Вело-стоп! ГАИ усилила контроль за серьезными нарушениями велосипедистов

 
28 июля 2016 в 7:35
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Никонов
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Никонов

Всплеск велопроисшествий в Минске — трагедия на ул. Железнодорожной и инцидент с битой на ул. Притыцкого — это только начало. Есть мнение, что процесс уже запущен, набрал обороты и его не остановить. Пока велосипедисты не получат статус и свою территорию (а не условную, как сегодня), такие случаи будут время от времени фиксироваться. А сейчас ГАИ пытается сдержать вал аварий, организовывая спецрейды. За одним из таких удалось понаблюдать корреспондентам Onliner.by. Реакция была нервной. Во время репортажа двое велосипедистов, нарушивших ПДД, даже стали скрываться.

— Особое внимание при несении службы обратить на велосипедистов, нарушающих ПДД, — дает указание милицейская радиостанция, которая установлена в патрульной Skoda.

Служебный автомобиль ГАИ движется через центр города. Замечаем вокруг много велосипедистов. За последние несколько лет их стало намного больше, чему способствовали некоторые шаги по развитию велосреды. Например, на многих пешеходных переходах появились экспериментальные знаки, разрешающие не спешиваться. Один из таких переходов расположен на ул. Городской Вал.

А на ул. Немиге спешиваться положено. Велодорожка не выделена, как сделано в странах Западной Европы, и движение на велосипеде может быть опасно в первую очередь для пешеходов. Инспекторы обращают внимание на парня в наушниках и с «горником» под мышкой. Казалось, сейчас вот-вот вскочит на него и поедет. Но молодой человек спокойно переводит велик через «зебру». Разумно!

Самый спорный вопрос касается этого самого пункта 151 ПДД, который обязывает при пересечении проезжей части по пешеходному переходу вести велосипед рядом с собой. Аргументы велосипедистов такие: проще объехать квартал, чем спешиваться — слишком энергозатратные усилия. И этот довод нельзя не учитывать.

В Германии, Дании, Голландии, Швеции и других развитых странах велосипедистов не заставляют слезать с их транспортных средств. Ведь тогда смысл в велопоездках теряется. Что, скажете, мол, у них все по-другому? Постойте, но Минск тоже взял курс на велосипедизацию. И иногда не ясно, почему на одном перекрестке положено спешиваться, а на соседнем можно ехать, не слезая с велика. Хотя параметры этих узлов не сильно отличаются. Впрочем, город находится в процессе изменения среды, и невозможно реализовать все сразу. Дело времени?

Вот на пр. Машерова пара спокойно движется на велосипеде, пересекая местные проезды. За что штрафовать? Это вызовет только справедливое возмущение у горожан.

Рядом крупный перекресток (Машерова — Победителей), на котором выделена велодорожка. И тут уже не попишешь — водителям приходится вертеть головой, высматривать подъезжающих на байках. Между прочим, в Германии учат плечевому взгляду, при выезде из двора или парковки обязательно вытягиваешь шею и глядишь вдаль. У нас так действовать пока не принято, мол, пусть спешиваются. Ощущение, что в первую очередь не готовы меняться автомобилисты. Но что поделаешь, это болезненный процесс, который им предстоит пережить.

Едем дальше. Перекресток улиц Я. Коласа и Сурганова, где днем всегда оживленно и много велосипедистов. Вот подъезжает один из них. Переход проскакивает довольно быстро, не поворачивая голову в стороны.

Опять-таки ситуация неоднозначная. Но в памяти недавняя трагедия на ул. Железнодорожной (по предварительным данным, девушка тоже не спешилась), и инспектор решает остановить подростка:

— Добрый день. Сколько лет?

— Здравствуйте, 14… — тот в недоумении.

— В школе учили, как нужно переезжать через дорогу?

— Спешиться, — хлопает себя по лбу велосипедист. — Извините…

Сотрудник ГАИ решает обойтись устным замечанием. Иногда это более действенная мера, чем штраф. Замечаем, что на следующем переходе юноша все же спешивается.

Не проходит и пары минут, как еще один молодой человек с ходу проезжает переход. Вот именно такие действия пока опасны — минские водители не готовы к стремительному появлению велосипедистов на «зебре». Действия те же — предупреждение и короткий разговор.

Увидев очередного велосипедиста, который, как показалось, готовится проехать через переход, инспектор подходит и просит спешиться. Тот извиняется, хотя еще ничего не успел нарушить.

Неожиданно сотрудники ГАИ вынужденно отвлекаются от основной темы рейда. Несмотря на присутствие человека в форме, водитель Infiniti с российскими номерами разворачивается через двойную сплошную линию разметки. Инспектор не мог не отреагировать на нарушение и остановил внедорожник. Его напарник составляет протокол по части 6 статьи 18.14, по которой предусмотрен штраф от 1 до 5 б. в. — от 21 до 105 рублей (от 210 000 до 1 050 000).

А вот теперь речь о более серьезном нарушении. Молодой человек двигался на велосипеде по проезжей части, между машин, хотя тротуар довольно широкий.

— Движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, — напоминает сотрудник ГАИ. — Здесь тротуар довольно широкий, пешеходов мало. Видимых причин для выезда на проезжую часть нет. Сейчас остановим, выясним причины.

Но не тут-то было! Парень, заметив человека в форме, перемахнул через клумбу и поехал в противоположном направлении, правда на этот раз по тротуару.

Перемещаемся на пересечение ул. Толбухина и пр. Независимости. Здесь велосипедистам разрешено не спешиваться, чем многие с удовольствием пользуются.

Это очень напоминает европейский подход: велосипедный и пешеходный пути разделены. Да, прохожие пока не привыкли, но тоже дело времени... Как вдруг парень с бородой и модной прической (кажется, таких называют хипстерами, да?) проезжает на красный сигнал светофора.

Его останавливают возле офисного здания, где он уже успел «припарковаться».

— Да, я согласен. Поспешил… — велосипедист не отпирается.

Объясняет, что работает рядом. Пока составляется протокол (за проезд на запрещающий сигнал светофора положен штраф в 1 б. в. — 21 рубль (210 000)), делится ощущениями от использования велосипеда: «Если нужно добраться куда-нибудь по пр. Независимости, незаменимая вещь. Гораздо удобнее, чем на любом другом транспорте».

Именно на это главный расчет при поощрении велодвижения. Достигается сразу несколько целей: меньше нагрузки на дороги — снижение выхлопов — горожане здоровее.

Да что ж такое! Еще один парень на велосипеде явно проехал на красный. Увидев патрульный автомобиль, резко разворачивается и пускается наутек. Короткое преследование ни к чему не приводит. Никто, конечно, в розыск за административное правонарушение объявлять не будет, но что это было?

Очередной велосипедист нарушает, проезжая на красный сигнал, но далеко уйти не удается. На ул. Калинина его останавливают и просят объясниться.

— Увидел, что меня фотографируют, и все понял, — признается парень.

Его приглашают в служебный автомобиль для оформления нарушения. Заодно он интересуется, в связи с чем такое внимание к велосипедистам, а потом сам отвечает: «Это, наверное, из-за последних случаев, да?» Оказывается, велосипедист работает медиком и в курсе о всплеске ДТП.

По совпадению как раз в это время нам поступает звонок из пресс-службы Минской ГАИ: «За последние сутки два учетных происшествия с велосипедистами». Одно из них случилось совсем рядом — на развязке Филимонова — Независимости, где произошел наезд на автомобиле Volkswagen — пострадавшего доставили в больницу.

Велосипедисты относятся к незащищенным участникам дорожного движения. Любое падение чревато получением серьезных травм. Закончив разбирательство с молодым человеком, инспекторы обращают внимание на мужчину в возрасте, который едет на велике по проезжей части.

— Тут нет велодорожки, — через минуту объясняется велосипедист.

— А вы знаете, что сказано в ПДД на этот счет?

— Поймите, на тротуаре бордюры. Я уже устал покрышки менять, — мужчина в курсе.

На самом деле это еще одна велосипедная (и не только) проблема. Высокие бордюры становятся препятствием для пожилых людей, инвалидов, мам с колясками. Наиболее активная часть велосообщества пытается повлиять на ситуацию: измеряют бордюрный камень, пишут письма в разного рода инстанции, ссылаются на стандарты… В последнее время их требования все чаще становятся услышанными. Но сколько еще бордюров предстоит понизить!

— Там человек на проезжей части лежит, — к служебной Skoda подходит мужчина.

Прохожий кивает в сторону перекрестка с ул. К. Чорного. Патруль практически сразу выезжает туда. За это время, впрочем, мужчина успевает переместиться на тротуар и занять горизонтальное положение уже там. К нам подходит взволнованная женщина, которая тоже обратила внимание на неадекватное поведение этого человека.

— Куда направляетесь? — спрашивает инспектор у мужичка, успевшего подняться.

— Домой, на Кнорина, — безмятежно улыбается тот.

— Вас проводят, — теперь прохожим займется наряд милиции.

Продолжается рейд по тихим улицам. В обычное время мало обращаешь внимания, но сейчас бросается в глаза, сколько сделано для развития велодвижения. На многих переходах появились знаки, разрешающие не спешиваться, нанесена соответствующая разметка. Горожане призыв поняли правильно: минчане с удовольствием крутят педали не только во время вечерних прогулок — на велосипедах теперь ездят на работу, по делам.

На ул. Кнорина наряд ГАИ замечает девушку на велосипеде, которая движется по проезжей части.

— А я вижу, что разворачиваетесь. Думаю, неужели за мной? — улыбается велосипедистка.

— Знаете, что за движение по проезжей части при наличии тротуара предусмотрено наказание? — спрашивают инспекторы.

— Вообще-то я по тротуарам обычно езжу, — оправдывается девушка. — Но тут не особо разгонишься.

Действительно, узкая полоска пешеходной дорожки заставлена столбами. Назвать это полноценным велопутем язык не поворачивается.

— Может, ограничимся предупреждением? — просит велосипедистка.

Инспекторы, услышав ее доводы, оформляют предупреждение. Кстати, это не устное замечание, как многие ошибочно полагают, а документ, отметка заносится в базу административных правонарушений.

...Очевидно, ситуацию сложно изменить в одночасье. На минские улицы позвали велосипедистов, что не может не радовать. Но мало дать им условную территорию в виде куска тротуара. Инвестиции потребуются гораздо большие, чем ведро краски для разметки. Необходима полноценная сеть велодорожек. И если не начать решать проблему сейчас, это приведет к еще более трагичным происшествиям и конфликтам с пешеходами и автомобилистами.

Велошлемы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by