«А если женщина перепутала зеленую стрелку с основным сигналом?» Разбор аварии в Серебрянке

35 898
10 декабря 2016 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

«А если женщина перепутала зеленую стрелку с основным сигналом?» Разбор аварии в Серебрянке

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

На красный сигнал светофора проезжают тоже по-разному. Кто-то ускоряется на «розовый», кто-то вальяжно начинает движение на вот-вот загорающийся. Ситуации, когда автомобиль спокойно выезжает на давно включенный запрещающий сигнал, подлежат отдельному разбору. Вместе с экспертом мы выбыли на перекресток Рокоссовского — Плеханова в Минске, где на этой неделе столкнулись Renault и Mitsubishi. В результате удара из последнего автомобиля выбросило ребенка. Момент происшествия попал на видео. Самое тревожное, что это не единичный случай, когда водитель уверенно движется на явный красный. Почему? У нас есть версия.

Вечер понедельника. Крупный перекресток в Серебрянке. Происходит столкновение Renault Megane и Mitsubishi Colt. Как говорят очевидцы, в хетчбэке не было детского автокресла — ребенка от удара выбросило из машины. По предварительным данным ГАИ, у девочки закрытая черепно-мозговая травма легкой степени, сотрясение мозга, ушибленная рана мягких тканей лица. Пострадала также водитель этого автомобиля. Благодаря видеорегистратору, установленному в Renault, можно понять, как все случилось.

По записи четко видно, что для направления Mitsubishi горит основной красный сигнал. Почему же водитель не остановилась? Может, дело в организации дорожного движения? Но к расположению светофоров не придерешься: один — слева, другой — чуть впереди (именно он виден на записи), третий — справа на Г-образной стойке (как в Германии). Даже если габаритные автомобили закроют два светофора, третий всегда на виду.

— Есть две версии, почему водитель Mitsubishi проехала на красный сигнал, — высказывает предположение Виталий Жуковский, который в течение десяти лет по методике Юрия Краснова (сам он по независящим от него причинам не может сейчас участвовать в выпусках) обучает приемам и принципам безопасного вождения. — Во-первых, она могла отвлечься. Сколько таких случаев описано! Водители переключают магнитолу, отвечают на звонки, тянутся за чем-нибудь в бардачок — причин может быть много.

«Не будем забывать, что в машине находился маленький ребенок, который, если верить очевидцам, не был зафиксирован в автокресле. Во-вторых, речь может идти об ошибочном восприятии информации: когда что-то сбивает с толку, ложное представляется истинным»

Не исключено, что в данном случае имело место сочетание этих двух факторов. Секунда могла уйти на то, чтобы, например, успокоить ребенка. А теперь, внимание, водитель смотрит вперед и видит нечто зеленое, что воспринимается им как разрешение для движения…

— Нечто зеленое — это дополнительная секция, или стрелка, как ее называют водители, — продолжает эксперт. — Еще один фактор — движение в темное время суток в плохую погоду, когда отблески фар, фонарей, огоньки расплываются. Вот и зеленая стрелка могла в сознании водителя приобрести бóльшую форму и быть воспринята как основной сигнал. В пользу этой версии говорит то, что Mitsubishi ехал спокойно, на небольшой скорости, то есть совсем не так, как обычно проскакивают на красный. К тому же водитель не пыталась уйти от столкновения — не крутила руль, не тормозила.

Возможно, кому-то такое предположение покажется чересчур оправдывающим. Но это ведь не единичный случай! В конце ноября на перекрестке Притыцкого — Жудро столкнулись автомобиль службы такси и грузовик дорожников. Вскоре в редакцию прислали видеозапись момента ДТП.

Это нам очень напомнило рассматриваемую ситуацию в Серебрянке. Обращает на себя внимание, что зеленый сигнал для грузовика горел очень долго, а таксист выезжал на перекресток спокойно, словно был уверен в безопасности движения. И самое главное, что в правом верхнем углу кадра четко видны сигналы для направления минивэна — основной красный и зеленая стрелка. Совпадение?

— Чтобы не попадать в такие ситуации, нужно перепроверять информацию несколько раз, — рекомендует Виталий Жуковский. — Убедитесь, что зеленый предназначен для вас, а не для соседнего ряда, не для пешеходов и не для перпендикулярного направления. Некоторые водители бросают один короткий взгляд и, едва уловив данные, делают вывод, а по сути — домысливают.

Но вернемся к аварии в Серебрянке. Как всегда при разборе, задаемся вопросом: а что могла сделать вторая сторона? Была ли возможность предотвратить столкновение у водителя Renault?

— Небольшая, — считает эксперт. — Судя по ролику, автор видео двигался спокойно, никуда не перестраивался, к тому же ехал на свой законный зеленый. Максимум, что он мог бы, это распознать признаки опасной ситуации. В первую очередь разреженный поток, когда косвенные признаки не могут указать другому водителю на ошибку. В час пик по Плеханова шел бы плотный трафик и водитель Mitsubishi смогла бы понять — что-то не то. Но вечером ей ничего не могло подсказать об ошибке. Так вот, когда вы в одиночестве выезжаете на крупный или закрытый для обзора перекресток — гляньте быстро по сторонам, не приближается ли кто сбоку.

Виталий Жуковский

Последствия этого происшествия могли бы быть не такими серьезными, если бы ребенок находился в автокресле. Некоторое время мы рассуждали, почему так произошло. Да, по ПДД перевозка таких маленьких детей разрешена только в специальном удерживающем устройстве. Но ситуация вполне житейская — сиденье могло остаться в другой машине, к которой не было доступа. Или же пришлось срочно воспользоваться подменным автомобилем.

— Честно говоря, в этом случае я бы попытался как-то зафиксировать ребенка, — говорит эксперт. — Например, посадить на подушку и пристегнуть поясным ремнем безопасности. Это, конечно, не соответствует требованиям ПДД, но в условиях безвыходной ситуации позволило бы предотвратить такие последствия.

Обсуждая обстоятельства этой аварии, мы вспоминали, когда еще может возникнуть ошибка в восприятии. Сразу всплыл образ уличной рекламы с подсветкой. На некоторых улицах, например, есть зеленый крест, обозначающий аптеку. Издалека кто-то может спутать его с сигналом светофора.


— В дорожном движении многое по-прежнему зависит от человека, — подытоживает Виталий Жуковский. — Водителю постоянно приходится обрабатывать большое количество информации. Если вы хотите ездить безаварийно, от этого никуда не уйти. Более того, надо постоянно перепроверять данные за себя и за соседа по потоку.

Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by