07 февраля 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Максимас Малиновскас

Фильтр по-литовски: погоня за бусом, попытка откупиться, штраф за китайский ксенон. Репортаж из Вильнюса

Автор: Андрей Журов. Фото: Максимас Малиновскас

«Все начальники — в кабинетах, а в автомобилях — обычные водители», — говорят сотрудники дорожной полиции Литвы. С усмешкой вспоминают, как некий белорус, представившийся генералом, обещал всех уволить, а в комиссариате уже искренне извинялся… Корреспонденты Onliner.by посмотрели, как в соседней стране проводят тотальную проверку на одной из крупных трасс. Рейд оказался насыщен событиями: погоня за польским бусом, попытка дать взятку, штраф за китайский ксенон… Что надо иметь в виду белорусам и почему им не стоит выходить из салона машины без разрешения?

Семь часов утра. Минское шоссе. На въезде и выезде из Вильнюса сотрудники спецподразделения дорожной полиции «Кобра» (аналог нашей «Стрелы») выставляют временные знаки ограничения скорости, сужая движение до одной полосы. Один инспектор дозирует автомобили, выпуская их в коридор партиями.

Другие сотрудники полиции выборочно останавливают машины (не все, но большинство), проверяют у водителей документы, при возникновении подозрений просят дунуть в алкотестер. В Беларуси такие мероприятия получили название «Фильтр», в Литве же это считается обычным дорожным рейдом.

Как правило, подобные проверки проходят по ночам в конце недели — в пятницу, субботу и воскресенье, когда увеличивается число пьяных на дорогах. В будние дни рейды тоже бывают, но редко, и мы попали как раз в такой день. Сразу заметна разница между Вильнюсом и Минском: если у нас основной час пик приходится на 8—9 часов утра, то в столице Литвы он длится с 7 до 8 часов. Водители реагируют довольно спокойно (почему, станет понятно позже) — во всяком случае, недовольных мы не слышали, хотя пробка растянулась на несколько сотен метров.

При остановке автомобиля полицией никто из салона — ни водитель, ни пассажиры — не выходит. «Это запрещено, и в некоторых случаях, если последуют определенные действия, сотрудник полиции может расценить это как нападение, после чего им будет применена физическая сила. Затем человек будет доставлен в комиссариат для разбирательства», — объясняет Артурас Белянас, комиссар дорожной полиции Литвы.

Непривычные к таким порядкам белорусы, которых на Минском шоссе Вильнюса немало даже в будний день, по привычке выходят из автомобилей без разрешения. Инспекторы относятся к незнанию дорожных порядков иностранцами с пониманием, лояльно.

К слову, обратите внимание на обмундирование полицейских: фамилия указана на форме, жезл с красным диском — в руках, радиостанция — на груди, чтобы были лучше слышны переговоры.

Что если водитель забыл документы дома (а это не редкость и в Литве)? Тогда автомобиль отправляют в карман, данные проверяют по базе, используя ноутбук с подключением к интернету (или планшет), протоколы оформляют в онлайн-режиме. В полиции говорят: отсутствие при себе документов считается нарушением, предусмотрен штраф, однако выписывают его не всегда.

У женщины на Volkswagen Tiguan как раз такая беда: спешила, оставила права дома. Водителя попросили припарковаться в кармане. Дама терпеливо ждала 20 минут, пока к ней подойдут. Улучив момент, когда мы проходили мимо, опустила стекло и спросила, когда ей можно будет ехать. Объяснили, что вопрос надо адресовать полиции. «Боюсь, я не могу без разрешения выйти»,— пожаловалась женщина, но осталась в машине.

— А бывают случаи, когда автомобилисты отказываются предоставить документы? — спрашиваем у полицейских. — Тогда начинается игра в кошки-мышки: «предоставьте документы» — «назовите причину остановки» — «проверка документов» — «это не причина» и так далее.

— Да, мы видели такие ролики на YouTube. Знаете, литовцы уже переболели этим, отказ предоставить документы — пережиток. Водитель должен следить за своими обязанностями и выполнять их. Точка!

«Если кто-то усомнился в законности остановки, он может затем обратиться с письменным заявлением в комиссариат. Но сначала необходимо предъявить документы»

— А если все-таки водитель попался упрямый и отказывается? — настаиваем.

— Тогда его доставляют в комиссариат. Затем оформляется дело. Бумаги передают в суд, который может назначить до 30 суток ареста. Такие случаи бывают. Это лишь означает, что человек поссорился сам с собой. Причина только в нем.

В этот момент поступает информация с другого поста (который расположен на выезде из Вильнюса): «Остановлен пьяный водитель, у которого обнаружили 0,44 промилле».

Это практически пороговое значение: в Литве управлять автомобилем нельзя с 0,4 промилле и выше. Последствием может быть лишение прав на срок до 1,5 года и штраф от 300 до 450 евро. При этом наказание дифференцируется в зависимости от степени опьянения. Если у водителя обнаружено 1,5 промилле и больше, то заводится уголовное дело, которое рассматривает суд. А это, считай, лишение прав и конфискация автомобиля.

— Особо буйные водители задерживаются сразу на 48 часов, — уточнили в пресс-службе. — В том числе женщины. Таких фактов в этом году — уже более двухсот.

Важный нюанс. Факт опьянения устанавливается на месте — с помощью портативного алкотестера (который проходит поверку раз в год). Полиция по больницам водителей не возит. Оспорить факт опьянения можно: автомобилисту следует в течение часа приехать в медучреждение, пройти там проверку, а затем предоставить медсправку в полицию.

В Беларуси водители сообщают друг другу о рейдах, в частности, в специальных группах в Viber. Сотрудники ГАИ об этом прекрасно знают. В Литве же более популярен Facebook. Журналисты, присутствовавшие на рейде вместе с нами, продемонстрировали страничку, где обсуждают подобные мероприятия. На тот момент была всего одна запись. Никакого возмущения и эмоционального обсуждения — просто констатация. Это тоже признак того, что водители уже привыкли к таким дорожным проверкам.

Опять заходит разговор о конфликтах с автомобилистами. Позиция у литовской полиции очень простая. «Все начальники — в кабинетах, а за рулем — обычные водители. Как-то ехал белорус, представившийся генералом. Обещал всех уволить. Ну мы доставили его в комиссариат, он потом поостыл, оплатил штраф, извинялся», — вспомнил Артурас Белянас.

По совпадению в эту минуту как раз случается конфликтная ситуация. У полицейских возникают вопросы к водителю Mercedes S-Class с литовскими номерами. Претензия — в фарах установлены ксеноновые лампочки. Производителем не предусмотрено — значит, не положено!

Мужчина выходит из-за руля, начинает препираться. Рядом притормаживает Renault Megane, и к спору подключается другой водитель. На требование процитировать нарушенный пункт правил комиссар спокойно замечает мужчине из Mercedes: «Давайте вы не будете мне говорить то, что я знаю лучше вас». А парня отводит в сторону и что-то говорит по-литовски. Тот сразу садится и уезжает.

Оказалось, водитель Mercedes — гражданин Украины, имеет вид на жительство в Литве. Парень на Renault — его знакомый. Напоминание о законах быстро остудило молодого человека. А вот владелец «стосорокового» меняет тактику: «Может, обойдемся предупреждением?..»

Комиссар непреклонен: штраф и аннуляция техосмотра (обычная практика в таких случаях). Уговоры не помогают. Тогда водитель Mercedes просит о возможности исправить недочет прямо на месте. Его приятель готов привезти правильные лампочки. А вот это можно! В данном случае штраф составит всего 5 евро и техосмотр не аннулируют.

На детальную проверку отправляют водителей-профессионалов, следующих на грузовых автомобилях. В кармане их ждут сотрудники транспортной инспекции, которые проверяют соблюдение режима труда и отдыха, а также плату за пользование дорогой (касается грузовиков).

Дальнобойщики в курсе, что препираться бесполезно, показывают документы, дуют в алкотестер. Так, в карман послушно заруливает DAF с калининградскими номерами. Выясняется, что за рулем белорус.

— Зиро-зиро, — демонстрирует он через несколько минут трубочку.

А вот водитель каблучка с белорусскими номерами был осведомлен не так хорошо. Мужчина не знал, что придется оплатить проезд по дороге (в техпаспорте указано, что его автомобиль — грузовой), — штраф составил 85 евро. Также он не был пристегнут ремнями безопасности, за что ему пришлось заплатить 9 евро.

После девяти часов поток иссякает. Теперь едут в основном машины с белорусскими номерами, которые тоже подвергаются проверке. Нашим гражданам, находящимся в Литве, нужно быть готовыми предъявить водительское удостоверение, страховку и паспорт с визой (последний пункт касается также пассажиров).

Пользуясь случаем, поинтересовались по поводу сертификата о прохождении техосмотра. Ведь это наш внутренний документ. Тогда почему его требуют, в частности, польские и литовские пограничники? Полицейские нам ответили так: «Автомобиль должен соответствовать техническим требованиям, водитель обязан предоставить соответствующий документ».Самые частые нарушения — тонировка (передней полусферы), неисправности осветительных приборов, недостаточный протектор шины. Советуем также перед поездкой проверить жилетки со световозвращающими элементами (должны быть у всех, кто находится в машине).

Сотрудники дорожной полиции подают нам знак: при проверке документов водитель Volkswagen Amarok с номерами Минской области предъявил так называемое временное удостоверение. Но эта бумажка недействительна в Литве. Полицейские трактуют это как управление транспортным средством без прав.

Во время оформления нарушения водитель рассказал сотрудникам полиции, что направлялся с семьей в «Акрополис», но планы нарушены — за рулем в Литве он передвигаться не может. Автомобиль доставляют на гостиничную стоянку полицейские, белорусу теперь надо искать водителя, который довезет их до границы.

Кроме того, придется оплатить штраф в 350 евро, а еще убрать сугроб, скрывающий задний номер.

Шопинг оказался слишком дорогим... Водитель расстроен и от комментариев отказывается.

Радиостанция вновь заговорила. На другом посту (на выезде из Вильнюса) зафиксирована попытка дать взятку полицейскому.

— Мужчина передвигался за рулем Volkswagen Golf и разговаривал по телефону, — кратко обрисовывает ситуацию офицер, когда мы приезжаем туда. — В документах, которые передал водитель, находилась купюра в 10 евро. Его трижды предупредили об ответственности, но деньги мужчина не убрал. Теперь вызвана опергруппа, будет возбуждено дело.

Самое интересное, что штраф за такое нарушение составляет всего 15 евро. Глупость оборачивается серьезными последствиями: на место выезжает кинолог с собакой, проводится осмотр автомобиля. На водителе лица нет.

— Не логичнее ли было оплатить штраф? — спрашивают у него журналисты.

— Я заплатил…

Интервью вынужденно прерывается. Мимо на скорости проезжает фургончик с польскими номерами, водитель которого игнорирует требования об остановке. Сотрудники полиции прыгают в машину и включают спецсигналы. Бус сворачивает с трассы. Наивно полагать, что на груженом автомобиле удастся скрыться от полноприводного Audi A6 с трехлитровым двигателем! Через триста метров беглецов останавливают и возвращают к месту рейда.

— Немного говорит по-литовски, — на ходу объясняют полицейские. — Что с документами — пока не ясно.

Подходим к микроавтобусу. В салоне — двое парней. На просьбу опустить стекло реагируют адекватно.

— И стоило убегать? — спрашивает журналист литовского телевидения.

— Не понимаю, — отвечает по-польски водитель.

— Не снимай! — требует по-литовски его пассажир.

— Не понимаю, — в том же духе отвечает репортер.

Надо отметить, что атмосфера в целом миролюбивая, нет того ощущения опасности, как бывает во время дорожных репортажей в Беларуси. Не раз агрессивные водители угрожали нам, бросались на камеры, пытались ударить…

Разговорились с литовскими репортерами, в среде которых чувствуется сплоченность и профессиональная солидарность. Журналисты рассказали, что им тоже звонят нарушители, чьи фотографии были опубликованы, грозят судами. «Почему продолжаем размещать? В смысле? Они же нарушители! Если знают, что преступят закон, это останавливает лучше, чем угроза быть оштрафованными. Общество нас поддерживает», — даже удивились коллеги.

Зашла речь о принципах работы дорожной полиции. Оказалось, в Литве тоже проводится скрытое патрулирование. Во время рейда обратили внимание на гражданскую Volkswagen Jetta, в решетке радиатора которой были установлены спецсигналы.

Такие патрули вылавливают дорожных хулиганов и злостных нарушителей скоростного режима. Тема в соседней стране более чем актуальная. Сейчас в Литве обсуждают громкий приговор: во время дрифта водитель совершил смертельное ДТП — погибла пожилая женщина. Это было квалифицировано как убийство, автомобилиста осудили на 10 лет лишения свободы. «Станет ли случай прецедентом?» — бурлит литовское общество.


В течение четырех часов, что мы находились на Минском шоссе, велась последовательная и системная работа. За это время зафиксировали 36 нарушений ПДД (в том числе пять фактов управления без прав, пьяное вождение и неподчинение требованиям об остановке). Полицейские не меняли место проведения рейда, спокойно выполняли поставленную задачу. К таким мероприятиям обязательно привлекают прессу, чтобы придать случаи огласке и показать открытость процесса. Но главное, это вошло в повседневную практику — водители привыкли и знают: рейды проводятся и будут проводиться, глупо этому противостоять. Никто не придирается, однако если обнаружат нарушение, то наказания не избежать.

Комплекты ксенона в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by