20 ноября 2016 в 8:00
Источник: Родион Мирский. Фото: auto.onliner.by

Автомобильная Куба: старые машины выглядят эффектно, но в основном это развалюхи

Источник: Родион Мирский. Фото: auto.onliner.by
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

«В конце октября срочно захотелось в отпуск. Времени на планирование не было, а хотелось именно в теплые края. В Европе холодно, в Азии сейчас не сезон, потому отправились в Карибский бассейн, — объясняет свой выбор минчанка Оксана. — Так мы поехали на Кубу. Эта страна окутана неким флером романтики с ноткой ретро». Как оказалось, водителям там одновременно и легко (мало машин), и тяжело (автомобили слишком дорогие).

Изучить особенности Кубы у нас не было времени — поездка вышла слишком спонтанной. Фидель, Че Гевара, социализм, ром, сигары и ретротачки — вот и весь багаж знаний, с которым мы сходили с трапа самолета. Взять напрокат машину довольно дорого — около $70 в сутки. Причем необходимо оставить в залог еще $500. В распоряжение клиент получит современный автомобиль (например, Kia), но никак не ретрокар, которыми славится страна за рубежом. При этом появляются дополнительные проблемы: где его заправить или починить в случае неприятности? И АЗС, и СТО туристу найти невероятно сложно. Привычная нам инфраструктура там редкость. Как мне показалось, так происходит из-за того, что на Кубе просто мало машин. Вот пример: однажды мы оказались на красивом мосту, и я решила сделать фото с проезжающим мимо ретроавтомобилем. Ждать пришлось довольно долго.

Из-за отсутствия перепада температур все дороги на острове в прекрасном состоянии. Однако видно, что они не новые. Неизвестно, когда они были уложены, но ям и выбоин не найти. Ехать по трассам откровенно скучно. Рельеф там такой ровный, что можно видеть на столько вперед, на сколько видит глаз. Как будто поверхность земли там выглажена утюгом. Только небольшие нефтяные вышки торчат над равнинами. Там нет лесопосадок, ограждающих дорогу: через пару метров от обочины сразу начинаются поля. Трассы под стать рельефу — исключительно ровные, не виляют, не имеют подъемов или спусков. Все время прямо. Только в центральной части острова, у гор, есть на что посмотреть из окна, движение по дороге приобретает хоть какой-то драйв. Наибольший интерес все же в городах, а не за их пределами. Дорожные знаки на Кубе идентичны нашим, но с одним нюансом: есть ощущение, что они нарисованы от руки.

Быть в этой стране водителем легко. Минские проспекты показались бы кубинцам хаосом. И причина тому — опять же малое количество машин. Кубинская автомобилизация на нулевом уровне, во-первых, из-за средней зарплаты в $30, а во-вторых, из-за огромных доплат за покупку новой машины. С автомобилями на Кубе особые отношения. До 2011 года жителям нельзя было покупать и продавать их. Было запрещено также передавать машину члену семьи. До принятия этой реформы можно было продавать или покупать только автомобили, купленные до революции 1959 года. Именно поэтому там так много советских машин и американских ретрокаров. Для кого-то это шарм и ощущения застывшего времени, для меня — простое проявление бедности.

Все автомобили делят на три категории: современные, добитое старье и ухоженное ретро. На последних возят только туристов. Это такое особенное такси: полно старых Pontiac, Chevrolet, Buick. Простые люди, как мне показалось, на таких машинах не ездят, причем даже не используют их вне такси, в личных целях. То есть пока турист не заплатит за поездку в «классике», она будет стоять. А час катания на ретроавтомобиле в Гаване обходится в $30. Модели абсолютно разные, но от машин 50-х годов выпуска в этих образцах остался разве что кузов. Остальное, насколько я заметила, доработано, переставлено, усовершенствовано (например, тот же кондиционер). И не стоит думать, что кубинцы столь любят старые авто, фанатеют по ретро. Просто они не могут себе позволить современные модели. Масса кубинцев передвигается на развалюхах советских времен, в том числе «Жигулях» и «Москвичах» — довольно добитых на вид.

До сих пор люди ездят на гужевых повозках — вместо маршруток. Представьте себе такую картину: по городу бежит коник, за ним сидит возчик, а за его спиной — кибитка с открытыми боками и крышей, в которой находится до 10 пассажиров. Дети в школу едут зачастую  именно на таком транспорте.

Более-менее свежие модели стали появляться на Кубе года два назад. Но купить их по-прежнему невозможно: на сей раз не из-за законов, а из-за цены. Стоимость машин завышена в несколько раз. То, что у нас на автобарахолках продают за 10 тысяч, там обойдется в 30. Когда-то писали о таком примере: новый Peugeot 508 в одном из салонов стоил $260 тысяч, что в восемь раз превышало обычную цену. До 2014 года кубинцы должны были получать в местном Минтрансе так называемое авторизующее письмо, процедура строго регулировалась государством. Разрешение на покупку могли получить в основном только высокопоставленные чиновники, врачи, артисты и спортсмены. Сейчас, конечно, жить стало веселее. Важный нюанс: к космической цене автомобиля добавляется еще и налог, который нужно заплатить государству. На вторичном рынке тоже нескучно: налог платит и покупатель, и продавец.

Как нам рассказывал гид, закупкой абсолютно всех машин занимается государство. Власти распределяют, куда отправится тот или иной автомобиль. Вначале машины (в частности, автобусы) отправляют в туризм, чтобы не упасть в грязь лицом перед иностранцами, потом их передают в другие организации. Сторонние наблюдатели могут догадаться о распределении по номерам. Если изображена синяя вертикальная полоса — значит, владельцем считается госпредприятие; английской буквой «P» помечают номера автомобилей, находящихся в частной собственности (наверняка от слова private). Есть даже отдельное обозначение на номерах для категории людей «иностранный инженер, приехавший работать на Кубу».

Автопутешественникам стоит знать, что перед поездкой нужно закачать офлайновые карты. С интернетом в стране жуткие проблемы: подул ветер, и сети уже нет. Также важно знать, что рассчитаться в абсолютном большинстве магазинов можно только наличными. Карты принимают лишь самые большие супермаркеты при общей сумме покупок от $80 в эквиваленте. На Кубе ходит своя валюта (конвертируемый песо — для иностранцев, неконвертируемый — для местных), а доллары США на правах нежелательных в стране денег теряют в обменнике 13% — разницу просто забирает себе банк, называя это «штрафом за риски». С евро таких проблем нет. Соответственно, на заправки тоже придется заезжать с наличкой в кармане.

Я бы не посоветовала эту страну в качестве места для беззаботного отпуска. Люди, не покидающие пляжи и бассейны, в принципе, не заметят ничего. Но если выбраться за пределы курортной зоны, Куба предстанет в своей реальности. Там может понравиться любителям поностальгировать по советскому прошлому. Кому-то такая жизнь покажется колоритной, кому-то — полной уныния, упадка и бедности. Согласитесь, тяжело веселиться, когда кругом нищета.

GPS-навигаторы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by