23 января 2017 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Тарналицкий, Алексей Матюшков

Где Дима? Репортаж по следам Великого комбинатора в сфере автобизнеса из Минска

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Тарналицкий, Алексей Матюшков

Вопросом, где же Дима, а главное, где деньги, которые он взял для покупки автомобилей, мучается не один человек. Но Дмитрий, как Великий комбинатор из известного романа, не раз умудрялся строить новые схемы, выходить сухим из передряг и даже перевоплощаться. «Он представлялся инспектором, ходил в майке с эмблемой ГАИ и не отлипал от рации», — говорит один потерпевший. «Для нас он был владельцем фирмы по сборке мебели», — вспоминают другие. По словам третьих, мужчина убеждал, что поступает на службу в российскую ФСБ. Где Дмитрий сейчас, кто он на этот раз — неизвестно. По ниточкам Onliner.by распутывал клубок дел скрывающегося минчанина, которого уже в третий раз хотят привлечь к ответственности за мошенничество. Но найти не могут.

«Чтобы вы понимали, этот человек — не простой воришка, действующий втихую, вдалеке от своих жертв — так, как в громких делах про автохаусы. В тех случаях люди не видели обманщиков каждый день, не отмечали совместно праздники, не присматривали вместе за детьми в песочнице. Дмитрий же добивался высшей степени доверия. Он придумывал себе роль и играл ее убедительнее профессиональных актеров», — описывает молодого человека минчанин Влад. Ему Дмитрий должен был привезти шесть автомобилей. Становится понятным: прежде чем взять деньги, наш герой стал для Влада настоящим другом, обеспечил полное внедрение. Этакий современный Остап Бендер, минский Фрэнк Абигнейл.

Влад

Мы стоим в одном из столичных дворов около красного Renault Sandero Stepway. По словам Влада, это единственная машина, которая осталась в его семье после знакомства с Дмитрием, — автомобиль дала молодой семье теща, мол, им нужнее. Собственную BMW, Audi жены, Suzuki и Citroen отца, а еще машину соседа и лучшего друга передали Комбинатору в зачет моделей, которые он обещал привезти. Тех самых, которые никто так и не увидел. Сверху дали еще немалую сумму без каких-либо расписок. Звучит как бред, но Влад уверяет: не поверить было невозможно. «Он создал вокруг себя атмосферу надежного человека из органов. Дмитрий понимал, что люди априори доверяют милиционерам в вопросах сделок. Когда я впервые его встретил, он представился сотрудником ОБЭП РУВД. Пару лет назад искал машину, случайно наткнулся в сети на объявление о продаже BMW 3-Series. Сделка прошла гладко. Вскоре Дима стал звонить с другими предложениями, я не реагировал. Но тут случился автобум, и он снова набрал», — рассказал минчанин.

«Привет. Я уже перевелся в ГАИ, иду на повышение, — как бы невзначай говорил Дмитрий по телефону. — Видишь, что творится на авторынке? Я уже назаказывал машин для себя и коллег. Могу и тебе. Есть BMW 5-Series по „сладкой“ цене из Москвы. Ты как?»

«Звоню товарищу в РФ: насколько реальна такая цена на „пятерку“? Тот говорит, что сумма возможна, только если автомобили распродает страховая компания. А Дима в разговоре упомянул московскую фирму, которая работает со страховыми. То есть заранее подготовился», — вспоминает Влад. Становится понятным: работа нашего героя не похожа на характерную для большинства подобных дел игру на импульсивной сделке. Дмитрий четко продумывал мотивацию «клиента», подавал нужную информацию вовремя и дозированно, действовал как опытный психолог. О таких говорят «криминальный ум». Дальнейший рассказ автовладельца это подтверждает. «После нескольких звонков мы встретились, обговорили условия, часть суммы на покупку BMW я дал в качестве предоплаты. Постепенно между нами завязалась дружба», — утверждает минчанин.

Влад пожелал объяснить, почему всецело доверял еще недавно незнакомому человеку: «Мы проводили вместе выходные, катались на картах, встречались с детьми. Каждый раз он говорил: если есть проблемы или что-то нужно — звони. Черт возьми, он даже как-то достал нужные нам подгузники для ребенка, которые не продавались в Беларуси! Приведу еще один пример. Однажды он назначил встречу на столичном проспекте, сказал, подъехать не могу — работаю. Приезжаю в указанное место и вижу: стоит Дима весь одетый в черное, на темной майке — большая эмблема Минской ГАИ, за поясом рация, оттуда доносятся переговоры патрульных. Во время беседы он прерывался, что-то говорил в рацию, используя неизвестные мне цифровые позывные. Конечно, я не обращал внимания, нажимал ли он в это время на тангенту. „Почему не по форме?“ — шутя спросил у него. Тот, не задумываясь, ответил: „Я сегодня главный по городу, мне можно“».

«Периодически на улицах города он разгонялся до бешеных скоростей, бросая фразу „Я свой, мне ничего не будет“. Он по-свойски здоровался с инспекторами, приветствовал патрульных, когда мы проезжали мимо машин ГАИ. Как они реагировали, я не вспомню, но со стороны не возникало ни малейшего сомнения, что он их знает и является одним из них. То есть вы представляете степень его игры»

Автобум продолжался. По словам минчанина, от Дмитрия поступали все более «сладкие» предложения, одна за одной машины передавались ему в зачет тех, что должны были приехать на автовозе в один день. Влад начинает перечисление: «Считая его товарищем, продал свой BMW 3-Series в обмен на обещание доставить автомобиль из РФ. Audi A6 супруги хотели сменить на BMW X6, Suzuki Ignis и Citroen Evasion (сразу обе) — на Mercedes Gelandewagen. Плюс машины для соседа и друга. Собственные автомобили переоформили (например, Ignis — на мать Димы), передали нужную сумму в качестве предоплаты. И вот наступил тот вечер, когда автовоз должен был прийти на стоянку. Вся семья в счастливом предвкушении, но звонка все нет. Звоню сам, Дмитрий ссылается на форс-мажор: „Автовоз сломался в России, но скоро все будет“. „Завтраками“ меня кормили около месяца. Потом он говорил, что поступает на службу в ФСБ и в связи с этим не может заниматься моими машинами. После, с его слов, у него случился инфаркт, попросил помочь с деньгами на операцию. Когда я сообщил, что намереваюсь самостоятельно приехать в Смоленск и перегнать автомобили, тот заверил: „Не вопрос!“ После этого разговора Дима как будто растворился». Как оказалось, вскоре мужчину арестовали на территории РФ по подозрению в мошенничестве — заявление написал кто-то другой.


Желая найти того самого «кого-то другого», мы стали искать в сети упоминания имени и фамилии минского Комбинатора. Поиск жертв в интернете не увенчался успехом, однако люди, связанные с рынком автомобильной «вторички», вывели нас на Анну. Она не писала заявлений, ее дело давно в прошлом, но крутится оно вокруг знакомого имени.

Анна

Мы беседуем с ней на парковке. За ее спиной — микроавтобус. «Этот Volkswagen Дима умудрился продать пять раз», — утверждает женщина. По ее словам, черты героя в молодости схожи с теми, что описал Влад: весьма учтивый человек, дотошный в своих делах, тонкий психолог, был готов решить любую чужую проблему, что ему часто удавалось, всегда хотел понравиться, стать товарищем. Анна вспоминает, как он приходил с подарками, по-свойски угощал разными деликатесами. Правда, есть одно «но»: все это происходило почти восемь лет назад, в 2009-м, после чего Дмитрия уже успели осудить за мошенничество. В том деле кроме женщины фигурирует еще более тридцати потерпевших.

1 доллар в те времена стоил 2,8 тысячи белорусских рублей

«Сейчас, как и тогда, я владею прокатом автомобилей, занимаемся разными моделями: от легковушек до микроавтобусов, — говорит Анна. — Дмитрий приходил довольно часто, брал машины в аренду. Понемногу создавал вокруг себя образ представителя фирмы по сборке мебели, нахваливал свое предприятие, говорил о росте бизнеса. Всерьез предлагал сделать мне кухню. Действовал весьма грамотно. Несколько раз мы видели автомобили из своего проката в городе, за рулем был не он, а кто-то другой. Обратились с претензией: „Вроде бы тот Mercedes брал ты, а ездит какая-то девушка“. Он всегда был четок в ответах. „Это сотрудники моей фирмы, — говорил Дима. — На „Мерсе“ сейчас девушка, микроавтобус пока у мужчины, на BMW — парень со светлыми волосами“. Бесспорно, это свидетельствует о высоком уровне его интеллекта. То есть он действительно помнил всех участников своих хитросплетенных схем, точно описывал, кому отдал наши машины. Вернее будет сказать, не отдал, а продал».

Минчанка описала действия мошенника: «Дмитрий брал автомобиль у нас в аренду, потом находил человека, желавшего купить машину из Европы. Брал с него предоплату или полную стоимость, затем говорил, что на таможне возникли сложности. Уверял, мол, нужной тебе модели нет, но есть более дорогая — езди пока на ней, потом, если не удастся забрать с границы твою, продам эту по низкой цене. Когда спрашивали, почему нельзя купить „дорогой“ автомобиль по заниженной цене прямо сейчас, отвечал, что владелец находится в России, переоформить нельзя. А владельцем-то был мой прокат! После он предоставлял другую машину или начинал скрываться. Таким образом, как я уже сказала, Дима продал вот этот Volkswagen Caravelle пяти людям, пока его не задержали. Также он брал напрокат Mercedes S-Class, Volkswagen Golf, BMW 5-Series».

«Доходило до того, что он обещал своему покупателю установить газовое оборудование, привозил машину мне, я, поддавшись его уговорам, ставила газ за счет фирмы, а он брал с очередной жертвы деньги (700 долларов, насколько помню)»

Конечно, это не могло продолжаться вечно, в милицию одно за одним стали поступать заявления. Анна, присутствовавшая на суде, говорит, что общая сумма ущерба составила почти полмиллиона долларов. В 2009 году Комбинатора обвинили в мошенничестве и приговорили к семи годам и четырем месяцам колонии усиленного режима с конфискацией имущества. В качестве доказательства женщина показывает внушительного объема приговор.


На первой же странице документа указано, что Дмитрий уже был судим за мошенничество и на момент оглашения второго приговора еще не успел отбыть наказание по первому.

Ст. 209 — мошенничество; ст. 400 — заведомо ложный донос; ст. 401 — заведомо ложное показание; ст. 72 — назначение наказания по совокупности преступлений

Переносимся в еще более раннее прошлое — в 2007 год. Найти Дениса — первого «клиента» Комбинатора — не составило труда. Оказалось, он тоже раньше был связан с арендой машин. Встретиться мужчина не захотел: «Старое дело, зачем ворошить?» Тем не менее по телефону Денис вкратце описал, с чего началась преступная деятельность Дмитрия: «В те годы он еще не играл каких-либо ролей, да и я не интересовался его делами помимо проката. Он взял у меня в аренду Volkswagen Passat B4. Однажды от знакомых я узнал, что она продана. Я сказал: „Извини, Дима, но иду в суд“. Прямо во время заседания его мать пообещала вернуть деньги за автомобиль, в присутствии судьи даже передала $1000. Возможно, поэтому наказание для него смягчили и назначили ограничение свободы без заключения на два года». Этот срок не истек, а мужчина уже представлялся Анне мебельщиком. К слову, семь лет по второму приговору он также не отбыл полностью.

Из переписки Дмитрия

В этот момент истории прошлого и настоящего сплетаются в единую картину. Становится понятным: чтобы выяснить, где сейчас Дмитрий, нужно встретиться с его матерью, которая осталась в Минске. Suzuki Ignis, некогда принадлежавший семье Влада, видели на парковке одного из столичных общественных центров. На сайте неофициальных обращений к российским политикам мы обнаружили письмо в адрес Администрации президента РФ. В нем упоминается фамилия Дмитрия и говорится, якобы его незаконно содержат в СИЗО Смоленска. В качестве автора письма указана Елена. Мы нашли ее среди сотрудников общественного центра.

Обращение к Администрации президента России

Женщина говорит уверенно, предельно корректно, хотя не скрывает: о некоторых вещах рассказывать не хочется, да и не стоит.

«У меня прекрасный сын. Слишком много грязи в этом деле. Все решит суд, он поставит точку, — отмечает Елена. — Понимаете, бывают разные жизненные ситуации: сегодня встречаешься с человеком, а завтра он оказывается недобросовестным. Пусть кто-то говорит, что сыну передали деньги на машины, но слов недостаточно, нужны доказательства. А их нет. Потому эти заявления голословны».

«По поводу Suzuki Ignis — я стала ее владельцем честно», — продолжает женщина. Мы сидим в ее кабинете. Из окна открывается вид на парковку. На стоянке в день встречи (оговоренный заранее) этой машины не было. «Вот смотрите — счет-справка, сделка законна. Я на ней, если честно, давно не езжу, она стоит у дома. Пользуюсь общественным транспортом, так мне удобнее», — говорит Елена.

Правда, на следующий день мы все же обнаружили тот самый Suzuki Ignis. Автомобиль был предусмотрительно припаркован чуть поодаль от места работы.


Зная, что Дмитрий находился в СИЗО Смоленска, мы немного подготовились перед встречей с Еленой. В Верховном суде РФ сообщили, что наш герой попал в изолятор в первой половине 2016 года. Его задержали, чтобы потом экстрадировать в Беларусь — в Минске ему было предъявлено обвинение в мошенничестве, совершенном в особо крупном размере. Мужчине удалось добиться отмены постановления российской прокуратуры. Если быть точным, он построил защиту на отсылке к Европейской конвенции о выдаче преступников, датируемой аж 1957 годом. С его позицией согласились — несмотря на то, что Беларусь не является участником этого договора. Дмитрия освободили из-под стражи прямо в зале суда. Позже Верховный суд РФ пришел к выводу, что такое решение нужно отменить, а дело направить на новое рассмотрение. Но к тому времени след нашего героя был утерян.

Итак, мы стоим в кабинете Елены и задаем главный вопрос: «Где же Дима? Если решение отпустить отменили, значит, его вновь задержали?» Женщина ответила загадкой: «Хм, а как?» Разговор оказался слишком абстрактным, неконкретным и оборвался, оставив ощущение недосказанности.

Ответ Елены породил сомнения: действительно, как найти человека со столь неординарными интеллектуальными способностями? Оперативникам будет нелегко. На момент написания статьи Великий комбинатор в сфере автобизнеса оставался в розыске. Где Дмитрий сейчас, кто он на этот раз — неизвестно.

Автомобильные пылесосы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by