Андрей немало поработал в грузоперевозках. Как дальнобойщик-международник, он объездил Европу, Россию, бывал в Средней Азии. А в один прекрасный день сказал: «Все, хватит, остаюсь дома». И остался. Вот уже лет десять с хвостиком он занимается тем, что решает на дороге чужие проблемы. Андрей — эвакуаторщик. Но не тот, который забрал вашу машину, потому что она стояла с нарушением ПДД. Андрей и его люди приезжают, как правило, тогда, когда автомобиль уже не в состоянии двигаться самостоятельно. Зачастую именно они увозят металлолом с мест самых резонансных аварий.
— Не поверишь, когда-то мне было гораздо легче ориентироваться в Западной Европе, чем в Минске. Германия, Голландия, Бельгия — эти страны я объездил вдоль и поперек. А в Минске не знал толком названий улиц. Представлял, где находится суворовское училище, ВДНХ, «Белая вежа». Но друзья все переманивали в эвакуацию. И однажды я остался. Теперь вот многие из них сменили сферу деятельности, а я работаю, — говорит Андрей.
Мы познакомились в тот день, когда на улице Притыцкого парень на Audi A7 снес Opel Astra. За год Андрей, кажется, не изменился. Он точно так же спокоен, точно так же у него не умолкают телефоны. Ему всегда нужно куда-то ехать, решать чьи-то вопросы. Но и всегда найдется минутка для разговора.
Что может привлечь бывалого дальнобойщика, человека, ходившего в рейсы на Запад, в работе эвакуаторщика? Андрей не озвучивает эту мысль, но, кажется, новая профессия, помимо прочего, открыла новые возможности.
— Тогда в Беларуси работали три службы эвакуации. Остальные — разрозненные частники. И за эти годы мы умудрились объединить многих, создать какие-то условия труда, нормы безопасности, ценовую политику для клиентов. Сейчас мы налаживаем контакты с регионами — по крайней мере, на уровне партнерства.
Работы достаточно, и много лет Андрей вообще не был в отпуске. Аварии, технические проблемы на дороге — это то, с чем приходится иметь дело каждый день.
— Интересно, насколько по-разному люди реагируют на неприятности. Для одних царапина на крыле их машины — целая трагедия. А другие сохраняют чувство юмора, даже когда автомобиль разбит в хлам. И все-таки профессия накладывает свой отпечаток. Разорванное железо и порой искалеченные судьбы за ним — бывает непросто. И это не говоря об опасности на дороге. Мы ведем активную работу в этом направлении: разработали собственную форму, оснащаем машины всем необходимым, чтобы выделяться в потоке. Никто не хочет быть как новогодняя елка, но ради безопасности нужно быть заметным на дороге.
У меня как-то зимой был случай. Возвращаюсь из Гомеля, вижу — автомобиль в кювете. Остановился: минские номера, крыша помята — сама не уедет. Вместе с водителем дожидаемся ГАИ. Приезжает инспектор и ничего не понимает: в кювете минская машина, а рядом минский эвакуатор. Говорит мне: «Эй, ты как здесь очутился?» — «Да приехал из столицы, — отвечаю, — пока ГАИ ждали!»
Ну, шутки шутками. Вытащил автомобиль из кювета, гружу на платформу. Оранжевые маяки горят, «аварийка», моя машина обозначена как полагается. Вдруг вижу — на меня едет легковушка, и как-то неправильно несется. Водитель по тормозам, и его начинает крутить. Только я успел спрыгнуть с платформы, как эта легковушка туда боком заскочила. Ничего страшного, но двумя колесами в воздухе повисла. Какой-то мужчина из нее вышел: он даже не обратил внимания, что дорога скользкая, — так летел. На переднем сиденье с ним женщина ехала, она ему потом устроила — похлеще ГАИ будет.
Семь лет без отпуска, и Андрей сказал «хватит». Нужны были положительные эмоции, новые идеи, требовалось отвлечься. Благо повсюду остались добрые друзья и знакомые. С ними, как и раньше в кабине автопоезда, мужчина отправился в путешествие по Европе, занявшее в общей сложности пять месяцев.
— Я ехал отдохнуть, но также и за новыми идеями. Изучал, где будет пролегать наш маршрут, и пользовался каждой возможностью пообщаться с коллегами, увидеть, как они работают, какая у них техника. Представь, сколько денег ушло бы на такую командировку. А мы смогли все это провернуть, не отклоняясь от маршрута.
Удивительное дело: когда мне удавалось объяснить работникам эвакуации в Германии, Франции, Испании, что я их коллега, — разговор тут же налаживался. Общались как придется: иногда что-то на пальцах приходилось объяснять, где-то слабое знание языков помогало, где-то — переводчик на планшете.
В Барселоне, помню, возвращался узкой улочкой от храма Святого Семейства и увидел, как подъехал эвакуатор. Ребята собрались забирать какую-то машину, а я из любопытства стал фотографировать. Они переполошились, что-то спросили по-испански. Я интуитивно понял, что это вроде: «Что за дела, сеньор?» Кое-как смог объяснить им, что я коллега. Они обрадовались, говорят: «Твой автомобиль? Садись, уезжай скорее. Раз так — не будем забирать».
А вообще, ты будешь смеяться, но всегда можно найти того, кто говорит на твоем языке. Где-то во Франции на заправке разговорился с французским коллегой. Так оказалось, он сам из Парижа, а супруга у него из Владивостока, представляешь?
Андрей говорит, что в таких поездках можно многое увидеть и многое узнать — было бы желание.
— Интересно, как европейцы относятся к своему личному времени. У нас как: работа с утра и до темноты. Рабочий день обозначен, а желательно еще и переработать пару часиков. Ну и в выходные что-то сделать по работе будет не лишним. Там все иначе. Есть рабочее время, но как только оно заканчивается — никто не работает. В мае я приехал к знакомому в Италию, так он из 31 дня в том месяце проработал только 12. Все остальное у него — законные выходные.
Кстати, в Европе нет единого стандарта в том, что касается работы специальных служб, в том числе службы эвакуации. К примеру, в каждой стране у эвакуаторщиков есть своя форма, но везде она разного цвета.
— Нашу и испанскую, например, не отличить. А вот во Франции, по всей видимости, так ходят люди из контролирующих органов. Меня в ней, по крайней мере, очень боялись, старались поправить одежду, вытягивались по струнке, — делится впечатлениями Андрей. — С автопарком тоже все по-разному. В Германии он по большей части новый. И это понятно, учитывая немецкое отношение к экологии. Я общался с пожилым немецким эвакуаторщиком, который грузил на платформу разбитую Lamborghini. Так вот он работает на совершенно новой технике — автомобиль не прошел еще и тысячи километров.
Италия, к примеру, такой роскоши себе позволить не может, там машины куда скромнее — вроде наших. Встречаются эвакуаторы 80-х годов выпуска, но все досмотренные, в хорошем состоянии.
— Работы у европейских эвакуаторщиков, конечно, больше. Но только потому, что транспортный поток просто немыслимый. Тоже странная штука: часто приходилось видеть, как эвакуатор забирает машину с выстрелившим колесом. Кажется, ну что могло случиться? Новый автомобиль, новая резина, идеальные дороги. Необъяснимо.
Но насколько иначе себя там ведут водители! Представь такую ситуацию: на автобане происходит авария или, допустим, ремонтируется дорожное полотно. Задолго до этого места появляются предупреждающие знаки, ограничивается движение по полосе. Возникает пробка. Что в такой ситуации происходит у нас? Ну вспомни МКАД: из трех полос образуется четыре, все стоят и никто никого не намерен пропускать. А в Германии я был свидетелем такой ситуации: оба ряда на дороге разъехались в стороны, дав возможность проехать и скорой помощи, и полиции, и даже эвакуаторщикам, несмотря на то, что у них обыкновенные оранжевые маячки. Потому что каждый понимает: чем быстрее они все уберут с дороги, тем скорее поток двинется.
На белорусских дорогах я могу хоть обсигналиться. Приходится буквально стучать каждому в окно и просить, чтобы дали проехать. Знаешь, какой ответ? «Вот я проеду, потом делай что хочешь». Зачастую, чтобы сэкономить время, приходится при поддержке ГАИ пробираться к месту ДТП по встречной полосе, иначе просто никак.
И от этого как-то обидно. Даже в Москве нет такой нервозности на дороге. Ты включаешь поворотник, и тебя впускают в ряд. Да, может быть, он что-то проскрипит про себя. Но нет такой агрессии, никто не поджимает, забывая хоть о какой-нибудь дистанции.
Из своего большого отпуска Андрей вернулся посвежевшим.
— Работа действительно может отнимать слишком много времени. Мне понадобился отдых, нужно было делать новые шаги на свежую голову. И я сказал коллегам, что уезжаю за новыми идеями. Они поняли и в мое отсутствие проявили себя с наилучшей стороны, как сплоченный коллектив. Теперь можно попытаться что-то претворить в жизнь.
Автомобильные держатели в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by