Дворы, в которых нет автомобилей, зато есть игровые площадки и аккуратные дорожки. Машины стоят за пределами двора и не снуют между припаркованными авто соседей с риском сбить внезапно выбежавшего ребенка. Казалось, об этом мечтают все молодые семьи, с завистью посматривая на картинки новостроек Варшавы. И вот свершилось — в Бресте появился небольшой квартал, в котором воплотились эти грезы. Местные проезды полностью обособлены от двора, он отдан исключительно для веселья детворы. Одним словом, все, как хотели тянущиеся к Европе белорусы. Правда, в итоге довольными остались не все, далеко не все. На примере этой маленькой республики Onliner.by решил выяснить, есть ли будущее у «дворов мечты» в Беларуси?
Да, проект двух дворов, объединяющих шесть домов, не инновация, идея явно подсмотрена на Западе. Мысль архитекторов продиктована соображениями безопасности. Любой родитель скажет, что меньше всего беспокоится, если ребенок играет на территории соседней школы — просто потому что она окружена забором. Ограждений на ул. Рябиновой в Бресте ставить не стали, роль ограды играют сами дома. Внутри — только детская площадка. Вышел школьник поиграть во двор — и никаких опасностей. По словам местных жителей, сюда приводят детей жильцы соседних кварталов, просто потому что здесь лучше, почти идеально. А слово «почти» всплывает в разговорах, когда вспоминают, что водители автомобилей все же заезжают — прямо по тротуарам. Одни говорят «бессовестные», другие разводят руками — «а как иначе?». Всем не угодишь, а ведь хотелось-то как лучше, чтобы было по-европейски.
Мы решили смоделировать поездку обычного водителя, решившего подобраться поближе к чудо-домам на ул. Рябиновой. Сразу за поворотом с улицы встречает знак «Жилая зона».
Слева расположена парковка в виде кольца для резидентов, предусмотрено несколько мест для инвалидов поближе к дому. Мест, надо сказать, предостаточно. Дисциплинированные брестчане оставляют машины четко по разметке.
Посередине парковки — островок, специально предназначенный для контейнеров с бытовыми отходами. Водителям мусоровозов не нужно изгаляться, протискиваться в сантиметрах от припаркованных автомобилей и невнимательных пешеходов. Подъехал — загрузил — никто не мешает тебе, никого не тревожишь ты.
Разворачиваемся на кольце, возвращаемся к въезду и поворачиваем направо. Тут тоже предусмотрена парковка на два ряда. Можно оставить машину здесь и пройтись буквально несколько метров. Все, как и во дворах, к которым мы привыкли с аргументами «у жены же клунки», «далеко идти», «боюсь за машину». Только автомобиль остается за пределами детской игровой зоны.
К слову, жильцы позаботились и о сохранности своих транспортных средств — на парковку направлены камеры. Правда, вышло так, что они чаще фиксируют отнюдь не промыслы автоворов, а нарушителей (среди своих, местных), стремящихся попасть внутрь двора по тротуару.
Для въезда МЧС, скорых предусмотрели занижение бордюра на отшибе парковки. Камень покрасили в желтый цвет, поставили знак «Остановка запрещена», чтобы люди не создавали помех в случае ЧП. Люди ответственно отнеслись к знаку. Однако «пожарный» способ проезда стали использовать не по назначению.
Заехать на него не представляет никакой трудности. Тротуары сделали достаточно широкими, чтобы спецтехника смогла по ним пробраться. И вот мы видим последствия легкого проезда — на тротуарах установлены перегораживающие полусферы.
Встретить полусферы можно не везде, чем успел воспользоваться водитель Volkswagen. Какое-то время (не менее 15 минут) он, закрывшись в автомобиле, простоял напротив подъезда, а позже поехал задним ходом на выезд.
Но не стоит спешить грешить на автомобилиста. «Тут есть дома для льготников, многодетных семей, тех, кто следит за детьми-инвалидами, — рассказал местный житель Александр. — Для комфортного жилья лучшего устройства двора и не придумаешь. Мне как автомобилисту он не очень нравится, а вот как отцу ребенка — превосходно. Семья для меня важнее машины, поэтому на неудобства не обращаю внимания».
Если оглядеться, действительно, можно заметить, что к каждому подъезду ведет пандус, часть безбарьерной среды. «Здесь очень дружные дворы, наконец нашим людям захотелось жить хорошо, — делится наблюдениями Ольга, заселившаяся буквально месяц назад. — Само его устройство способствует: ни в одном другом нет столько горок, каруселей и других развлечений. Родители отпускают гулять детей одних. Все друг друга знают, потому могут оставить ребенка под присмотром других взрослых и отправиться ненадолго по своим делам. Вечером тут собирается тусовка под 60 человек. Мальчики и девочки бегают, как муравьи. Лично я не заметила откровенных наглецов, которые решились бы заехать на машине в такой полный „движа“ двор. Откровенно говоря, за такие проделки тут можно и по шапке получить. Не подумайте чего — все цивилизованно. На въезд направлены камеры, номера нарушителей отправляют в ГАИ. Есть у нас соседи-активисты, которые особо тщательно бдят. Если видят, что кто-то заехал и долго стоит, вызывают инспекторов».
А вот у автомобилиста Игоря иной взгляд на вещи. Молодой человек не в восторге от устройства двора, считает, что подъезды стоило бы «перевернуть» лицом к проезжей части. Как выяснилось, он был одним из тех, на кого вызывали ГАИ.
«Приехал инспектор, мы с ним поболтали, — говорит мужчина, покручивая на пальце ключи от авто, пока вокруг бегает собачка (стоит сказать, пакеты и салфетки у него были заготовлены). — Он мне показывает фотографию: мол, глядите, ваш автомобиль сфотографировали стоящим на тротуаре перед подъездом. Я ему посоветовал оставить эту фотку себе на память и не строить подозрений в мой адрес. В тот вечер я действительно оставил автомобиль внутри двора, не буду отрицать. Не вижу в этом преступления. Что делать, если в багажнике неподъемные чемоданы, стройматериалы, в конце концов, спящий ребенок. Чаще всего тут открывают рты о запрете стоянки те, у кого нет машин. Конечно, перед встречей инспектор мне позвонил, я успел подготовиться: вновь пролистал ПДД, распечатал нужный пункт. Когда показал правила сотруднику, сразу все вопросы отпали. Я отстоял свою точку зрения, претензий не осталось».
Игорь говорит о пунктах ПДД 134 и 143.14. В своей аргументации он опирался на слова «В пешеходной зоне допускается движение ТС, принадлежащих гражданам, проживающим в этой зоне, при отсутствии иных возможностей подъезда», а также «Допускается остановка… других ТС, на время выполнения работ, разгрузки (загрузки) ТС при условии обеспечения безопасности дорожного движения».
«Для любых драконовских мер есть предел, — молодой человек говорит жестко, но четко, без лишних эмоций. — Парковаться на тротуаре — это преступление. Завезти мебель и тут же отъехать — нет. Согласен, опасно. Но других вариантов нет. Я сам и другие водители ползут по этим тропинкам 3—5 км/ч. Таксисты — другое дело, их штрафуют за дело. Они привыкли забирать клиента от подъезда, даже когда их об этом не просят, и летают в метре от песочницы. Это один перегиб. В противовес таксистам местные ребята додумались перекрыть своими машинами единственный заезд с заниженным бордюром — да так, чтобы никому. Это второй перегиб».
Вот так и живет маленькая республика на ул. Рябиновой в Бресте: от одной крайности к другой, с веселыми каруселями и «мигалками» патрульных машин, со следами шин на тротуаре и дружбой домами. Сам же проект «двора мечты», на наш взгляд, неплохой, европейский — ведь хотели же как лучше.
Детские спортивные комплексы и горки в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by