Прожженные покупатели хорошо понимают, что приобретение подержанного автомобиля — это почти всегда риск. Они знают, куда смотреть, на какие документы обратить внимание, что спрашивать у продавца. Но Ирина Гурская из Смолевичского района признает: «Я дилетант в автосфере и даже не представляла, с чем столкнусь». Она взяла кредит, приобрела Opel Astra для сына, а когда из трубы пошел густой белый дым, растерялась. Дотошная покупательница, впрочем, не смирилась — установила бывшего владельца машины, который честно предупреждал о проблеме и просил за автомобиль на $800 меньше, чем перекупщик. Женщина задает наивные, но резонные вопросы: можно ли привлечь к ответственности продавца и каковы судебные перспективы? Почему такие сделки оформляются по копии паспорта и законно ли это? «У нас пару джинсов нельзя продать просто так, а в целой сфере происходит массовый и систематический обман потребителей», — возмущается читательница.
— Мы живем в Смолевичском районе, но работаем в Минске, — начинает свой рассказ Ирина Гурская. — Сын вернулся из армии, и встал вопрос, как добираться в город. Решили приобрести ему автомобиль. Условились так: он выбирает, а я даю деньги. Специально ради этого взяла кредит в $1800 в эквиваленте. Однако в результате все обернулось так, что мне пришлось вникать в нюансы оформления сделки и техническое состояние машины.
Выбор остановили на Opel Astra 1999 г. в. Сын Ирины попросил провести диагностику на СТО, где работают знакомые ребята. Вообще, эта модель хорошо зарекомендовала себя на белорусских дорогах, и, несмотря на возраст, 15—20-летние автомобили продолжают ездить.
Этот конкретный экземпляр тоже находится в неплохом состоянии, если судить по внешнему виду. Сквозной коррозии не наблюдается, под капотом подтеков нет, салон выглядит достойно. Автослесари тоже не нашли к чему придраться. Заметили лишь, что раньше на машине стояло газовое оборудование, а теперь его нет.
— Продавец просил за автомобиль $2800 в эквиваленте, — продолжает Ирина. — Мне сказали: машина стоит того, ребята с СТО дают добро. В осмотре я не участвовала и, хотя получила права три года назад, максимум, что могу, — это проверить уровень масла и залить стеклоомыватель. Так что я полностью доверилась специалистам и не стала ни во что вникать.
А зря! Первые вопросы у женщины появились при оформлении сделки. Ее смутило, что продавец не является собственником автомобиля и нужно оформлять счет-справку. Более того — в качестве основного документа фигурировала копия паспорта хозяина машины. Посредница (на ее визитке вместе с номерами телефонов скромно указано «Алена»), присутствовавшая при сделке, заверила, что «это законно и все так делают».
— Честно признаться, я больше всего боялась, что автомобиль находится в угоне, — признается Ирина Гурская. — Но меня убедили, что беспокоиться нечего. Оформили договор купли-продажи, поставили штамп… А через несколько дней я смогла зарегистрировать машину на свое имя в ГАИ.
Тем не менее радоваться, как оказалось, было рано. В тот же день случилось непредвиденное: Ирина с сыном не доехала до дома буквально сто метров, как из автомобиля пошел густой белый дым. В панике они выбежали из салона, решив, что произошло возгорание.
— Немного успокоившись, сообразили, что дым идет из выхлопной трубы. Когда он прекратился, осмелились продолжить поездку, — рассказывает владелица проблемного Opel. — Сразу же набрали продавцу и спросили, в чем дело. Тот заявил, мол, машина была в порядке, это вы что-то не так сделали.
Тогда Ирина открыла ноутбук и стала искать информацию в интернете. В итоге натолкнулась на объявление предыдущего владельца Astra, который живет в Бобруйске. Тот честно указывал: «иногда дымит белым дымом». Примечательно, что хозяин хетчбэка просил за автомобиль $2000 (напомним, читательница приобрела машину за $2800).
— Связались с бывшим собственником Opel. В разговоре Олег рассказал, что автомобиль он продал 10 июля. Получается, мы приобрели его через 10 дней, — женщина провела свое мини-расследование. — Оказалось, что наш продавец и купил данную машину. К слову, на наши звонки перекупщик уже не отвечает. Вероятно, занес номер в черный список.
Наверное, большинство на этом успокоились бы и перестали искать правду. Но Ирина сильно возмущена и задает, с одной стороны, наивные, а с другой — вполне законные с точки зрения потребителя вопросы: «Выходит, что перекупщик сознательно скрыл плавающий дефект, явно рассчитывая, что его не обнаружат при предпродажном осмотре даже на СТО. Между тем маржа составила $800. Неплохой заработок! А налоги он с этого заплатил? Какую ответственность понес? Или прикроется тем, что это сфера подержанных автомобилей?»
Владелица Astra обратилась с заявлением в милицию, попросив возбудить уголовное дело по статье «Мошенничество», и вскоре получила предсказуемый отказ: это сфера гражданско-правовых отношений и необходимо обращаться в суд.
Ответ примечателен и тем, что в нем содержится объяснение бывшего владельца Opel. Олег из Бобруйска четко указывал: он обращал внимание перекупщика, представившегося Андреем, на белый дым, но молодого человека это не смутило. Последний также попросил не переоформлять автомобиль, поскольку «у него уже есть одна машина и ему придется платить налог». Заметим, что с точки зрения продавца отдавать автомобиль, зарегистрированный на его имя, неизвестному человеку было как минимум неосмотрительно (сколько мы описывали судебных историй, да и про камеры скорости забывать не надо).
— И хотя на наши звонки перекупщик не отвечал, я узнала, где он работает и живет, — продолжает Ирина Гурская. — Дело в том, что после совершения сделки я подвозила его на работу в один из городов Минской области. Там у него СТО. Говорил, что занимается автоэлектрикой. Узнать данные индивидуального предпринимателя было несложно.
В милицию также вызвали самого перекупщика, который, конечно, сразу стал отнекиваться, дескать, никакого Opel Astra в собственности не было, а женщину с сыном знать не знает, и почему они его указывают, даже не имеет представления. Известная история…
Настойчивую владелицу Opel ответ милиции не устроил, и она обратилась в компанию, которая занимается проведением технических экспертиз. Специалисты заверили, что женщина поступила правильно, сразу занявшись проблемой. Также попросили съездить на СТО, чтобы проверить уровень выхлопа вредных веществ, компрессию двигателя и герметичность цилиндро-поршневой группы.
— Все оказалось в норме. Более того, я без проблем смогла пройти техосмотр и получить допуск к дорожному движению, — показывает на наклейку хозяйка Astra. — Белый дым напомнил о себе еще один раз. По рекомендации специалистов я продолжаю наблюдать за автомобилем.
Параллельно женщина отправила перекупщику письмо, в котором сказано, что она приобрела машину с дефектом, наличие которого тот намеренно скрыл. Покупательница просит компенсировать расходы на ремонт. Оставила номер телефона и расчетный счет. Но слабо верится, что индивидуальный предприниматель добровольно перечислит туда деньги.
— Сейчас я взяла небольшую паузу, собираю информацию и обдумываю положение вещей, — признается Ирина. — Вот что требовать? Расторжения договора? Привлечения к ответственности перекупщика по линии налоговой инспекции? Если подавать в суд, то придется платить госпошлину. Но дело, по сути, не только в деньгах. Меня возмущает, что фирма, торгующая джинсами, больше рискует, чем вот такой продавец машины. Эта сфера — огромная дыра, где обман возможен только потому, что речь идет о бывших в употреблении автомобилях. А вспомните историю про Daewoo, сгоревшую на МКАД. Вдруг, тьфу-тьфу, со мной или моим сыном произошло бы нечто похожее? Кто бы отвечал? Одно дело, когда говорят, тут шумит подшипник или есть проблемы с коррозией, и совсем другое, когда уверяют, мол, это ж ласточка, а на деле оказывается — сплошной обман!
Эти слова звучат несколько наивно в контексте того, что рынок подержанных автомобилей, увы, жил и живет по таким негласным правилам. Бывают истории и похлеще. Например, когда продают машину по доверенности, а «хозяин» лет через десять получает повестку в суд по делу о ДТП с пострадавшими.
Однако история Ирины Гурской нам все же показалась примечательной. Во-первых, женщина смогла установить всю цепочку, из которой стало понятно, сколько заработал перекупщик и что он скрывал. Во-вторых, покупка этого Opel хорошо иллюстрирует, как ведут себя участники сделки после раскрытия карт. В-третьих, она показывает, насколько спекуляции выходят из законодательного поля.
Очевидно, перекупщик не ожидал, что биографию Astra начнут раскручивать и удастся установить факты и цифры. Ни за что мужчина не просил бы подвезти к месту работы, предполагая такое развитие ситуации. Выяснить, что автомобиль куплен и затем продан именно им, ничего не стоит. Но все же какие перспективы у истицы?
Юристы оценивают шансы Ирины в суде как неважные. В частности, адвокат Сергей Зикрацкий предоставил такой комментарий: «Чтобы доказать незаконную предпринимательскую деятельность, одного факта недостаточно. Требуется убедить проверяющих, что речь идет о системном извлечении прибыли. Лишь одна сделка — не повод обвинять продавца. А то, что автомобиль смог пройти техосмотр, вообще заставляет сомневаться, что машина неисправная, поскольку это не сказалось на ее ходовых качествах. Но даже если это так, то будет непросто убедить суд, что имел место умышленный обман. Ну мало ли почему перекупщик решил избавиться от недавно купленного автомобиля — цвет не подошел или жене не понравился».
И все же Ирина Гурская надеется, что ее дело не останется типичной историей обмана доверчивого покупателя. Говорит, намерена идти до конца, несмотря на скепсис юристов и позицию перекупщика. «Меня даже устроила бы цена в $2800, но только бы машина была исправная. Да просто хотя бы предупредил о таком нюансе. Ну вдруг я люблю ездить на автомобилях с дымком?» — грустно шутит она.
Подержанные автомобили на Автобарахолке Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by