В апреле 2014 года в Минске была зарегистрирована первая в нашей стране Tesla. Она до сих пор бороздит просторы Беларуси и недавно попала в руки третьего владельца. Мы отыскали человека, который проехал на этом автомобиле 43,5 тыс. км. Артур купил Model S у первого владельца, когда на одометре было 18 тыс. км. На прошлой неделе электрокар был продан, и пробег на момент передачи ключей составлял 61,5 тыс. км. Второй владелец ежедневно эксплуатировал Tesla в Минске, съездил на ней в несколько автопутешествий по Европе, и у него ни разу не появилась мысль вернуться к машинам с ДВС. Артур настолько проникся электромобилями, что даже решил заняться продажей Tesla в белорусской столице. С Model S мужчина пересел на новенький кроссовер Model X. Эта машина ближе ему по духу, т. к. Артур увлекается бездорожьем и продолжительное время ездил на бензиновых кроссоверах. Ну а сегодня он расскажет нам, каково это эксплуатировать полностью электрический автомобиль в белорусских реалиях.
У Tesla нет обязательных ТО. Только рекомендации. Данный экземпляр Model S прошел уже два осмотра у официального представителя. Первый раз, при пробеге в 20 тыс., электрокар попал на подъемник Tesla Motors в Стокгольме, куда владелец машины поехал фактически сразу после покупки. При пробеге в 40 тыс. Артур тоже решил пройти ТО и отправился своим ходом в Берлин. В Германии в Model S поменяли салонный фильтр и колодки. Причем последние можно было еще не менять — износ заводских составлял лишь 50%. Во время первого ТО работ было проделано больше.
— На первом ТО в Стокгольме автомобиль привели в соответствие с обновленными требованиями компании. Эта машина 2014 года выпуска, и во время технического обслуживания сотрудники Tesla Motors установили на нее все те элементы, которые добавились в модели 2015 года. Автомобиль тогда получил титановую защиту днища, которая изначально вообще не была предусмотрена, а также другое зарядное устройство. Кроме того, зачем-то поменяли двигатель. Просто достали старый и поставили новый. В заказ-наряде было написано «замена двигателя» и в скобочках — «распоряжение концерна». Я так понимаю, это что-то типа внутреннего отзыва. Никакой другой причины я не вижу — мотор работал хорошо. Никаких претензий к нему не было, — рассказал Артур.
Денег за замену двигателя в Tesla не взяли. Компания очень трепетно относится к клиентам и постоянно делает приятные сюрпризы без доплаты. Например, у Артура был поцарапан ключ от автомобиля, и во время ТО ключ заменили на абсолютно новый. На период проведения работ всем клиентам дают подменную машину — такую же, на которой человек приехал. Само техническое обслуживание занимает несколько часов.
Самое продолжительное путешествие, в которое владелец Tesla отправился своим ходом, было в Прагу. По словам Артура, наличие бесплатных зарядных станций по всей Европе провоцирует на незапланированные поездки. Денег за передвижение платить не нужно, главное — правильно составить маршрут. Так, ездить на Tesla в Вильнюс можно вообще бесплатно. По дороге в литовскую столицу есть две скоростные зарядки на АЗС «Белоруснефть» (возле Воложина и Ошмян). Обе — бесплатные. Кроме того, имеется общественная зарядная станция на А-100 возле Боровой. А еще некоторые хозяева частных домов разрешают зарядиться у них (как правило, это владельцы электромобилей), и соответствующие точки с зарядками есть в специальном приложении. Но если говорить о поездках в Литву, то Tesla можно заряжать только в Минске. До Вильнюса хватит. В литовской же столице зарядные станции имеются возле проспекта Гедимина и «Акрополиса».
— Когда спрашивают, сколько занимает зарядка автомобиля, я отвечаю — пару секунд. Вставляю шнур, и машина заряжается, сам же я в это время занимаюсь чем-то другим: сплю, работаю, хожу по магазинам, пью кофе. А если серьезно, то на фирменной станции Tesla полная зарядка автомобиля занимает 40 минут. На АЗС «Белоруснефть» и других подобных станциях — где-то полтора часа (с нуля), — поделился информацией Артур.
По мнению владельца Tesla, сеть зарядных станций в городе не нужна при условии, что у тебя запас хода как у Model S. К примеру, возле парка Челюскинцев в Минске есть место для зарядки электромобилей (там часто паркуется Ampera). Но для передвижения Tesla по городу зарядка необходима, по сути, только в том месте, где машина ночует. Сеть станций нужна лишь для дальних путешествий, поэтому компания размещает свои Supercharger на основных трассах, чтобы люди могли совершать продолжительные поездки. В Беларуси есть 25 мест, где можно зарядить электрокары (это общественные станции и частные). Имеются продуманные СТО и рестораны, предлагающие зарядиться у них. В общем, сеть развивается, и обладатели таких машин без розетки не останутся, если решат проехать по стране. Некоторые устанавливают зарядки на паркингах. В Молодечно недавно был первый случай, когда владелец электромобиля поставил станцию у себя во дворе, оформив все необходимые документы.
— При поездках в Европу у меня уже есть отработанный маршрут. Я заряжаюсь в Минске. Выезжаю во второй половине дня и спокойно доезжаю до Белостока. Там я ночую в отеле с красной розеткой и утром на полностью заряженном автомобиле двигаюсь дальше на запад. Доезжаю до города Лодзь. Там рядом есть завод ABB, выпускающий зарядные устройства для машин, и возле него стоит одна из самых мощных станций. Здесь я обедаю, и спустя час автомобиль снова заряжен. Дальше еду до Вроцлава, где находится фирменный Tesla Supercharger. Выпиваю кофе, и машина снова с полностью заряженной батареей. После этого я спокойно доезжаю до Берлина, Дрездена либо Праги. Там проблем с зарядками вообще нет. Путешествие по Западной Европе на Model S — одно удовольствие. Причем бесплатное, — рассказал любитель электромобилей.
Сейчас развитая сеть быстрых зарядных станций для Tesla есть только в Западной Европе. Но до конца года американцы собираются установить Supercharger’ы в Варшаве, Лодзи и Белостоке (сегодня в Польше такая станция есть только во Вроцлаве). Когда сеть подберется к белорусским границам, тогда полностью исчезнут вопросы дальних путешествий на Tesla в сторону ЕС. От Минска до Белостока хватает одного заряда. Полчаса на кофе-брейк, и ты готов мчать дальше. Не менее удобно, чем на бензиновой машине.
Артур путешествует на Tesla не только в теплое время суток. В Прагу он катался летом, а вот в Берлин — зимой. Причем в самый морозный месяц — в феврале. Летом на машину владелец ставил 21-ю резину. Зимой — 19-ю. По словам мужчины, последняя увеличивает запас хода на 10% без учета погодных условий. При температуре воздуха около 0 градусов запас уменьшается на эти же 10%, нивелируя изменения от других колес. Чем холоднее, тем сильнее увеличивается расход батареи. В самый лютый мороз потеря запаса хода у Артура была около 20%. Причем наибольший расход идет на первый прогрев батареи салона после ночи. Если эксплуатировать Tesla в режиме коротких поездок по городу, когда автомобиль постоянно остывает, то расход аккумуляторов может увеличиться на 30—40% по сравнению с летом. Но это лишь в том случае, если ездить в режиме «проехал 5 км / остановился на полчаса».
— Я ездил и в 25-градусный мороз, и заряда мне всегда хватало. За полтора года ни разу не было такого, чтобы мне на день не хватило аккумулятора. Хотя был день, когда я два круга по кольцевой проехал и два раза в аэропорт съездил. И то я приехал вечером домой с 15% заряда. Но у меня машина ночует в теплом гараже, поэтому зимой на прогрев энергии идет не так много, — отметил Артур.
На практике реальный запас хода у Model S — 400 км. С включенным кондиционером/печкой, музыкой и без ущерба комфорту. На одном заряде владелец спокойно ездит в Брест на максимально разрешенной скорости (средняя получалась 110—115 км/ч). В этот областной центр автомобиль въезжал с запасом около 40 км. В Гомель тоже легко доехать на одном заряде. В общем, из Минска на Tesla можно доехать до любого белорусского города. По крайней мере, в одну сторону. Главное — не делать резких ускорений. По словам Артура, если ехать по трассе 70 км/ч, то машина проедет под 600 км. Если задаться целью и повыключать музыку, «климат» и другие блага, то цифра будет еще более впечатляющей. А если пристроиться за фурой и ехать в «воздушном мешке», то запас увеличится на дополнительные 20%. Чисто теоретически на Tesla можно проехать километров 800. Такие эксперименты уже проводились владельцами Model S (один парень поставил рекорд — 900 км), но вряд ли подобные поездки будут в удовольствие.
Производитель рекомендует владельцам всегда по возможности ставить автомобиль на зарядку. Даже если вы приехали домой с зарядом 60% и завтра не собираетесь много ездить. Кроме того, компания советует заряжать машину до 90%, а не до 100, если нет необходимости ехать далеко.
— За 60 с лишним тыс. км у автомобиля практически не упал запас хода. Я сам удивился. Если раньше садился утром в машину и у меня показывало 390 км, то сейчас — 385 км. И знаете, это такое приятное ощущение — каждый день осознавать, что у тебя полностью заряженный автомобиль и такой большой запас. Прибавьте сюда практически полное отсутствие расходников. В Tesla нужно менять только колодки, дворники и салонный фильтр. Ну еще колеса и «омывайку». По подвеске у меня никаких вопросов не было. Но сюда подходят детали от Mercedes. Не думаю, что будет проблема с обслуживанием, — считает владелец Model S.
Сейчас в Беларуси несколько десятков электромобилей. Модели Tesla по-прежнему являются дорогими люксовыми авто, которые доступны далеко не каждому. Но с появлением более дешевых моделей без ДВС количество электрокаров в нашей стране будет расти. Ожидается, что пик популярности таких машин в мире придется на 2018 год. У нас они станут относительно часто встречаться на дорогах не раньше 2025-го. Однако будущее автомобильной истории уже, похоже, предрешено.
Присадки для топлива в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by