«Я позвонила, так и сказала: хочу трезвого водителя». Один вечер с компанией, доставляющей выпивших автомобилистов на их машинах

 
27 июля 2016 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Тарналицкий
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Тарналицкий

Услуга «Трезвый водитель» существует в нашей стране уже не один год, но, откровенно говоря, не раскручена. После ужесточения ответственности за нетрезвое вождение она стала еще более актуальной, однако до сих пор у несведущих вызывает немало вопросов. Как доверить свою машину незнакомцу, пока ты не совсем контролируешь ситуацию? Кто ответственен в случае ЧП? Да и в принципе, как это работает? Onliner.by решил выяснить все это не у представителей фирмы, а у простых клиентов, не постеснявшихся рассказать свою историю. На один вечер мы присоединились к трезвому водителю и проследовали за ним по всем вызовам.

На пороге одной из столичных автомоек прячется от дождя Виталий. Неподалеку на парковке ждет Skoda Fabia. Молодой человек выполняет здесь роль директора и готов долго рассказывать о своем оборудовании, новейшей технологии и международном сотрудничестве. «Вот сегодня заехали партнеры из Литвы, — Виталий говорит слаженно, но характерный блеск в глазах не скрыть. А он и не скрывает: — Да, выпили немного сухого вина. Отметили встречу, запуск новой мойки. Ребята поехали на такси, а я решил на своей машине. Сам сесть за руль не могу, даже думать не хочу об этом, зря вообще заговорили на эту тему». На лице молодого человека, не скрывающего эмоции из-за легкого опьянения, появляется гримаса отвращения. По этому выражению легко судить о его отношении к нетрезвой езде за рулем — на такое способны в основном люмпены.

Вскоре на стоянке появляется Lexus. За рулем сидит владелец фирмы, пассажир — тот самый «трезвый водитель». Процесс со стороны выглядит просто: пьяный клиент позвонил диспетчеру, водитель сам приехал, отвез заказчика на его машине, потом уехал. В свою очередь, человек, берущий на себя управление, убеждается в честности клиента: проверяет отметки о прохождении техосмотра, действующую страховку, спрашивает про неисправности. Передача ключей от автомобиля — символ согласия сторон.

Едем в сторону дома Виталия, он активно подсказывает лучший маршрут, напоминает, где могут быть пробки. Водитель Сергей выполняет просьбы владельца машины. Очевидно, что радиостанцию во время поездки выбирает именно хозяин. Пока движемся, выпивший молодой человек делится воспоминаниями: «Более пяти лет назад, когда еще жил в Бресте, однажды зашел в клуб с друзьями. Все пьют, агитируют и меня приложиться. А я-то за рулем приехал. Ничего, сказали, придумаем что-нибудь. Настал момент, когда нужно было что-то выдумать, а все уже пьяненькие. Короче, вызвали двух таксистов. Один из них сел за руль моего автомобиля. Помню, заплатили обоим. Я тогда еще задумался — было бы неплохо организовать услугу „Трезвый водитель“. Позже перебрался в столицу и случайно в сети наткнулся на объявление. С тех пор и пользуюсь».

По мнению Виталия, добраться домой на своей машине с чужим водителем намного комфортнее, чем воспользоваться такси: «Мне нужно заплатить за поездку домой, после как-то добраться от дома до стоянки своего автомобиля, а потом уже только на работу или по другим делам. С такими передвижениями рушится весь мой график. И финансовый вопрос: я как-то посчитал, что за трезвого водителя переплачиваю не так много, как если бы катался на такси, — не более 5 рублей (50 000)».

«В интернете можно найти немало объявлений, если вбить в поисковик «трезвый (или пьяный) водитель, — тему денежных подсчетов подхватывает водитель Сергей. — На сайте говорится про 10 рублей (100 тысяч). Звонишь по указанному телефону — оказывается, под 30. Мы не скрываем — наша услуга обходится в среднем в 28 рублей (280 тысяч). Кто-то скажет, дороговато, но мы задействуем не только машину владельца, но и свою собственную — вон за нами едет второй водитель. Когда завезем Виталия, на следующий заказ отправимся на ней».

Вот мы и во дворе в центре города. Стоя под дождем, наблюдаем, как в салоне Skoda мужчины обмениваются благодарностями. Виталий рассчитывается, взамен получает квитанцию. Что это за бумага и каковы в принципе юридические аспекты работы, мы решаем выяснить по дороге на следующий заказ — возле одной из столичных кофеен нас уже ждет девушка на BMW.

Сегодня за рулем Lexus — руководитель службы Дмитрий Бабей (не будем скрывать, ради нас, корреспондентов). По его словам, клиенту вручают квитанцию — как свидетельство оплаты услуги. «Эта работа считается как бы доставлением транспорта, пусть в перечне видов деятельности ее найти весьма непросто, — говорит Дмитрий. — В Транспортной инспекции сказали, что для этой работы необходимо иметь автомобиль. Мы объясняли, что собираемся возить людей на их машинах и трезвый водитель может добираться до клиента как общественным транспортом, так и на такси, но аргумент не посчитали весомым. С юридической стороны работа легальна, хотя добиться этого было нелегко. По моим наблюдениям, многие наши коллеги-конкуренты работают в обход перечня видов деятельности. Причем это касается даже служб такси, оказывающих эту услугу (ведь таксист не может взять таксометр с собой, чтобы выдать чек за поездку)».

На парковке у кофейни, как только мы подъехали, зажглись фары BMW 5-Series. Звонившая автовладелица Алина оказалась в салоне не одна, рядом с ней — подруга Ольга. После повторившейся процедуры «знакомства» берем курс на Серебрянку. Девушки сами по себе веселые, а сегодня, по их словам, особый случай для веселья — «окончание рабочего дня». Это событие они и решили слегка отметить парой бокалов вина.

«Вообще-то я не планировала сегодня пить алкоголь, — говорит Алина, с ее лица не сходит улыбка. — Это все Оля, у нее родился план по искушению. После второго бокала я поняла: надо звонить трезвым. Обычно набирала телефоны друзей, чтобы они завезли домой на моем BMW. Но потом один из товарищей рассказал про эту службу. Вот я и решила: чего знакомых напрягать, справлюсь сама».

«Ну, я позвонила, так и сказала: хочу трезвого водителя, — тут рассказ прерывается громким девичьим смехом. — Нет, не так. Напишите, „сказала: мне нужен трезвый водитель“ (вновь буря веселья. — Прим. Onliner.by). Короче, не подберу недвусмысленных слов, просто позвала. Приехал парень, я на него посмотрела, вроде бы симпатичный, опрятный. (Сергей, отец двоих детей, в это время пытается подавить улыбку. — Прим. Onliner.by). В общем, понравился. Если бы не понравился — отправила бы». Действительно, вызвавший службу человек вправе отказаться от подвоза, если ему не понравится водитель, потому последний старается выглядеть максимально презентабельно: сорочка, галстук, брюки.

«Только разверните машину передом к дороге, — просит Алина, когда мы оказываемся около ее дома. — Чтобы я утром не крутилась туда-сюда». Во дворе Сергей обязан поставить автомобиль в удобном для клиента месте, но без нарушения ПДД. Трезвый водитель имеет дело с людьми пьяненькими, потому ему приходится быть предельно корректным и терпеливым: кому-то захочется подъехать на заправку по дороге домой, кто-то пожелает в середине пути подышать свежим воздухом.

По дороге к третьему клиенту — бизнесмену и его Mercedes — руководитель службы Дмитрий объясняет сверхидею своего дела: «Есть и социальная цель — искоренить нетрезвое вождение. Тут мы не столько конкурируем с ГАИ, сколько даже помогаем им. Были случаи, когда инспекторы останавливали нетрезвого человека у двери автомобиля и советовали воспользоваться услугами трезвого водителя. Эта история не выдумана: руководство бара или кто-то из посетителей вызвал ГАИ со словами „пьяный хочет сесть за руль“. Сотрудники приехали и не стали дожидаться, пока водитель начнет движение. Поступили цивилизованно: дали выбрать между такси и нашей услугой, дождались приезда трезвого водителя и пожелали счастливого пути. Так бы всегда. Бизнес бизнесом, но и о социальной составляющей не стоит забывать. Безопасность дорожного движения — это важно. Да, наши клиенты — адекватные люди. Хотя бы потому, что после выпитого воспользовались услугой, а не стали пробовать уехать за рулем самостоятельно. Хочется верить, что если больше людей узнает о возможной альтернативе пьяной поездке, страшных нетрезвых инцидентов на дороге станет меньше. Нередко клиенты признаются: „До первой поездки не мог поверить, что это работает у нас в городе“».

А вот бизнесмен Павел утверждает, что воспользовался услугой «Трезвый водитель» не в первый раз. Сегодня у него в офисе гостили партнеры по делу из Италии, пригубили коньяка. Нам сообщили, что мы будем отвозить мужчину на Mercedes, однако модель не уточнили. Оказалось, это GL. После стандартной процедуры передачи ключей и проверки нужных документов располагаемся на кожаных сиденьях внедорожника. С ходу возникает вопрос: «Не страшно ли доверять управление дорогóй (или даже бюджетной) машиной чужому человеку?»

«Я больше страшусь вызывать такси, — абсолютно уверенно говорит Павел, наблюдающий за дорогой в качестве пассажира. — Приедет неизвестно какая машина с неизвестно как выглядящим водителем. Я знаю, о чем говорю. Однажды мне подали Renault, у которого в пути отвалилось колесо. Своему автомобилю я доверяю больше. К тому же никого не удивлю, если скажу, что после полуночи в городе действует ночной, либо, как его еще называют, „пьяный“ тариф, — можно заплатить и больше 300 тысяч за такси. Остается только выбирать между компаниями, предоставляющими услугу „Трезвый водитель“: по стилю вождения, бережному отношению к машине. Это уже выбор каждого, фирм немало. По поводу ДТП и других страховых случаев, кажется, лучше знает водитель».

«По правилам за ДТП отвечает тот, кто управлял автомобилем, — разъясняет щепетильный вопрос Сергей. — На него и ляжет ответственность за аварию. В таком случае наша компания берет на себя бремя выплат за ремонт (если машина не застрахована по системе „АвтоКАСКО“). Мои коллеги в принципе не попадают в ДТП, в фирму набирают водителей со стажем около 10 лет, со справкой из ГАИ об отсутствии дорожных происшествий и серьезных нарушений. Всех сотрудников перед „заступлением на службу“ отправляют в школу экстремального вождения».

На Mercedes мы доехали до улицы, соседствующей с МКАД, Павел отправился в свой загородный дом. Впереди у службы другие заказы, другие сознательные водители.

На следующий день после этих вечерних дождливых «покатушек» мы заглянули в сводку ГАИ: в те сутки в столице задержали 12 нетрезвых автомобилистов, всего по стране — около 70. Подчеркнем, речь идет только о случаях, выявленных инспекторами. Скольким удалось миновать сотрудников ГАИ — неизвестно. Кто эти люди? Определенно, не такие, как Виталий, Алина и Павел.

GPS-навигаторы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Благодарим компанию AutoDays за помощь в подготовке материала

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by