23 282
04 февраля 2017 в 9:30
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

«„Спящий полицейский“ предотвратил бы это ДТП». Разбор аварии с проездом под «кирпич»

Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

Юридический аспект этого ДТП вызвал горячее обсуждение: водитель BMW ехал под «кирпич», а парень на Volkswagen начинал движение с парковки. Предварительно виновником назван молодой человек на Golf, что многих возмутило: почему? Наш эксперт предложил детально изучить ситуацию. Во время разбора мы также связались с водителем Volkswagen, узнали его версию и не могли не обратить внимание на десятки заезжающих под «кирпич».

Аварию, произошедшую на улице Водолажского в Минске, можно назвать тривиальной. По сути, обычное дворовое ДТП, коих каждый день в городе происходят десятки: два легковых автомобиля повреждены, никто не пострадал. Фотография, сделанная сверху участником форума Onliner.by, позволяет предположить, как развивались события.

— Водитель BMW ехал под знак «Въезд запрещен». Причем у него это повторное такое нарушение в течение года, — рассказали в ГАИ. — В отношении него составлен протокол по части 12 пункта 18.14 КоАП («Невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, требований дорожных знаков, совершенное повторно в течение одного года»). Он также привлечен к ответственности за тонировку стекол в его авто. Что касается ДТП, то к ответственности за него привлечен водитель Volkswagen, так как он обязан был уступить дорогу движущемуся транспортному средству.

Вскоре с нами связался водитель Volkswagen. Он уточнил, что ему вменяют пункт 58 ПДД («После остановки или стоянки водитель транспортного средства, начинающего движение, обязан уступить дорогу движущимся транспортным средствам»).

— Для многих знак «Въезд запрещен», или «кирпич», как его обычно называют, — это своего рода категоризм, важный запрет, нарушение которого многие считают неприемлемым, — говорит Виталий Жуковский, который в течение десяти лет обучает приемам и принципам безопасного вождения по методике Юрия Краснова (сам он по не зависящим от него причинам не может сейчас участвовать в выпусках). — Этот знак имеет однозначную трактовку, его нельзя интерпретировать по-другому. Потому многие считают его более важным, что ли, чем одно из ключевых понятий в ПДД — «уступить дорогу». Этим, вероятно, вызвана столь бурная реакция несогласных с выводами ГАИ.

Виталий Жуковский

Инспекторы усматривают причинно-следственную связь ДТП именно с «неуступлением» дороги, а не с проездом под запрещающий знак. В комментариях вспомнили аналогичную ситуацию, произошедшую несколько лет назад на улице Чичерина в Минске. Тогда таксист на Daewoo двигался «против шерсти», а водитель Hyundai выезжал из двора — автомобили столкнулись. Решение ГАИ было таким же, как в ситуации на улице Водолажского: виновным признали парня на Hyundai (выезжая из двора на главную дорогу, он должен был уступить), а таксиста привлекли к ответственности за нарушение требований знака «Въезд запрещен».

— Поймите, ситуация может быть разной. Мало ли, человек не разобрался в организации дорожного движения, знак был загорожен или залеплен мокрым снегом — но это же не повод бить чужую машину, — продолжает эксперт. — В конце концов, реши ГАИ вопрос по-другому, это бы позволило развернуться мошенникам. Представьте, кто-то умышленно будет поджидать едущих под запрещающий знак водителей и совершать аварии, а затем получать страховку или вымогать «компенсацию»…

В комментариях верно заметили: а вдруг на месте BMW двигался бы автомобиль экстренных служб с включенными световыми сигналами? Тогда что? «Водитель должен быть готов к любой ситуации на дороге», — заключают пользователи. Многие высказывали мнение, что парень на Volkswagen, зная об одностороннем движении на улице Водолажского, посмотрел только направо.

Однако водитель Golf рассказал нам, что он отслеживал ситуацию в обоих направлениях. Важный нюанс: слева от него был припаркован микроавтобус, закрывавший обзор (не попал на фото).

— Судя по фотографии, на которой зафиксированы последствия ДТП, водитель BMW пытался уйти от столкновения и стоял вплотную к бордюру, — продолжает Виталий Жуковский. — Расположение Volkswagen говорит о том, что его водитель не выбрал плавную траекторию, а сразу стал резать угол, тем самым загнав себя в ловушку и ограничив обзор. Действительно, есть ощущение, что был контроль только с правой стороны.

Эксперт предполагает, что водитель BMW совершал нарушение сознательно: «Скорее всего, он тут живет и знает особенности организации дорожного движения». Позже это подтвердил нам второй участник ДТП.

Пока мы находились на улице Водолажского, более десятка водителей проехали под знак «Въезд запрещен», при этом некоторые включали «аварийку» (хотя она не снимает ответственности). Куда двигались? Как мы обратили внимание, многие потом сворачивали во дворы. Можно предположить, местные жители? В любом случае нарушение тут носит массовый характер.

Перекресток, возле которого произошло ДТП, вообще активное место. Тут несколько магазинов, аптека, а вокруг жилые дома. Как говорят специалисты, большое количество точек притяжения — соответственно, активное движение пешеходов, и это тоже нужно учитывать при анализе обстоятельств происшествия.

В какой-то момент на этом перекрестке появился грузовой Volkswagen. Водитель развернулся и задним ходом проехал под знак. В ГАИ на это замечают: «Знак 3.1 не распространяется лишь на маршрутные транспортные средства, движущиеся по установленным маршрутам. Остальные должны ему подчиняться вне зависимости от того, как они едут — передом или задом».

Но вернемся к рассматриваемому происшествию. До сих пор нам практически не были известны версии участников ДТП. Одному из них — водителю Volkswagen — мы позвонили во время разбора. Как оказалось, Максим работает курьером, за рулем уже около трех лет, ежедневно проезжает не менее сотни километров. Особенности улицы Водолажского ему знакомы: рядом работает его жена, и он часто забирает ее, к тому же живет рядом — в микрорайоне Уручье.

— С парковки выезжал аккуратно, перед началом движения посмотрел направо-налево, — рассказал Максим. — Слева стоял микроавтобус, который ограничивал обзор. Справа никого не было. Начал потихоньку трогаться, хотел посмотреть, не движется ли кто-то слева, потому что проезд под «кирпич» там — обычное дело. Только-только высунул нос машины — и в меня прилетела BMW…

— А как действовал второй водитель? — спросил Виталий Жуковский.

— Тормозил… Мы оба пытались избежать аварийной ситуации. Я тормозил, насколько смог. И он тоже пытался уйти влево, но на бордюре была наледь. По поводу того, чем руководствовался, он сам признал, что ехал домой. Его дом находится чуть дальше. Вообще, если постоять там в час пик, то можно увидеть, как там ездят: очень многие движутся под «кирпич». Это обычное дело.

— Какая скорость была у вас?

— Не думаю, что более 10 км/ч, двигался практически на сцеплении.

— А у BMW?

— Честно говоря, не знаю, но, судя по тормозному пути, около 40 км/ч. Во всяком случае был характерный звук шин, когда колеса заблокированы.

Некоторое время мы наблюдали, что происходит на этом участке улицы. Несмотря на то, что час пик уже прошел, движение тут интенсивное. Пару автомобилей заезжали под запрещающий знак на скорости. В какой-то момент сложилась такая же ситуация, как описывал ее Максим: обзор ограничен грузовиком, стоящим вторым рядом. Можно понять, почему водителю Volkswagen было сложно вовремя заметить BMW…

— Многие винят во всем организацию дорожного движения, мол, одностороннее движение тут не нужно, — замечает эксперт. — Я сам хорошо знаю этот микрорайон. Знаки были поставлены несколько лет назад. Зачем? Это вынужденная необходимость: раньше встречным автомобилям было сложно разъехаться из-за припаркованных возле края проезжей части машин. Складывалась типичная для узкого коридора ситуация, когда двое водителей упираются друг в друга. Пока они разбираются, кто должен сдавать назад, их подпирают коллеги-автомобилисты. Так образовывались пробки, которые иногда приходилось разруливать сотрудникам ГАИ.

Теперь традиционно оцениваем ситуацию из-за руля. Хотя к тому моменту обзор слева не был ограничен, выезжали с некоторой опаской: если кто-то подлетит на скорости, то среагировать будет сложновато. В этом кроется вся неоднозначность ситуации: вроде бы тихая улица, но разреженный трафик позволяет ускоряться — а тут люди, парковки, дворы…

Почему тут часто нарушают? Достаточно взглянуть на карту, чтобы понять: большинство попадают в микрорайон через проспект Независимости и улицу Стариновскую. Чтобы заехать во дворы дома на улице Водолажского, нужно сделать крюк, а проще — нырнуть под «кирпич».

Ради интереса мы проехали по правильному пути, без нарушений. Это заняло около трех минут.

— Причем двигались мы спокойно. Объезд займет максимум четыре минуты, пусть пять. Но в любом случае это не стоит потраченных нервов, разбитого „железа“ и разбирательств С ГАИ», — подытоживает Виталий Жуковский.

Что же касается изменения обстановки, то, кроме очевидных мер по усилению контроля, напрашивается установка так ненавистных минчанам «спящих полицейских». Искусственные неровности как минимум заставили бы водителя BMW снизить скорость, успокоили бы движение и предотвратили бы такие столкновения. Эта улица мало чем отличается от дворового проезда, тут много пешеходов, которых тоже нужно защищать.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by