Никаких хетчбэков, универсалов и гибридов! Чего лишился наш авторынок за последние пять лет?

11 ноября 2016 в 8:00
Автор: Денис Логунович. Фото: производителей

Никаких хетчбэков, универсалов и гибридов! Чего лишился наш авторынок за последние пять лет?

Автор: Денис Логунович. Фото: производителей

До вступления в Таможенный союз белорусский автомобильный рынок представлял собой «бэушную» версию западноевропейского автопарка. Только ленивый соотечественник не съездил в Германию, Францию или Бельгию за подержанной машиной для себя или на продажу. Раньше гуманные таможенные сборы позволяли нам привезти из-за границы модель любого класса с небольшим пробегом и в хорошем состоянии. Сегодня ситуация кардинально изменилась, и основной приток автомобилей идет с востока. С учетом масштабов РФ получается, что вкусы российских автолюбителей навязывают нам. Белорусы никогда не любили седаны В-класса. Но теперь приходится покупать. А вот хетчбэки малого класса практически исчезли с рынка. Мы посмотрели, как изменился автопарк Беларуси, и сделали некоторые выводы. В частности, о том, как Таможенный союз повлиял на машины, которые мы можем купить.

Зачем вам хетчбэки, если есть седаны? 

Увы, но нашествие бюджетных «четырехдверок» спровоцировало практически полное вымирание хетчбэков малых классов. Еще пять лет назад прайс-листы Peugeot и Citroen начинались с моделей 107 и С1. Стоили они относительно недорого и даже неплохо покупались в свое время. Брали крохотные хетчбэки, как правило, девушки либо начинающие водители-парни. Сегодня, когда эти модели вместе с Toyota Aygo сменили поколения и стали только лучше, их не сыщешь в Беларуси. Просто раньше альтернатив А-классу по цене не было. Хочешь дешевую машину — покупаешь крохотный хетчбэк или продукцию «АвтоВАЗа».

Если бы Citroen C1 продавался в Беларуси сейчас, он бы стоил примерно 12 тысяч долларов в базовой комплектации. За эти деньги можно купить С-Elysee с кучей опций. И очень мало белорусов согласились бы переплачивать за меньший автомобиль. С нашего рынка пропали практически все хетчбэки А-, В- и С-классов. Прекратили продавать даже Volkswagen Golf — европейского лидера по продажам. Про Polo с нечетным количеством дверей мы забыли уже давно. Можете и не мечтать о таких стильных городских машинах, как Volkswagen Up, Renault Twingo, Renault Clio, Fiat 500, Nissan Micra, Citroen C3, Peugeot 308 или Toyota Yaris. Россияне не любят эти автомобили, поэтому и мы не можем купить.

Если бы российский рынок был более «европейским», то производство половины этих машин можно было бы наладить на местных заводах. Тогда и цены были бы адекватными. Но спрос диктует басню о любви россиян к седанам В- и С-классов. Причину можно искать вечно. Во-первых, некоторые считают такие модели более престижными. Во-вторых, для консервативных автолюбителей, взращенных на «копейках» и старых «Москвичах», очень важно иметь отдельный от «жилого» салона багажник (чтоб не воняло оттуда). Кроме того, нужно понимать, что зачастую эти машины являются единственными в семье и хетчбэк объективно хуже подходит на роль «авто на все случаи жизни», чем компактный седан. Получается, бюджетные седаны полностью вытеснили хетчбэки А- и В-классов, а дешевые кроссоверы типа Duster и Creta поставили крест на европейских моделях С-класса.

Универсалы? Это же непрестижно!

Еще одной потерей стали универсалы. Россияне почти не покупают модели с данным типом кузова, поэтому после «синхронизации» наших рынков практичные «сараи» исчезли и у нас. Toyota, Peugeot, Citroen, Renault — все эти компании прекратили продажи универсалов в Беларуси. Да что там говорить — даже у Volkswagen не осталось ни одного универсала в линейке для нашего рынка. Забудьте про Golf Variant, 5-дверный Passat, Golf Sportsvan (преемник Plus), Touran… А все потому, что есть Tiguan российской сборки, который предпочтительней для дорог РФ.

Хотя есть компании, которые по-прежнему предлагают универсалы, несмотря на низкий спрос. В первую очередь это премиум-производители. Хотите Audi A4 Avant или 5-дверный Mercedes C-Class? Не вопрос! Есть на белорусском рынке и более доступные машины с кузовом универсал: Skoda, Ford, Opel, Chevrolet. Имеются практичные модели также у Lada. Но почти вся европейская линейка универсалов покинула наш рынок вместе с хетчбэками.

Хочешь модель D-класса? Возьми D+! Дешевле и больше

Изменения на рынке хоть и не лишили нас всех моделей D-класса, однако значительно ухудшили их продажи. Volkswagen Passat, Citroen C5, Opel Insignia и другие продаются очень плохо. Цены довольно высокие (можно купить немного б/у BMW 5-Series) и сопоставимы со стоимостью новых небюджетных кроссоверов. Никто не хочет покупать Opel Insignia по цене 3-летнего Audi Q5. Хотя такую возможность большинство официальных дилеров оставило.

Но не обошлось и без потерь. Toyota полностью убрала с нашего рынка семейство Avensis. Зато есть более доступный седан класса D+ — Camry. Модель воспринимается более престижно, т. к. крупнее. Любимую нами Renault Laguna давно уже нельзя официально купить в Беларуси. Какое-то время D-сегмент французского производителя заполнял корейский седан Latitude, но теперь нет и его. Шикарную модель Renault Talisman к нам тоже не привезут в ближайшее время, как и новый Megane.

А давайте возьмем линейку Dacia и превратим ее в Renault!

Вообще, модельный ряд Renault в Беларуси — это целая проблема для любителей европейских автомобилей. Фактически интеграция с российским авторынком полностью лишила нас Renault в европейском понимании данного бренда. Теперь белорусский дилер компании больше похож на бразильского дилера, нежели на французского. Нет, ничего плохого о бюджетных Logan, Sandero или Duster сказать нельзя — отличные машины за свои деньги, что подтверждает статистика продаж (Renault — самый продаваемый бренд в нашей стране).

Но те немногочисленные белорусы, которые готовы переплатить за стильный Clio или за умопомрачительный заднемоторный Twingo, остаются в стороне. Купить эти модели, как и всю остальную европейскую линейку Renault, у нас нельзя. Учитывая, как преобразился модельный ряд «настоящего» Renault, очень жаль, что эти автомобили так и не появятся на белорусских дорогах. Хотя сожалеть будут немногие — большинству эти новинки не по карману, а те, что более доступные, — слишком маленькие (Clio стоил бы почти как Duster).

Турбомоторы? Так у них ресурс маленький

Когда на автосалоне в Женеве или Париже компании представляют новую модель и раскрывают линейку силовых агрегатов, нам это ни о чем не говорит — список доступных двигателей производители подбирают для каждого рынка отдельно. В Европе уже практически не продаются модели В- и С-классов с атмосферными моторами. У нас же самый ходовой — 1,6 без турбин. Литровые 3-цилиндровые двигатели мы по-прежнему не воспринимаем, т. к. они по праву считаются менее надежными.

Когда у нас на рынке еще был Volkswagen Golf, его можно было купить с атмосферным двигателем объемом 1,6 литра, хотя в Европе эта модель уже давно продается исключительно с турбомоторами. Поскольку производители считают российское дизельное топливо не самым качественным, дизельные модификации зачастую обходят рынок РФ (а значит, и наш) стороной.

Гибриды? Это когда картошка и помидор на одном кусте?

Несколько лет назад минский дилер Toyota продавал самый популярный в мире гибрид — Prius. Стоил он, правда, полсотни тысяч долларов, и никто его не покупал, но автомобиль был доступен официально. Сейчас в линейке Toyota нет даже гибридного Auris. Как, собственно, и просто Auris. Спрос на гибридные модели в России крайне низкий, поэтому сертифицировать их для местного рынка не имеет смысла. Следовательно, нет гибридов и у нас.

Аналогичная история с электромобилями. По всему миру продается огромное количество Nissan Leaf, но мы можем рассчитывать лишь на подержанные версии из Европы/США. Широкая линейка электрокаров, среди которых — весьма интересный хетчбэк Zoe, имеется у Renault. И хотя французы обещают начать продажи Z.E. у нас, в белорусских салонах пока пусто. Сомневаемся, что за электрокарами выстроилась бы очередь, однако сам факт «официального» отсутствия современных высокотехнологичных машин удручает.

Трансмиссионные масла в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by