«Если инвалид приедет, я уступлю». Репортаж с ГАИ по спецпарковкам

 
25 июля 2016 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Никонов
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Никонов

«Мне надо», «Тут удобнее», «Я не заметил» — отношение к парковочным местам для автомобилей инвалидов в Беларуси по-прежнему спекулятивное. Большинство осуждает за несанкционированную стоянку вполне здоровых автомобилистов, но публично высказывает отношение крайне редко. Из очевидных мер по изменению ситуации, которые предлагаются самими инвалидами, — увеличить штрафы, ввести повторность и специальные карточки. Но это потребует изменения законодательства. А пока ГАИ проверяет, кто все же ставит машины на специально обозначенных местах. Читайте наш репортаж.

Торговый центр «Замок», расположенный на пр. Победителей, быстро стал одним из самых популярных у минчан. Многие добираются сюда на автомобилях. В паркинг инвестированы огромные средства: несколько уровней, датчики присутствия, большое число мест. Парковка для инвалидов предусмотрена по углам.

Это сделано умышленно, для облегчения задачи водителю или пассажиру с ограниченными возможностями. Ну представьте себе ситуацию: приезжает инвалид, ему нужно выгрузить коляску и пересесть в нее, а значит — открыть двери автомобиля до упора. Поэтому спецместа шире, чем обычные. А располагаются они поближе ко входу, чтобы сократить путь. Именно из-за удобного размещения такие парковки пользуются популярностью у здоровых людей. Очень часто там ставят машину те, кто запросто совершает марш-броски с тележкой по магазинам.

Сотрудники ГАИ Центрального района говорят: «Много звонков в дежурку по поводу парковки на местах для инвалидов поступает отсюда, с ТЦ „Замок“. Так что начнем рейд здесь».

Сначала заезжаем на верхние уровни паркинга. Свободные места для инвалидов подсвечены фиолетовым цветом. Однако в будний день людей в торговом центре немного и стоянка практически свободная. Проблем нет.

Тогда спускаемся ниже, на первый этаж, где более оживленно. Сразу же бросаются в глаза два автомобиля — Mitsubishi ASX и Audi A4, припаркованные на специально обозначенных местах. Обращаем внимание, что на плитке нанесена разметка, а на опорах размещены знаки с табличками.

Отдельная история с опознавательным знаком «Инвалид». Его под лобовым стеклом обоих автомобилей нет. Но вдруг человек просто забыл положить? Ведь некоторые не хотят афишировать такой факт. Однако на этот счет в Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников есть четкое мнение: «По ПДД парковка под табличкой 7.17 „Инвалиды“ разрешена только транспортным средствам с опознавательным знаком. Можно не ездить с ней, но поставив автомобиль на спецместо, нужно обозначить машину. Иначе как ГАИ разобраться, что вы имеете на то право?»

— Добрый день! Mitsubishi ASX ваш автомобиль? — инспектор связывается с владелицей. — Дело в том, что вы припарковались на месте для инвалидов. Подойдите, пожалуйста.

Аналогичный звонок поступает собственнику Audi. Оказалось, этой машиной тоже владеет женщина.

Автомобилистки появляются практически одновременно. Владелица седана явно взволнована: «Что случилось? Видела ли я, что это место для инвалидов? Нет! Тут рядом машина стояла, разметку не было заметно. Знаки? Так я ж не на дороге, а на парковке… Уф, вы меня напугали. Я думала, что-то с автомобилем случилось. Кошмар! Я вообще-то не нарушаю. Теперь буду обращать внимание».

У собственницы кроссовера несколько иная позиция: «Матери больше 80 лет, ей тяжело ходить. Поймите, это не моя прихоть». Пожилая женщина, действительно, вскоре появляется — с тележкой.

Инспекторы настаивают на оформлении протоколов. Напомним, по части 2 статьи 18.22 Кодекса об административных правонарушениях «неправомерная стоянка транспортного средства на месте, отведенном для стоянки транспортных средств инвалидов, влечет наложение штрафа в размере двух базовых величин». Сейчас — 42 рубля (420 тысяч).

Женщина на Audi ойкает: «Кошмар! Так много?» Вероятно, не очень, раз не все в курсе и не опасаются нарушить правило. Разговоры о том, что размер штрафа непропорционален серьезности нарушения, ведутся давно. Предлагалось увеличить его даже до 10, 20 б. в. Думается, введения повторности и, соответственно, наказания в 5 б. в. — 105 рублей (1 050 000) было бы поначалу достаточно.

Пока шло оформление нарушений, рядом появился минивэн Toyota. Водитель остановился, высадив сильно хромавшего пассажира, и стал парковаться на спецместе. На приборной панели, как положено, опознавательный знак. Кстати, оставлять машины на таких парковках имеют право инвалиды 1-й и 2-й групп, а также 3-й группы (у кого имеются нарушения опорно-двигательного аппарата). Кроме того, это касается тех, кто их привез.

Часто от нарушителей можно услышать такой аргумент, мол, ну и где эти инвалиды, они что, на машинах ездят? Конечно! Потому что общественный транспорт, по их же словам, в особенности для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, практически непригоден. Для справки: в Беларуси, по последним данным, около 520 тысяч инвалидов разных групп, из них 15—20 тысяч — инвалиды-колясочники.

С другой стороны парковочного ряда еще два места для автомобилей инвалидов. На одном из них припаркован Citroen с гродненскими номерами. Опознавательного знака нет, картонки с номером телефона тоже. Сотрудники ГАИ пытаются выйти на владельца машины, но безуспешно. Интересный вопрос: что теперь делать? Эвакуатор сюда не заедет, остается только ждать?

Впрочем, времени нет, и мы перемещаемся в другую часть города. Двор на улице Немига, 14, известен тем, что всегда забит автомобилями. Все-таки это центр со всеми сопутствующими неудобствами для парковки. Тут предусмотрены несколько мест для машин инвалидов. Но, увы, все заняты, причем одно из них — автомобилем службы доставки пиццы.

Стандартная схема работы ГАИ: вычисляют по номеру, связываются с владельцами. Доставщику пиццы даже звонить не пришлось — он появился сразу же.

— Знаете, что эти места предназначены для стоянки транспортных средств инвалидов?

— Знаю. Но я буквально на пять минут. Пока формируется заказ… Если бы человек приехал, я бы освободил. Вы же сами видите, негде ставить. Или мне вторым рядом становиться? Тоже ж нельзя.

— Нельзя. Но и занимать спецместо это нарушение. Неужели вы предлагаете инвалиду ждать, пока сформируется заказ, и гадать — явитесь вы или нет? На месте будете штраф оплачивать или протокол составлять?

— Давайте протокол…

Места для инвалидов в минских дворах скорее все же редкость, чем закономерность. Если уж водители, оправдываясь дефицитом парковок, бросают машины на газонах и тротуарах, то заасфальтированную площадь точно займут. Хотя, как мы убедились в Варшаве, даже в самой сложной ситуации поляки специально обозначенные места оставляют свободными.

Девушка на Toyota Yaris говорит, что поставила автомобиль примерно 45 минут назад, с трудом нашла место, а тут ГАИ. Работает, между прочим, рядом. Это уже не просто парковочный нюанс, а общегородская проблема — как снизить транспортную нагрузку на центр. Пока парковки бесплатные, а дворы открытые, люди будут мучиться, рисковать получить штраф, но упорно выбирать поездку на машине...

Третьим оформляют водителя Volkswagen. Он использует стандартную отговорку, мол, стал на пять минут.

Закончив разбирательства, инспекторы просят водителей освободить места под знаком с табличкой. Выглядит теперь все по-другому. Надолго ли? Одним из обязательных условий для изменения ситуации называют системный контроль с оглаской таких фактов.

По дороге к еще одному месту, где часто паркуются на местах для автомобилей инвалидов, сотрудники ГАИ обращают внимание на Porsche Panamera с красивым номером и тонированными стеклами.

Водитель объясняет, что только-только привез автомобиль из России, не успел даже техосмотр пройти, но пленку обещает снять.

После этой небольшой заминки прибываем на пересечение МКАД и Долгиновского тракта, где находится ТЦ Mile. По словам инспекторов, сюда им тоже часто приходится выезжать по жалобам граждан. Но в этот раз парковка для инвалидов полностью свободна. Возможно, это связано с тем, что не пиковое время, а стоянка расположена чуть в стороне от входа.

Еще одна мера, которую предлагают ввести инвалиды, — это персонализированные опознавательные карточки. По идентификационному номеру сотрудники ГАИ (а в будущем, возможно, парковочной службы, если ее все-таки создадут) смогут проверить, имеет ли право парковаться на спецместах тот или иной автомобиль.

Однако все эти способы хороши при одном важном условии — что общество будет открыто реагировать на факты нарушения прав инвалидов. В цивилизованных странах сильные всегда защищают слабых. Это, собственно, и отличает нас от дикарей.

Парковочные радары в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by