Социальный эксперимент. Лишь один из десяти остановился, увидев дымящийся Volkswagen Golf

 
01 августа 2016 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Никонов, видео: Егор Парфененко
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Никонов, видео: Егор Парфененко

«Социальный эксперимент» — так обычно видеоблогеры называют ролики, в которых проверяют реакцию людей на экстремальные ситуации. Нечто подобное предложил устроить Евгений, недавно заведший канал на YouTube: как будут вести себя автомобилисты, увидев дымящуюся машину? Честно сказать, мы были уверены, что большинство водителей остановятся и помогут парню. Но даже когда дело дошло до армейских шашек и завеса плотно стелилась по обочине, притормаживали единицы. Остановился лишь каждый десятый. Однако больше всего удивило, что в дежурную часть МЧС никто не позвонил! Подробнее о результатах эксперимента на слуцкой трассе — в репортаже Onliner.by.

Каждый день в Беларуси, по данным МЧС, происходит возгорание одного-двух автомобилей. Причины могут быть разными, но чаще всего речь идет о коротком замыкании электропроводки. Все начинается с сизого дымка из-под капота или приборной панели, а потом уже черные клубы, открытое пламя и что-то предпринимать бесполезно... Легковая машина полностью выгорает за 10—15 минут. Словом, счет на секунды.

Для проведения эксперимента умышленно выбрали загородную трассу (Минск — Микашевичи, или, как ее называют, слуцкую), дабы не провоцировать на минских улицах аварийную обстановку. Старенький Volkswagen Golf загоняем в карман, но так, чтобы он был хорошо виден с дороги.

План такой: поджигаем дымовую шашку и кладем под капот или в салон. Движение тут интенсивное, до Минска рукой подать. Летом многие едут за город. Обратить внимание должны.

— На самом деле важным результатом будет уже то, если кто-то в принципе остановится. Достаточно понимать, готовы ли люди оказывать помощь незнакомому человеку, попавшему в беду, — рассуждает перед началом эксперимента Евгений. — Остановившимся будем говорить, мол, это социальный эксперимент, спасибо, что отозвались.

Разумеется, проводить подобную проверку без специалистов мы не решились. Помочь нам согласились сотрудники Минского областного управления МЧС. Они готовы были вмешаться в случае нештатной ситуации. Кроме того, была предупреждена дежурка — на случай, если кто-то вызовет пожарных.

Первым делом проверяем дымовую шашку. При поджигании она производит не так уж много дыма, но достаточно, чтобы понять — дело не в «кипящем» радиаторе. По словам пожарных, чтобы спасти автомобиль, нужно действовать как раз при ранней стадии горения, так как потом уже будет поздно.

Все по местам! Участники прячутся, на «площадке» остается один Евгений. Он поджигает шашку, бросает ее в ведро, которое ставит под капот. Выглядит со стороны довольно натурально. Дым идет, но машины проезжают мимо. Возможно, думают, что все несерьезно? Но, по мнению специалистов МЧС, это тот самый случай, когда надо действовать, чтобы упредить более серьезные последствия. Иначе какой смысл поливать пеной угольки?

Первая шашка комом. Вторую забрасываем в салон — чтобы эффектнее было. Дым мгновенно заполняет машину. Как подчеркивают пожарные, тоже очень достоверно. Евгений демонстративно хватается за голову, кружит вокруг автомобиля, словом, ведет себя так, как типичный погорелец — в панике и не знает, что делать.

Однако для проезжавших мимо водителей, вероятно, это было недостаточно весомым поводом для остановки. Машины проносятся мимо, некоторые смотрят на дымящийся хетчбэк, но не реагируют. Мы все еще виним недостаточные спецэффекты. Не исключено, люди думают, что паренек сам справится или не так уж все плохо.

Ведро с третьей шашкой ставим в багажник. Однако дыма еще меньше, и прогнозируемого эффекта вовсе нет. Автомобили мерно движутся за город, оставляя позади паренька, находящегося в явном смятении. Подчеркнем, что съемочную группу и сотрудников МЧС видно не было. Разглядеть их на заднем плане на скорости было практически нереально.

Тогда решаем усилить эффект. В ведро видеоблогер бросает сразу две шашки. Упс! Вот так досада — вместе они создали столько же дыма, сколько пару спичек… «А продавец уверял, что дыма будет о-го-го!» — Евгений тоже раздосадован.

Из положения надо было как-то выходить. Оперативно «загуглили» и выбрали армейскую шашку — чтобы уж наверняка! Говорят, такая может не прекращая дымить 10—15 минут. Продаются они свободно, например через некоторые интернет-магазины. Нам обошлась в 10 рублей (100 тысяч) за штуку.

Посовещавшись с сотрудниками МЧС, ставим ведро с шашкой возле машины: дым чересчур едкий и потом в салон будет не сесть. Остается поджечь и... тут случается неожиданное. Раздается хлопок, и происходит возгорание. Большого риска нет, но из-за высокой температуры могут расплавиться элементы кузова. Спасатель решает вмешаться. Эксперимент опять прерывается.

Шашка действительно оказалась настоящей! Даже после тушения она еще неплохо коптит. Решаем продолжить проверку. Евгений кладет остатки в ведро и ставит опять рядом с Volkswagen.

Не проходит и нескольких секунд, как притормаживает Lada Granta.

Мужчина с дрожащими руками выскакивает из салона и бросается к «горящему» Volkswagen. Предложение Евгения убежать отвергает: «Сейчас потушим». Вдруг он замечает ведро: «А это что?» Блогер раскрывается: «Мы эксперимент проводим. Вон МЧС. Все под контролем. Спасибо вам!»

Рядом с Lada останавливается Land Rover Freelander, водитель которого тоже готов броситься на помощь. Только убедившись, что все под контролем, он продолжает движение. Честно говоря, все произошло настолько стремительно, что мы даже не успели поговорить с отзывчивыми автомобилистами.

Но эксперимент продолжается. Евгений, скрепя сердце, ставит ведро с шашкой в салон. Мы уже было решили, что раз дымит убедительно, то мотивы для остановки будут сильнее доводов, мол, и без меня справится. Но наш оптимизм был посрамлен! Больше никто не затормозил. Автобусы, легковушки, грузовики проносились мимо, хотя завеса намекала: все очень серьезно.

Впрочем, некоторые замедлялись, пытаясь что-то рассмотреть. Однако где там разглядишь — сплошной дым... Десятки водителей это не смутило, и они проезжали мимо.

Постепенно «заряд» шашки сходил на нет. Одновременно таяли шансы, что кто-то все-таки решит помочь несчастному владельцу Volkswagen Golf. Даже водитель комбайна, которых особенно инструктируют насчет возгораний, продрейфовал мимо.

Потребовался новый запал. Чирк спичкой, и хетчбэк снова дымит, как старая печка в сильный мороз. И опять ноль реакции… Как это объяснить? Не заметить «горящий» автомобиль невозможно. Около беспомощно стоящего парня никого нет. Можно списать на то, что у кого-то нет огнетушителя, понимания, что делать в такой ситуации... А может, все проще — нет желания? До последнего признаваться в этом не хотелось.

А вот затеплилась надежда. Водитель Skoda сильно замедлился, проезжая мимо места происшествия. Однако так и не решился остановиться.

Зато парень на Citroen показал чудеса спортивной подготовки. Резко остановился, быстро открыл багажник, достал огнетушитель и ринулся к дымящемуся Volkswagen. Все заняло пару секунд.

Пришлось останавливать парня, а так бы он взаправду стал тушить «возгорание». Отдышавшись, он признался: «Ну вы адреналинчику добавили. Вообще, у меня сомнений не возникло, что надо помогать. Гляжу, ситуация неординарная». Неравнодушному водителю вручаем в качестве подарка огнетушитель. Тот поначалу отказывается: «У меня такой же». Ничего, будет два — лишний повод выручить кого-нибудь. Кстати, сами пожарные в своих личных автомобилях предпочитают возить огнетушители от пяти литров и больше. Неспроста!

Интересно, что рядом с Citroen остановилась пара на Toyota. Ребята тоже были готовы помочь. Позже закономерность подтвердилась: достаточно кому-то одному остановиться, как к нему присоединяются. Словно нужен дополнительный сигнал для действий.

Автомобилисты уезжают, а шашка продолжает исправно дымить. Останавливается микроавтобус Volkswagen, водитель выходит, напряженно смотрит в сторону Golf, но пассажир замечает нас и раскрывает замысел. За попытку помочь спасибо!

А потом потянулись долгие минуты ожидания. Машины вновь проезжали. Кто-то замедлялся, чтобы рассмотреть получше, пассажиры поворачивали головы, некоторые даже пытались сфотографировать на камеру мобильника. Спасатели между тем комментировали: «Это дым сильной концентрации. Значит, дело серьезное. Даже дилетанту это должно быть понятно».

В конце концов притормаживает Volkswagen Touareg. Молодой человек бросается к багажнику — явно за огнетушителем. Его благородный порыв останавливаем и тоже дарим красный баллон.

Подтверждается наша догадка: достаточно притормозить одному, как так же поступает еще несколько человек. Возле места «возгорания» останавливаются Opel Vectra, Kia Sportage, а со встречной полосы бегут двое мужчин. Вот это единодушная реакция!

Когда эксперимент уже завершался, а шашка доживала последние секунды, откликнулся еще один водитель. Молодой человек на кроссовере подъехал и спросил у Евгения, нужна ли ему помощь. Посетовал, что своего огнетушителя, увы, нет, но он готов сбегать в ближайшее кафе.

Разумеется, отпустить без подарка отзывчивого водителя мы не могли. Заодно спросили, почему не смог проехать мимо. Ответ Дениса был искренним и таким, как мы ожидали услышать: «Каждый может попасть в такую беду. Нам, автомобилистам, надо помогать друг другу».

Мы еще некоторое время обсуждали результат. Да, кто-то наверняка растерялся либо решил, что обойдутся без его вмешательства. Или человек просто не знает, как действовать в подобной ситуации, и вообще опасается за свою жизнь. Это все можно понять. Но вот вам обескураживающий факт: «За несколько часов никто по поводу горящего Volkswagen на слуцкой трассе на спецлинию 101 не звонил. Ни одного звонка!» — сотрудники МЧС все время были на связи с дежуркой. Разумного объяснения этому у нас нет.

— Человеческая жизнь не стоит ни одного автомобиля, — подытоживают итоги эксперимента сотрудники МЧС. — Поэтому первым делом нужно отвести от места возгорания людей, не надо парковаться рядом. Если виден слабый дым, как в начале эксперимента, то можно попытаться потушить самостоятельно. Надо отключить клеммы аккумулятора и не допускать резкого притока кислорода (нараспашку открывать двери или капот нельзя). Затем используйте огнетушитель. Но если речь идет о сильном возгорании, то нужно вызывать профессионалов, то есть звонить на 101, а прежде увести людей подальше и самому отойти на безопасное расстояние. Всегда существует риск взрыва, особенно если речь идет о машине с газовым оборудованием.

Спасатели продемонстрировали, как правильно пользоваться огнетушителями: во-первых, снять чеку, во-вторых, нажать на рычаг и направить раструб в очаг возгорания.

Помните, что каждый огнетушитель имеет срок службы, а периодически по манометру нужно проверять давление.

— Думал, что будет останавливаться больше людей, — сетует видеоблогер Евгений. — Понятно, чужие проблемы не волнуют. В то же время те, кто притормозил, были готовы помочь всем, чем можно…

Огнетушители в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by