Автомобили постепенно вытесняют из дворов. Обзор жилых зон Варшавы

 
10 июля 2016 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

Находясь в командировке в Варшаве, мучительно пытались найти в чужом городе соринку: ну что-то же должно быть устроено хуже, чем у нас. О, дворы! А как там обстоят дела с парковкой? Изрыты ли газоны колесами автомобилей? Детей уже лишили игровой площадки в пользу стоянки? Водители подпирают друг друга, оставляя номера отключенных телефонов? Ситуация в чем-то напоминает минскую: часть дворов досталась по наследству от советского прошлого, часть — это историческая застройка, часть — новые кварталы. В поисках ответов на интересующие вопросы заглянули в варшавскую «Серебрянку», модный квартал новостроек и исторический центр города.

Первым делом направляемся в исторический центр города, где все очень плотно и стоянки ну никак не расширить. На уличной сети парковка, разумеется, платная.

Контроль возложен на специальную службу. Инспекторы распределены по зонам и бывают на каждой улице минимум раз в час. Они проверяют квитки, лежащие на приборной панели машин. При необходимости выписывают штраф.

Контролеры оплаты парковки

Система платных парковок работает четко, и избежать наказания сложно. В такой ситуации водители обычно начинают искать уловки, пробелы и так далее. Нагрузка на дворы наверняка бы возросла, как это произошло возле железнодорожного вокзала в Минске. Но варшавяне взяли и закрыли въезды на гостевые парковки. Наглухо!

Иногда даже прохожему с улицы нельзя попасть во двор какого-нибудь дома в центре. Где-то стоит решетка с кнопкой для «таблетки», где-то сидит консьерж. В любом случае хоть самый простенький шлагбаум, но будет преграждать въезд.

А теперь постойте! Ведь часто проблему создают сами жильцы: борьба за парковочное место — это в первую очередь конкуренция между соседями. Как распределяются места среди своих? Стали выяснять. Оказалось, кто первым приехал — тот и припарковался. Не успевшие занять ценную площадь возле подъезда оставляют автомобили за пределами двора, на улице, благо у жильцов есть карточка резидента (обойдется на год в символическую сумму).

В большинстве варшавских дворов, расположенных в центре, места не бронируют с помощью коробок, люков и других подручных материалов. За приступы «собственничества» можно серьезно поплатиться.

На руку сыграло еще то, что в основном застройка малоэтажная и спрос не такой большой, как в минских Уручье или Малиновке.

Тем не менее в одном из домов мы нашли блокираторы, запирающиеся на ключ. То есть все-таки персональные парковки имеют место быть, но они легализованные. Напомним, в Беларуси законно это сделать практически невозможно.

Интересно было также узнать, как жильцы распоряжаются отвоеванной территорией внутри двора. Насколько сильно лобби автомобилистов? В Минске громче слышны доводы водителей, которые отхватывают газон под парковку, но на самом деле они в меньшинстве. Как показывает опыт известного председателя ЖСПК из Каменной Горки, большинство просто никто не спрашивает. В Варшаве машины во дворах теснятся, а палисадники и цветники разбивают. Почувствуйте разницу!

В этом варшавском дворе можно было бы сделать парковку на двадцать машин, но странные поляки устроили садик

Аккуратные поляки миниатюрными (и не очень) заборчиками ограждают оазис, где устанавливают лавочки, фонтанчики, оборудуют детские площадки. Можно спокойно серфить в смартфоне, пока ребенок играет в песочнице.

Причем по площади такие палисадники (заехать на газон мешают ограждения) существенно больше, чем парковка. Проще было бы закатать все в асфальт и не ухаживать за деревьями, кустами, цветами. В Варшаве почему-то поступают по-другому. Сразу видна дворовая политика: это место в первую очередь для людей и только потом для машин.

Наибольшие проблемы связаны с блокированием выезда из дворов. Где-то размещают таблички, где-то на асфальт наносят угрожающие надписи. Помогает не всегда.

В центре столицы Польши есть дворы, где места для парковки нет совсем. Тогда автомобили спускают под землю. Вот элитный дом, расположенный возле Маршалковской улицы — одной из главных магистралей города. Mercedes и Bentley заезжают в грузовой лифт и отправляются в паркинг.

Когда мы попросили охранника частной структуры пустить нас взглянуть хоть одним глазком, тот отчаянно зажестикулировал: «Приватен!»

Перемещаемся в микрорайон Средместье, расположенный в деловом квартале Варшавы. Тут несколько небоскребов, шикарные отели, популярные торговые центры. Рядом — центральный вокзал, а также высотки с жилыми апартаментами. Иной тип застройки требует другого принципа в обустройстве парковки.

Опять-таки имеем дело с закрытой стоянкой. На въезде — шлагбаум. Возле шлагбаума — будка. В будке — охранник-пенсионер со списком в руках.

Поговорили с мужчиной. Тот объяснил, что за каждым жильцом закреплено место, плата — ежемесячная. Столбики ограничивают парковку автомобилей на тротуаре. Нарушителей стоянки нигде не заметили. Автовладельцев мягко вытесняют с помощью конструктивных мер.

При этом даже дворы новостроек очень зеленые: максимально сохранены старые деревья, высажены кусты, засеян газон.

Рядом стадион. Как игровые площадки, он огорожен. Разбиты скверы, широкие пешеходные дорожки. Буквально весь квартал утопает в зелени.

Этот тренд прослеживается на самих гостевых стоянках. Вот экопарковка с табличками, на которых указаны имена автовладельцев.

На парковочный вопрос обратили особое внимание во время экскурсии по варшавским новостройкам. Микрорайон Żoliborz Artystyczny расположен рядом с центром. Решение — типовое: подземный паркинг, въезд в квартал загражден шлагбаумом. Стоимость машино-места — 10—15 тыс. злотых ($2600—3900), редко когда цена достигает 20—25 тыс. ($5200—6600).

Там же предусмотрены гостевые места. А во дворах машин совсем нет, они полностью закрыты для автомобилей.

Ладно. С центром, к которому всегда привлечено внимание городских властей, и новостройками все ясно. А как быть с наследием былых времен? У нас всю вину традиционно перекладывают на проектировщиков, не предусмотревших, что через тридцать лет будет автомобильный бум. Мы направились в один из спальных микрорайонов Варшавы — Прага Полудне. Почему-то он нам напомнил родную Серебрянку: типовые девятиэтажки, маленькие дворы и много-много машин.

Однако когда стали бродить внутри квартала, немало удивились порядкам. На местных проездах разрешено частично парковать автомобили на тротуаре. Машины стоят ровненько, не мешая пешеходам. Любо-дорого посмотреть!

Идем вглубь дворов и сразу натыкаемся на ограждение и табличку со строгим предупреждением, мол, территория принадлежит жильцам, парковка запрещена. Чтобы получить такую возможность в Беларуси, нужно приложить сверхусилия.

Пока бродили по дворам Прага Полудне, сложилось впечатление, что варшавяне пытаются максимально отодвинуть автомобили от подъездов, домов. Это место отведено под цветники, площадки для отдыха и детей. Из дворов не устраивают паркинги!

О том, что проблемы с парковкой на тротуарах все-таки были, намекают столбики. У нас в поисках так называемой городской мебели объявляют тендеры, ищут производителей, а все равно получается дорого и неэстетично. Посмотрите, как у поляков.

Куда же девают машины? Их настойчиво вытесняют за пределы жилого квартала. Процесс сложный и постепенный. На данный момент поляки находятся на середине трудного пути.

Во многих дворах предусмотрены места для инвалидов. Даже если вокруг все заставлено автомобилями, на такую парковку не покушаются. Только если есть соответствующее право. В подтверждение кладут карточку на приборную панель.

Массовой стоянки на газонах не наблюдается. Но не будем идеализировать поляков. Кое-где парковка автомобилей далека от экопринципов.

В одном из дворов наткнулись на советское наследие — гаражи (строили их в 1960-е)! Поговорили с владельцем одного из боксов. Збышек рассказал, что хранит тут старенький Ford. Другие владельцы приспособили под роварные (велосипедные то бишь) и пр. Цена одного гаража нынче доходит до $50 тысяч в эквиваленте.

Заглянули в квартал поновее. Сразу заметно, что среда проектировалась по иным принципам. Между многоэтажками разбит сквер, игровая площадка огорожена, предусмотрены фонтанчики. Заезд автомобилей предотвращен с помощью столбиков.

Зато с обратной стороны дома, куда можно беспрепятственно заехать, машины стоят прямо на тротуарах. Как показывает международный опыт, лучшее средство от несанкционированной парковки — шлагбаум или блокиратор.

Удивила легальная стоянка. Ощущение, что ее делали абы как: просто насыпали гравий и утрамбовали — паркуйтесь! Очень сильно контрастирует с рекреационной зоной, каждый уголок которой продуман.

...Планомерно и последовательно поляки вытесняют автомобили из двора. Там явно идут по пути Германии, Дании и Швеции, где решили: в жилой зоне не место машинам. Там должны играть дети, делать барбекю их родители, играть в волейбол подростки. Это место для жизни и людей. Ну а автомобили ставьте где-нибудь там, за пределами квартала, на площадке, слегка посыпанной гравием.

GPS-навигаторы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков