Пес, которого хотели повесить и застрелить собственные хозяева, а он до сих пор верен им… Одноглазая собака, панически боящаяся мужчин в черном… Трехногий Санни, неунывающий и задорно вьющийся возле мотоцикла… Это всё душераздирающие сюжеты из жизни бездомных животных, которые запечатлела Анна Верещагина — минская мотоциклистка и фотограф. Ее идеей было вовлечь в проект суровых байкеров, которым небезразлична судьба брошенных собак и кошек, и показать, что это всеобщая проблема, а не только сердобольных бабушек. С помощью фотокамеры девушка показала мотоциклистов с необычной стороны. Оказалось, за маской шлема часто скрывается искренняя улыбка и широкая душа, готовая откликнуться на чужую беду.
Сама о себе Анна говорит скромно: «В мотосообществе около десяти лет. Сначала ездила вторым номером, потом стала управлять байком сама. На „пятисотке“ откатала два сезона. До нее была „стодвадцатьпятка“, но это совсем уж девчачий вариант. Фотографией занимаюсь лет пять — после того, как закончила гуманитарный факультет БГУ. Неожиданно спецкурс перерос в основную деятельность».
— Вы выбрали непростую тему и смелый ракурс — показать проблему бездомных животных с помощью персоналий мотоциклистов. Как пришли к проекту?
— Один американский мотоклуб, который постоянно и профессионально помогает бездомным животным, делал нечто похожее. Брутальные дядьки с котятами и щенками на мотоциклах выглядели очень необычно. Мне захотелось реализовать похожий проект. Показать, что бездомных животных защищают не только сердобольные бабушки, а вполне состоявшиеся люди — крутые байкеры. Что это не зазорно кому-то помогать и сострадать. Разместила небольшое объявление в группе «Байкеры Минска» в соцсети «ВКонтакте».
Откровением стала реакция мотоциклистов. Я не ожидала, что мое предложение вызовет огромный интерес. Думала, придется привлекать для съемки друзей, но отозвалось столько байкеров, что необходимости в этом не было.
Более того, люди не преследовали цель сфотографироваться, многие просто хотели помочь. Например, привезти корм для собак и кошек, какие-то вещи. Я предупреждала: всех не успею отснять, нас собирается очень много, а мне говорили: ничего страшного, главное — помочь.
К тому же выяснилось, что раньше некоторые ребята уже были вовлечены в тему зоозащиты. У многих дома находились животные на передержках (когда собаку или кошку берут на временное содержание до того момента, пока животное не найдет хозяев), кто-то забрал питомца из приюта. Честно сказать, не ожидала такого поворота событий. Двух недель не хватило, сотни гигабайтов заняты под фото. А мы не отсняли даже половины желающих!
Разглядываем серию снимков. Первой открываем папку с фотографиями эффектной брюнетки и милого пса, который явно чувствовал себя непосредственно во время съемок. Не сразу понимаешь, что у собаки только три лапы. Анна, не дожидаясь вопроса, комментирует:
— Эта брюнетка на Yamaha — Алена Ратобыльская, известная спортсменка. У нее очень много титулов, она занимается трековыми гонками и имеет большой авторитет в мотосообществе. Данный байк — ее трековый мотоцикл. Алена одна из первых откликнулась на акцию, у нее у самой полный дом животных… С Санни они сразу подружились. Собаку нашли на улице, из лапы торчал кусок кости, начиналась гангрена… Неизвестно, что случилось — живодеры или под машину попала, но животное удалось спасти и вылечить. Удивительно, что пес остался игривым, радостным, не озлобился на людей. Для него мы сделали исключение и вывезли на трек на Боровой.
— Где проводились съемки? Как договаривались с хозяевами приютов?
— В основном ездили по частным приютам, которые существуют только за счет помощи людей. Таковых было три: один находится в Воложинском районе, второй в Гатово (Минский район), третий в Уручье. Также снимались в передержках, которые обычно располагаются в квартирах. Очень удивило, что этой темой занимается молодежь, мои ровесники, креативные ребята.
— Когда говорят о бездомных животных, сразу возникают такие ассоциации: грязь, антисанитария, голодные глаза собак-кошек… Как на самом деле?
— На улице все так и есть — ведь там за животными, как правило, никто не следит. Но в приютах другая обстановка. Волонтеры, которые занимаются собаками и кошками, сразу их везут к ветеринару, если надо — лечат, покупают лекарства. В приютах в основном живут здоровые животные или же находящиеся на карантине. Никакой антисанитарии там, конечно, нет.
Листаем фотографии дальше. Вот мотоциклист в экипировке с черным котом. С лица байкера не сходит улыбка. Процесс ему явно по душе.
— Это Александр Валенда, которого я знаю больше 10 лет, — снова включается Анна. — А кота зовут Хавер (в честь циклона). Он с бурным темпераментом — ничего не боится и с удовольствием ездит в машине. А Саша активный человек, отвязный. Я сразу поняла, что они похожи и их нужно непременно фотографировать вместе. Вообще, героев для съемки подбирала по схожести — внешней или внутренней (характеров). Прежде чем брала в руки камеру, узнавала факты про животных — откуда они, что с ними случилось.
— Сложно было организовать съемки? Технически как строился процесс?
— Сразу мне хотелось сделать высокохудожественные снимки, подобрать интересную ретушь. Но жизнь часто решает за нас. Приходилось работать достаточно быстро — ведь животных не заставишь сидеть подолгу на одном месте и позировать. Некоторые собаки в прошлой жизни сталкивались с живодерами и очень плохо шли на контакт. Для котов вообще стресс, когда их выносят из помещения. Поэтому фотографировала только тех, что раньше жили на улице. Максимум, что у меня было, — 10—15 минут на съемку.
Однако это даже сыграло положительную роль — снимки получились динамичными и вместе с тем живыми. Правда, особо художественной составляющей, как мне кажется, нет.
Каждый день проводили по 2—3 съемки. Договаривалась с приютом или передержкой и байкерами. Причем на место встречи всегда приезжало больше мотоциклистов, чем договаривались, — кто-то звал знакомых, кто-то ехал за компанию. Хозяева приютов были в полном восторге! Ведь ребята оказывали большую помощь. Двое парней, например, как-то привезли 35 килограмм мяса для собак.
Зато после съемок наступал отрыв! Мотоциклисты как дети возились с животными — выгуливали, играли, кормили. Каждый байкер нашел любимца. Это тоже часть процесса. Многим животным банально не хватает общения с человеком — некоторые приюты находятся далеко от города и владельцы приезжают раз в сутки. Кто-то скажет: фи, один раз помогли. Но, как говорится, с миру по нитке — все приюты на этом живут.
— Какими принципами руководствовались во время процесса? Какая эмоция стала главной?
— Идеей было сфотографировать ребят в экипировке на улице, на фоне байков. Хотела подчеркнуть, что это именно мотоциклисты, что разные люди готовы участвовать в решении глобальной задачи. Вся сложность в том, что зоозащитники часто общаются своей тусовкой на специализированных сайтах и масштабируют проблему в редких, аховых случаях. В итоге многие не знают о ситуации с бродячими животными или не хотят знать. Мне нужно было ввести проблему в другую среду. Почему байкеры? Их много, это интересное сообщество, известное своей невероятной взаимовыручкой. Для мотоциклистов участие в подобных благотворительных проектах не в новинку. Постоянно ездят в детские дома, помогают ребятишкам, катают на байках.
На очередной серии снимков изображена красивая блондинка и Ninja на заднем фоне. Впереди черный пес. Постойте, он что, без глаза? Что за изверги с ним такое сотворили!
— Этот пес очень боится мужчин в черном, — продолжает Анна. — Его нашли на улице. Возможно, неизвестный мужчина в черном причинял страдания. Эту мотоциклистку я знаю не очень хорошо, пересекалась с ней пару раз на разных мероприятиях. Знаю, что у нее у самой есть собака из приюта. Написала, что с удовольствием поучаствует, и вот она здесь…
Кстати, в проекте участвовало много животных-инвалидов. За эти две недели я выслушала немало душераздирающих историй. В приюте в Воложинском районе была собака, которую хозяева хотели повесить. Спасли соседи, сообщившие об этом. Но пес сбежал из приюта… к прежним хозяевам. Тогда те вызвали охотника, чтобы тот пристрелил животное. Несмотря на это, несчастный пес ни к кому не идет, остался верен своим хозяевам и постоянно рвется убежать «домой». Поэтому собаку очень сложно было фотографировать — не шла на контакт.
— Все-таки это не просто хэштег «мимими» и все. Что вы хотели получить? На какой результат рассчитывали?
— Лучше всего, если человек, взглянув на фотографию, захочет поучаствовать в этом, поймет, как круто помогать, взять животное из приюта. Не нужно гнаться за породой (хотя ничего против породистых собак и кошек я не имею).
Вон даже байкеры, которые вызывают уважение, особенно у молодежи, возятся с обычными котами и собаками. Это такой социальный толчок.
— В широкий доступ вы снимки не выкладывали? Есть какая-то реакция уже?
— До этой статьи они нигде не публиковались. Сейчас я открыла доступ к группе в соцсети «ВКонтакте». А 1 октября (с 12:00 до 17:00) фотографии будут выставлены в парке «Тивали» на ул. Глебки, где пройдет акция общественного объединения защиты животных «Эгида». Там можно будет не только увидеть все снимки, но и забрать животное к себе — в этом случае заключается договор (волонтеры должны быть уверены, что животное попадет в хорошие руки).
На экране появляются фото мужчины в жилетке, который возится со щенятами-близнецами. Общую картину дополняет его тяжелый байк.
— Это тоже поучительная история, — снова загорается мотоциклистка. — Восемь щенков подкинули людям, у которых уже было несколько собак из приюта. Видимо, решили, что те не бросят, не избавятся. Такое вот лицемерие! Люди хорошие, действительно оставили у себя — на передержке. А этот байкер написал очень трогательные слова: животные не выбирают свою судьбу, им нужно помогать, чем подкупил меня.
— А что больше всего поразило во время проекта?
— Жестокость людей. Я знала об этом человеческом качестве, но когда видишь результаты подлости в натуре... Например, кота, которого ударили и теперь он дезориентирован в пространстве, или вот щенков, которых пустили под поезд. Спасти удалось только двух. Они ж совсем крохи были — помещались на ладони.
— Не боитесь обвинений в спекуляции на теме жалости? Кто-то вообще не хочет знать об этой проблеме…
— Никого не хочу переубеждать. Если у человека в системе ценностей нет места животным, то ему нельзя это чувство навязать. Но есть люди, у которых имеются возможности и желание помочь. Просто они не в теме и не знают, что кто-то нуждается в помощи. Теперь узнают.
— Иногда складывается ощущение, что некоторые мотоциклисты мучаются от безделья и просто нуждаются в каком-то приложении, чтобы не шлифовать бесцельно асфальт по маршруту «Корона» — «Мираж»…
— Вы ошибаетесь, у них есть работа, семьи, хобби. Лишь передвижением на мотоцикле дело не ограничивается. Многие байкеры занимаются благотворительностью. В ленте группы в соцсети «ВКонтакте» наряду с моим сообщением висели объявления с призывом поехать в детские дома. Это то, что объединяет, общий интерес. При этом мы все разные люди.
А против «покатушек» я ничего не имею. Сама люблю вечерком проехаться по городу. Это доставляет удовольствие. Поймите, не все зациклено на байке. Сейчас мне пишут: погода испортилась — давай в следующий четверг поедем в приют на машине.
Суть в людях, которым это небезразлично, а вовсе не в транспортном средстве.
— Привлечение внимания, поиск меценатов, поднятие извечного вопроса гуманности — все это ясно. Но лично у вас какая была цель?
— Неожиданно проект оказался не разовым, и в будущем я хочу продолжить заниматься этим. Зоозащита всегда была эдаким камнем преткновения для меня. Больно, когда видишь страдающих животных на улице. Моя помощь как единицы ничтожна. У меня не такая большая зарплата, я не могу взять животных, потому что у самой пять котов и две собаки (тоже взяты с улицы). Но во время проекта я все же поняла, что могу кое-что сделать, организовать людей, скажем. Определился путь. Сейчас появились возможности, и этот проект, как мне кажется, имеет право на жизнь.
Мотоциклы на «Мотобарахолке» Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by