Этой трагедии не должно было произойти. Солнечным летним днем под Минском мужчина ехал на мотоцикле по безлюдной дороге. Шоссе пошло вниз, затем вверх и влево. Мотоциклист не вписывался в поворот — ехал чуть быстрее положенного. Он стал «укладывать» Kawasaki на левый бок, колеса наехали на грунт, и все закончилось. Последнее, что увидел мужчина до аварии, — две девочки, которые стояли в стороне от дороги. Прямо там, куда несло его вместе с мотоциклом.
Начался судебный процесс по делу о ДТП, которое случилось в Минском районе 18 июня. Пришла семья погибшей девочки. На костылях пришел обвиняемый — мужчина проходит курс лечения после полученных в ДТП травм, он находится под подпиской о невыезде и надлежащем поведении. Все собрались, и мы можем узнать о событиях того дня от непосредственных участников.
Даша жила в Минске с мамой, папой и старшей сестрой. Ходила в школу, гуляла с подружками, на лето, бывало, приезжала к бабушкам погостить. Хотя в последние годы реже: девочка взрослела, появлялись другие интересы.
— У нее единственной в классе примерное поведение, — Дашина мама не может сдержать слез. — Она только окончила музыкальную школу, я думала, наконец у дочки станет побольше времени. Правда, она хотела пойти учиться на второй инструмент, всегда мечтала о гитаре. Но это попроще, все-таки сольфеджио уже не нужно изучать. А там через пару лет и поступление в вуз.
В тот день родители приехали из города на дачу, летом там жила бабушка. На даче в такую погоду всегда много дел: грядки прополоть, порядок навести, траву покосить. Но все приятнее, чем оставаться в душном городе. Вот взрослые с утра и заявились. А девочки остались в Минске. Старшая сестра не смогла поехать: она совмещает работу и учебу в университете. А младшая позже приехала на автобусе. На остановке встретила свою подружку детства, тоже, кстати, Дашу. Та приехала на дачу с мамой. Договорились переодеться и вместе пойти гулять. Даша отправилась к дому, обрадовала бабушку, которая собирала клубнику на огороде. Отец занимался хозяйством, мама около 15:00 отправилась прилечь на пару часов — приехала после ночной смены.
— Девочки собирались играть в мяч. Я не знала, что они возьмут велосипеды: колеса были спущены после зимы, кто ж их накачает, — рассказала в суде женщина.
Даша попросила помочь отца. Радостные девчонки поехали кататься, как делали это всегда. Знали ли взрослые о том, что их дети ездят по проезжей части? Знали. Но дороги в Минском районе казались безопасными: они хорошо просматриваются, движения на них почти нет, да и Даша была очень осторожной девочкой.
— Мы хорошо знали эту дорогу, и Даша тоже: этим путем мы ездили на рыбалку, случалось, и пешком ходили. Там есть горка — с нее съезжают местные мальчишки. Машины проезжают редко, поэтому все ездят с краю по проезжей части, — отметила мама.
Видимо, поэтому девочкам не требовалось получать у взрослых какое-то особое разрешение для того, чтобы поехать на эту дорогу. А ездили часто: Дашина сестра рассказала, что они-то уж там катались каждый раз, когда приезжали на дачу вместе. На этот раз Даша отправилась с подругой.
— Дочь знала правила безопасного поведения — в этом я уверена. Я сама постоянно ее учила. Даже переходить дорогу на зеленый свет нужно осторожно: подождать, пока все остановятся, а потом уже идти. И на велосипедах мы вместе катались. Даша хорошо знала: если кто-то несется, то лучше остановиться и сойти с дороги.
Итак, в начале четвертого часа две подружки отправляются кататься на велосипедах. Даша едет на «раскладушке», у ее подруги велосипед чуть большего размера.
— Мы не выбирали, куда ехать, просто катались, — рассказала в суде эта девочка. Она на год старше Даши и в суд пришла вместе со своей мамой. — Ехали очень осторожно. Мимо иногда проезжали машины, все было нормально. Собирались возвращаться домой.
Было приблизительно 16:20. Девочки услышали за спиной шум двигателя — мотоцикл всегда хорошо слышно, особенно за городом. Подружки сошли с дороги, причем инициатором такой предосторожности была именно Даша — вот оно, мамино воспитание.
— Она сказала: «Смотри, как несется, давай-ка отойдем», — вспоминает ее подружка. — Даша всегда была очень осторожной.
Во время следственного эксперимента было установлено, что девочки находились приблизительно в шести метрах от проезжей части. Даша стояла ближе к дороге, может быть, в метре от своей подруги. За спиной нарастал звук двигателя, они ждали, когда мотоцикл проедет.
— Затем, когда я посмотрела в сторону, Даши там уже не было, только поднятая пыль и земля, — содрогаясь, говорит девочка.
Что за человек управлял мотоциклом? Это мужчина 1987 года рождения, он женат, имеет двоих детей. Водительское удостоверение у него с 2005 года, за это время он порядка 30 раз привлекался к административной ответственности по линии ГАИ: скорость, техосмотр, непристегнутый ремень. При этом длительное время он проработал водителем скорой помощи и нареканий в его адрес не было.
Kawasaki ZZR 1100 мужчина купил всего несколько дней назад. В выходной день провел техобслуживание: заменил технические жидкости, все проверил. И поехал прокатиться.
— Я знал, что есть такая дорога, когда-то проезжал по ней на скорой. Но это было лет пять назад, — рассказал водитель.
Кстати, стаж управления мотоциклами у него значительно меньше.
— По-серьезному я ездил второй год, нигде специально не обучался, — пояснил мужчина.
— Может быть, рано было приобретать такой мощный мотоцикл? — спросил у обвиняемого судья.— Наверное, рано. Год отъездил — думал, что уже научился.
Он ехал с превышением и не отрицает этого. Следователи установили, что скорость составляла не менее 96,6 км/ч при максимально разрешенной 90 км/ч. К тому же обвиняемый не учел рельеф местности: после того как шоссе спускается с горки, есть небольшой уклон вверх, а сразу за ним — закругление дороги. Водитель автомобиля, который ехал за мотоциклом, так охарактеризовал это место: «На автомобиле этот подъем и не почувствуешь, а на мотоцикле на нем может подбросить». Кстати, знака, который бы предупреждал об опасном повороте, тогда установлено не было — он появился уже после случившегося.
— Я ехал по дороге ближе к правой обочине, асфальт был сухой. Стал поворачивать налево, видел, что не вписываюсь. Попробовал уложить мотоцикл максимально набок, но колеса коснулись гравия и я опрокинулся. С этого момента никак управлять мотоциклом я уже не мог, — рассказал мужчина.
Он утверждает, что до последнего не видел девочек, стоявших в стороне от дороги. Заметил их, когда уже потерял управление.
— Вылетел на обочину, и как фотография: девочки, велосипеды и все. До них оставалось, мне кажется, метров пять, точнее я не помню, — сказал мотоциклист.
А вот как описал произошедшее очевидец, водитель автомобиля, который в тот момент ехал навстречу. Ранее мы уже приводили его слова.
— Мотоцикл спортивный, и он пытался максимально уложить его влево. В итоге на скорости так боком и полетел по оврагу. Может быть, улетел бы дальше в поле, но ударился о пригорок и полетел параллельно дороге, как раз туда, где стояли девочки.
Страшное совпадение не дает покоя семье погибшей девочки. Ребенок сделал все правильно: сошел с дороги и ждал, пока мотоциклист проедет. Даша находилась именно там, куда вылетел Kawasaki. Скорее всего, она даже не видела его: удар пришелся сбоку. 14-летняя девочка получила страшнейшие травмы и сразу же погибла. Ее тело отбросило на несколько метров вперед, чуть ближе к дороге. Подбежавшие очевидцы уже не могли нащупать у нее пульса. Приблизительно в 17:00 медики констатировали смерть ребенка.
— Мы все называли ее Дюймовочкой. И никогда не могли подумать, что с нашей Дюймовочкой может что-то случиться, — говорит бабушка, для которой Даша, конечно же, была любимицей. — И вот она уехала навсегда. Лучше бы она на асфальте осталась стоять! Он бы тогда мимо пронесся, а она бы осталась жива.
Мама проснулась где-то в 16:30. Увидела бегущую к их дому подружку своей дочери.
— Она подбежала к моему мужу и сказала, что нашу Дашу насмерть сбил мотоциклист.
Семья сразу же отправилась на место трагедии. Оно совсем недалеко от их дома: на велосипеде девочки доехали бы за несколько минут. Дорога и обочина были усыпаны обломками Kawasaki, среди которых нелепо и страшно лежали два детских тапочка. Дашину «раскладушку» вывернуло, металл тоже не смог выдержать такого удара. Очевидцы рассказали в суде, что казалось, будто произошел взрыв: обломки лежали повсюду, даже на другой стороне дороги.
Обвиняемый полностью признал свою вину. В результате аварии он получил тяжелые травмы, в настоящее время является инвалидом второй группы. На работе с учетом этого обстоятельства контракт с ним не продлили.
— Я неправильно выбрал скорость на незнакомой местности. Я должен был ехать медленнее. Раскаиваюсь в содеянном,— сказал мужчина.
Они с женой предпринимали попытки передать семье погибшей девочки деньги в качестве компенсации морального вреда. Однако родители не нашли в себе сил их принять, оставили разрешение этого вопроса до судебного процесса. В суде родители и старшая сестра Даши подали иск о возмещении морально вреда: по 30 тыс. рублей каждый (300 000 000). Также подобные иски подали бабушки — по 15 тыс. рублей (150 000 000). Обвиняемый согласился с исками, а их сумму оставил на усмотрение суда.
— Я хочу извиниться перед вами. Я виноват. Я знаю, что очень много бед вам принес. Простите меня, если сможете, — сказал обвиняемый семье погибшего ребенка.
Остается добавить, что государственный обвинитель попросил суд признать мужчину виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 317 Уголовного кодекса — «Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее по неосторожности смерть человека», и назначить ему наказание в виде трех лет лишения свободы с отбыванием в колонии в условиях поселения, а также лишить его права управлять транспортными средствами сроком на пять лет.
Потерпевшие, то есть семья погибшей девочки, поддержали обвинение, однако высказались за максимально возможное наказание для обвиняемого — 5 лет лишения свободы. Все, кроме отца — мужчина оставил решение о наказании на усмотрение судьи.
Адвокат мотоциклиста попросила суд применить к своему подзащитному наказание, не связанное с лишением свободы.
При вынесении решения будут учитываться смягчающие факторы: чистосердечное признание и раскаяние обвиняемого, а также то, что у него на иждивении находятся двое малолетних детей. Есть и отягчающий фактор: по версии обвинения, мотоциклист намеренно и осознанно нарушил правила безопасности, двигаясь с превышением скорости.
Суд удалился для вынесения решения.
Дополнено
Решение суда: признать водителя виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 317 Уголовного кодекса, и назначить ему наказание в виде 3 лет и 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в колонии в условиях поселения. Лишить его права заниматься деятельностью, связанной с управлением всеми видами транспортных средств, сроком на 5 лет.
Гражданские иски потерпевших удовлетворены частично: маме и папе погибшей девочки в качестве компенсации морального вреда должно быть перечислено по 20 тыс. рублей (по 200 000 000), сестре — 12 тыс. рублей (120 000 000), бабушкам по 5 тыс. рублей (по 50 000 000).
Приговор в законную силу не вступил и может быть обжалован в соответствии с действующим законодательством.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by