и их продолжат выписывать, так же как и проводить разъяснительные беседы. Многие убеждены в том, что в городе нет места для парковки грузового транспорта. Водители отвечают, что где-то же нужно оставлять машины. Штрафы бьют по кошелькам, но пока не помогли найти эффективное решение этой проблемы.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by