«Можно подумать, она одна газон портит!» Кто попадает в «крабы» эвакуатора

20 октября 2016 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

«Можно подумать, она одна газон портит!» Кто попадает в «крабы» эвакуатора

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Появление эвакуатора — это последний аргумент в заочном споре между ГАИ и водителями. Нередко в Минске к его возможностям приходится прибегать. Например, во время нашего репортажа поступил вызов к детскому саду, а потом с помощью спецтехники принудительно отбуксировали «подозреваемую» Audi. Однако чаще всего эвакуируют автомобили, стоящие на газонах и тротуарах. Сейчас коммунальщики предлагают привлекать водителей не только за нарушение ПДД, но и «за порчу зеленых насаждений» — максимальный штраф для частного лица может достигать 1050 деноминированных рублей. Читайте наш репортаж.

Место встречи назначено в самом сердце Каменной Горки — на ул. Кунцевщина. Пока ждем коммунальщиков и сотрудников ГАИ, замечаем припаркованные на газоне ВАЗ и Chevrolet Niva. Заходим в один из дворов, а там еще несколько «кандидатов» на эвакуацию, в их числе прицеп.

Вскоре появляются сотрудники ЖКХ №2 Фрунзенского района. В руках — листовки с надписью «Я паркуюсь как хочу». Они показывают на газон, изрытый шинами, а также бордюры, не выдержавшие автомобильного напора, — это все сводит на нет потуги по благоустройству дворов. «Потом нам пишут письма с просьбой устранить. Жалуются на грязь, повреждения», — рассказывает заместитель директора по благоустройству и санитарному содержанию организации Алеся Савич.

— Срочный вызов на ул. Жудро, где кто-то заблокировал въезд в детский сад. Хотите — подъезжайте, — вдруг поступает звонок от ГАИ.

И хотя мы выехали незамедлительно, нарушителя уже не застали. Вероятно, один из родителей бросил машину как попало, завел ребенка в садик и уехал.

Но скучать не приходится. Новый вызов поступает на ул. Казимировскую: «В зоне остановки общественного транспорта припаркован автомобиль». По приезде обнаруживаем Toyota RAV4. Водитель автобуса-«гармошки» подъезжает с трудом, хвост МАЗа остается в полосе для движения.

Сотрудник ГАИ Фрунзенского района обходит кроссовер: «Стекла замерзшие, значит, машина стоит с вечера. Записки с номером телефона нет, иначе бы позвонили. Делать нечего — придется эвакуировать».

Инспектор оформляет протокол. Эвакуаторщик ловким движением цепляет «крабы» к колесам. Пару секунд, и автомобиль окажется на платформе. И как это часто бывает, именно в решающий момент появляется водитель. Она спешит и переходит на бег.

— Это моя, — улыбается девушка, вероятно обрадовавшаяся тому, что успела.

В служебной машине ГАИ она опишет типичную ситуацию: «Вечер. Мест нет. Объехала двор. Иначе бы не оставила автомобиль таким образом».

От себя заметим, что мы прибыли в 10:30 утра, когда на ближайшей гостевой парковке освободилось много мест. При большом желании можно было встать пораньше, когда большинство автомобилистов уезжают на работу, и переставить машину. На этот раз водитель отделалась легким испугом: протокол оформляется по факту нарушения правил остановки и стоянки.

Очередной звонок поступает с ул. Сухаревской. Вчера там произошло мелкое ДТП. Один из водителей скрылся. Владелец поврежденной машины нашел Audi, на которой, возможно, совершили столкновение, и позвонил на спецлинию 102. Нужно разобраться и при необходимости эвакуировать транспортное средство.

Хозяин Mercedes уже ждет рядом с «подозреваемым» автомобилем. Показывает листочек с простенькой схемой и рассказывает свою версию произошедшего: «Жена за рулем нашей машины поворачивала из двора налево. Позади находилась Audi, которая вдруг начала движение… У нас повреждены бампер, задняя дверь и крыло. Супруга стала вызывать ГАИ и только заметила, как второй автомобиль уезжает. Запомнила лишь, что в машине находился мужчина в возрасте, а на регистрационном знаке были две одинаковые буквы».

Audi с транзитными номерами, в которых повторяются буквы. На заднем крыле есть следы от серой краски, на бампере — потертость. Сотрудник ГАИ приходит к выводу, что подозрения небезосновательные, и решает позвонить по номеру, указанному на наклейке машины: «Ваш автомобиль? На данной Audi, вероятно, совершили ДТП… Через сколько будете?»

Молодой человек появляется через пять минут. Он заметно нервничает. Некоторое время занимает выяснение, кто мог быть за рулем. По словам парня, вечером машину брал друг.

— Что за фигня [парень употребил более крепкое выражение. — Прим. Onliner.by]? Ты вчера в ДТП попал? — звонит он приятелю.

Тот, судя по всему, факт аварии отрицает. Молодой человек уверяет, что царапине уже полтора года и по ней составлялся «европротокол».

— Тогда придется доставить на штрафстоянку. В ситуации будут разбираться инспекторы из отдела розыска с привлечением экспертов, — сотрудник ГАИ решает эвакуировать Audi.

В самом деле, гадать, откуда взялись царапины, можно сколько угодно, а достоверно должны установить специалисты. Однако вскоре прибывает «подкрепление» — около нас притормаживает Skoda Octavia. Из машины выходит какой-то парень, обращается к инспектору, затем демонстративно записывает номера служебного автомобиля ГАИ.

Позже сотрудник ДПС признается, что тот показал какую-то корочку. «Козырь» не произвел никакого впечатления — «подозреваемую» машину все равно доставляют на штрафстоянку, которая располагается на территории бывшей воинской части в Масюковщине.

Когда-то тут был дисбат, а теперь это место заточения транспортных средств — брошенных, криминальных и попавших в ДТП. Площадка охраняемая, просто так владелец забрать автомобиль не сможет.

Следующий адрес — ул. Неманская, 70. Во дворе дома нас уже ждут коммунальщики. Наибольшее их возмущение вызывает Mazda6. «На данный момент усматриваются два нарушения — машина без специального опознавательного знака находится на месте для авто инвалидов, к тому же задними колесами она припаркована на тротуаре», — говорит инспектор.

Поскольку номер телефона указан, то сотрудник ГАИ делает звонок. Ему шепотом отвечает женщина. Объясняет, что выйти к автомобилю не может — не на кого оставить ребенка, который спит. К тому же в машине якобы сел аккумулятор.

— В таких случаях делаем снимки, а впоследствии составляем рапорт, — инспектор достает телефон.

Коммунальщики оставляют свое послание с надписью «Я паркуюсь как хочу» и указанием статей Кодекса об административных правонарушениях.

Наконец служебный автомобиль выезжает туда, откуда должен был начаться рейд, — на ул. Кунцевщина. Середина рабочего дня, и двор практически пустой. Впрочем, нарушители имеются — на том, что раньше было газоном, стоит Renault Megane с номерами Брестской области. На стекле пометка «Запарковалась как сумела. Если не понравилось — звони».

— Обязательно позвоним, — снова тянется за мобильником сотрудник ГАИ.

Оказывается, сама водитель сейчас находится на работе, будет после 18 часов. Но к автомобилю направляет свою сестру. Девушка обещает переставить машину и разговаривает с инспектором довольно вежливо. Однако когда коммунальщики оставляют листовку, реагирует нервно: «Можно подумать, она одна газон портит!»

— На самом деле у нас, как у обслуживающей организации, есть полномочия составлять акт о порче газона и зеленых насаждений, — комментирует заместитель директора по социальным вопросам и работе с населением ЖКХ №2 Фрунзенского района Николай Марук. — В статье 15.22 КоАП сказано: «незаконное уничтожение, изъятие либо повреждение деревьев и кустарников до степени прекращения роста, произрастающих в лесах первой группы лесного фонда, а также древесно-кустарниковой растительности (насаждений), не входящих в лесной фонд, включая сеянцы и саженцы, — влекут наложение штрафа в размере от пяти до пятидесяти базовых величин». Кроме штрафа водителю могут также предъявить счет за восстановление плодородного слоя.

Представители ЖКХ рассказывают, что несколько случаев дошли до суда и решение было принято не в пользу водителей. Требовалось только доказать факт неправильной парковки (протокол ГАИ) и повреждения газона (акт осмотра обслуживающей организации). Жаль, что такие решения единичны и не получают должной огласки.

Разобравшись с Renault, сотрудник ГАИ и коммунальщики направляются к другим претендентам на эвакуацию. Вот Ford — частично припаркован на тротуаре, частично — на газоне. Под левыми колесами — ямки, рытвины, грязь…

Пока эвакуаторщик расправляет зацепы, появляется какой-то мужчина в очках и начинает всех фотографировать. Кстати, это не единичная такая реакция. Многие окружающие пристально всматривались в процесс принудительной отбуксировки. Сам вид эвакуатора намекает, что аргументы закончились.

— А вы кто? — в конце концов не выдерживает очевидец, обращаясь к коммунальщикам.

— Представители ЖКХ. Те, кто обслуживает эту территорию.

Не найдя, что сказать, мужчина удаляется.

Ford увозят на штрафстоянку. К машине так никто и не подошел (номер телефона нигде указан не был). А вот водитель Chrysler — молодая женщина с ребенком — вскоре появляется. Она явно смущена таким вниманием. Ее приглашают для составления протокола.

Напоследок на эвакуатор грузят ВАЗ, также частично стоявший на газоне.


Понятно, что нарушение правил остановки и стоянки в Минске носит массовый характер. Позиция автомобилистов неизменная: пусть сначала построят больше парковок… Эвакуацию они воспринимают не как закономерное наказание, а как «просто мне не повезло». Однако ни в одном городе мира увеличение числа стояночных мест, конечно, проблему еще не решило. Обычно используются другие, непопулярные методы.

Парковочные радары в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by