До вступления в Таможенный союз белорусский автомобильный рынок представлял собой «бэушную» версию западноевропейского автопарка. Только ленивый соотечественник не съездил в Германию, Францию или Бельгию за подержанной машиной для себя или на продажу. Раньше гуманные таможенные сборы позволяли нам привезти из-за границы модель любого класса с небольшим пробегом и в хорошем состоянии. Сегодня ситуация кардинально изменилась, и основной приток автомобилей идет с востока. С учетом масштабов РФ получается, что вкусы российских автолюбителей навязывают нам. Белорусы никогда не любили седаны В-класса. Но теперь приходится покупать. А вот хетчбэки малого класса практически исчезли с рынка. Мы посмотрели, как изменился автопарк Беларуси, и сделали некоторые выводы. В частности, о том, как Таможенный союз повлиял на машины, которые мы можем купить.
Увы, но нашествие бюджетных «четырехдверок» спровоцировало практически полное вымирание хетчбэков малых классов. Еще пять лет назад прайс-листы Peugeot и Citroen начинались с моделей 107 и С1. Стоили они относительно недорого и даже неплохо покупались в свое время. Брали крохотные хетчбэки, как правило, девушки либо начинающие водители-парни. Сегодня, когда эти модели вместе с Toyota Aygo сменили поколения и стали только лучше, их не сыщешь в Беларуси. Просто раньше альтернатив А-классу по цене не было. Хочешь дешевую машину — покупаешь крохотный хетчбэк или продукцию «АвтоВАЗа».
Если бы Citroen C1 продавался в Беларуси сейчас, он бы стоил примерно 12 тысяч долларов в базовой комплектации. За эти деньги можно купить С-Elysee с кучей опций. И очень мало белорусов согласились бы переплачивать за меньший автомобиль. С нашего рынка пропали практически все хетчбэки А-, В- и С-классов. Прекратили продавать даже Volkswagen Golf — европейского лидера по продажам. Про Polo с нечетным количеством дверей мы забыли уже давно. Можете и не мечтать о таких стильных городских машинах, как Volkswagen Up, Renault Twingo, Renault Clio, Fiat 500, Nissan Micra, Citroen C3, Peugeot 308 или Toyota Yaris. Россияне не любят эти автомобили, поэтому и мы не можем купить.
Если бы российский рынок был более «европейским», то производство половины этих машин можно было бы наладить на местных заводах. Тогда и цены были бы адекватными. Но спрос диктует басню о любви россиян к седанам В- и С-классов. Причину можно искать вечно. Во-первых, некоторые считают такие модели более престижными. Во-вторых, для консервативных автолюбителей, взращенных на «копейках» и старых «Москвичах», очень важно иметь отдельный от «жилого» салона багажник (чтоб не воняло оттуда). Кроме того, нужно понимать, что зачастую эти машины являются единственными в семье и хетчбэк объективно хуже подходит на роль «авто на все случаи жизни», чем компактный седан. Получается, бюджетные седаны полностью вытеснили хетчбэки А- и В-классов, а дешевые кроссоверы типа Duster и Creta поставили крест на европейских моделях С-класса.
Еще одной потерей стали универсалы. Россияне почти не покупают модели с данным типом кузова, поэтому после «синхронизации» наших рынков практичные «сараи» исчезли и у нас. Toyota, Peugeot, Citroen, Renault — все эти компании прекратили продажи универсалов в Беларуси. Да что там говорить — даже у Volkswagen не осталось ни одного универсала в линейке для нашего рынка. Забудьте про Golf Variant, 5-дверный Passat, Golf Sportsvan (преемник Plus), Touran… А все потому, что есть Tiguan российской сборки, который предпочтительней для дорог РФ.
Хотя есть компании, которые по-прежнему предлагают универсалы, несмотря на низкий спрос. В первую очередь это премиум-производители. Хотите Audi A4 Avant или 5-дверный Mercedes C-Class? Не вопрос! Есть на белорусском рынке и более доступные машины с кузовом универсал: Skoda, Ford, Opel, Chevrolet. Имеются практичные модели также у Lada. Но почти вся европейская линейка универсалов покинула наш рынок вместе с хетчбэками.
Изменения на рынке хоть и не лишили нас всех моделей D-класса, однако значительно ухудшили их продажи. Volkswagen Passat, Citroen C5, Opel Insignia и другие продаются очень плохо. Цены довольно высокие (можно купить немного б/у BMW 5-Series) и сопоставимы со стоимостью новых небюджетных кроссоверов. Никто не хочет покупать Opel Insignia по цене 3-летнего Audi Q5. Хотя такую возможность большинство официальных дилеров оставило.
Но не обошлось и без потерь. Toyota полностью убрала с нашего рынка семейство Avensis. Зато есть более доступный седан класса D+ — Camry. Модель воспринимается более престижно, т. к. крупнее. Любимую нами Renault Laguna давно уже нельзя официально купить в Беларуси. Какое-то время D-сегмент французского производителя заполнял корейский седан Latitude, но теперь нет и его. Шикарную модель Renault Talisman к нам тоже не привезут в ближайшее время, как и новый Megane.
Вообще, модельный ряд Renault в Беларуси — это целая проблема для любителей европейских автомобилей. Фактически интеграция с российским авторынком полностью лишила нас Renault в европейском понимании данного бренда. Теперь белорусский дилер компании больше похож на бразильского дилера, нежели на французского. Нет, ничего плохого о бюджетных Logan, Sandero или Duster сказать нельзя — отличные машины за свои деньги, что подтверждает статистика продаж (Renault — самый продаваемый бренд в нашей стране).
Но те немногочисленные белорусы, которые готовы переплатить за стильный Clio или за умопомрачительный заднемоторный Twingo, остаются в стороне. Купить эти модели, как и всю остальную европейскую линейку Renault, у нас нельзя. Учитывая, как преобразился модельный ряд «настоящего» Renault, очень жаль, что эти автомобили так и не появятся на белорусских дорогах. Хотя сожалеть будут немногие — большинству эти новинки не по карману, а те, что более доступные, — слишком маленькие (Clio стоил бы почти как Duster).
Когда на автосалоне в Женеве или Париже компании представляют новую модель и раскрывают линейку силовых агрегатов, нам это ни о чем не говорит — список доступных двигателей производители подбирают для каждого рынка отдельно. В Европе уже практически не продаются модели В- и С-классов с атмосферными моторами. У нас же самый ходовой — 1,6 без турбин. Литровые 3-цилиндровые двигатели мы по-прежнему не воспринимаем, т. к. они по праву считаются менее надежными.
Когда у нас на рынке еще был Volkswagen Golf, его можно было купить с атмосферным двигателем объемом 1,6 литра, хотя в Европе эта модель уже давно продается исключительно с турбомоторами. Поскольку производители считают российское дизельное топливо не самым качественным, дизельные модификации зачастую обходят рынок РФ (а значит, и наш) стороной.
Несколько лет назад минский дилер Toyota продавал самый популярный в мире гибрид — Prius. Стоил он, правда, полсотни тысяч долларов, и никто его не покупал, но автомобиль был доступен официально. Сейчас в линейке Toyota нет даже гибридного Auris. Как, собственно, и просто Auris. Спрос на гибридные модели в России крайне низкий, поэтому сертифицировать их для местного рынка не имеет смысла. Следовательно, нет гибридов и у нас.
Аналогичная история с электромобилями. По всему миру продается огромное количество Nissan Leaf, но мы можем рассчитывать лишь на подержанные версии из Европы/США. Широкая линейка электрокаров, среди которых — весьма интересный хетчбэк Zoe, имеется у Renault. И хотя французы обещают начать продажи Z.E. у нас, в белорусских салонах пока пусто. Сомневаемся, что за электрокарами выстроилась бы очередь, однако сам факт «официального» отсутствия современных высокотехнологичных машин удручает.
Трансмиссионные масла в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by