В кузове этого МАЗа плещется целый бассейн. Обзор спецавтомобиля МЧС

10 февраля 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

В кузове этого МАЗа плещется целый бассейн. Обзор спецавтомобиля МЧС

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Министерство по чрезвычайным ситуациям внедряет тяжелую артиллерию: теперь в каждом районе Беларуси есть спецавтомобиль, который может перевезти достаточное количество воды для тушения деревенского дома или сарая. В будущем благодаря использованию такой техники, вероятно, станет возможным снизить требования к содержанию пожарных водоемов, что ложится обязанностью на сельсоветы и садовые товарищества. «Проще и эффективнее использовать автоцистерну, заменяющую 6—7 обычных пожарных машин», — говорят спасатели. «Малыш» легко объезжает пробку по неасфальтированной обочине и может срезать путь через заснеженное поле. Во время учений сотрудники МЧС продемонстрировали возможности МАЗа, в считанные минуты потушив горящую машину. Даем обзор уникального спецавтомобиля.

В реальной экстренной ситуации спасатели, приезжая по вызову, сразу должны искать водоем или гидрант. Отсюда знаменитый миф, мол, пожарные приехали без воды. На самом деле, конечно, не так — спасатели всего-навсего следуют инструкциям. Даже потушив возгорание, они не могут уехать «домой» без воды: мало ли по пути отправят на новый вызов.

Почему так важно сразу найти гидрант или пруд? Лучше всего объяснят цифры. Представьте, приезжает стандартная автоцистерна, у которой всего 2,5 тонны воды. Только кажется, что это много. Один ствол подает воду со скоростью 3,5 литра в секунду, но для тушения пожара в жилом доме этого мало. Нужно как минимум три ствола. Соответственно, 10,5 литра в секунду. Чтобы опустошить такую цистерну, понадобится всего около четырех минут.

Именно потому такое значение придается системе источников противопожарного водоснабжения. На всякий пожарный случай в стране имеются тысячи прудов, каналов, резервуаров и пр. А ведь их еще нужно содержать, организовать подъезды, и иногда это не так просто, как выглядит на бумаге. Вот и тянут спасатели рукавные линии, иногда на несколько десятков метров.

А на любое сообщение о возгорании в жилом секторе оперативный дежурный МЧС отправляет несколько спецавтомобилей. Отсюда еще одна страшилка обывателей, которые, увидев несколько машин с маячками, готовы впасть в панику: что за катастрофа? Спокойно! Обычная практика... Скорее всего, на плите подгорела каша, но пожарные считают лучшим перестраховаться.

Недавно МЧС решило изменить стратегию: в сельской местности теперь используют тяжелую артиллерию — автоцистерны с большим тоннажем. На площадке перед постом №13 в деревне Таборы (Минский район) двое спасателей разворачивают пожарный рукав, устанавливают гидрант — занятия проходят регулярно, чтобы, так сказать, не потерять сноровку.

— Объем цистерны обычной пожарной машины — от 2,35 до 2,5 тонны воды. Это если она сделана на базе ЗиЛа. Если же на базе ГАЗа — и того меньше, — объясняют пожарные. — А здесь — сразу 12 тонн! Можно потушить довольно серьезный пожар в жилой застройке.

У автомобиля, сделанного на базе МАЗа, — шесть ведущих колес. Высота — 3,4 метра, длина — 9,9 метра. М-да, малышом его сложно назвать…

В центре Риги или Вильнюса такой автомобиль, конечно, не смог бы проехать — он попросту не поместился бы на узеньких улочках. Города, где пожарные гидранты на каждом шагу, вынуждены содержать парк маневренных спасательных машин. В Минске тоже всегда есть возможность быстро подключиться к водопроводу, и в столице используют «абээрки». А вот для сельской местности в Беларуси выбрана другая стратегия: чтобы не тратить время на забор воды, проще сразу отправить большую автоцистерну.

Для сравнения: если подавать воду с помощью трех стволов, то опустошить цистерну удастся лишь через 19 минут. Этого достаточно, чтобы потушить пожар. Сейчас, когда морозы и в деревнях вспыхивают то сарай, то дом, это очень актуально. Каждый день фиксируется несколько таких ЧП… Люди лишаются крова, имущества, регистрируются случаи гибели.

Во время учений пожарные отрабатывали тушение горящего автомобиля. Все по-настоящему: полыхает УАЗ, наблюдается открытое горение, сирена ревет... Тот, кто сталкивался с реальной ситуацией, знает, что огнетушители небольшого объема в таких случаях абсолютно бесполезны — не удастся даже сбить пламя.

Даже после подачи пены, которая расползлась вокруг несчастного УАЗика, огонь был потушен только через несколько минут. Наверное, лишь в такие моменты понимаешь, что такое пожар в машине. Только кажется, что пустяки, — на деле же серьезное ЧП.

Стихия «крепыша»-МАЗа — загородные дороги, деревенские улицы, поля… Чтобы продемонстрировать проходимость, спасатели во время учений выехали за пределы проезжей части. Шины мягко врезались в снежную пелену, автомобиль заскользил по полю.

— Как будто по асфальту катились, — поделился потом впечатлениями водитель. — Такие машины использовались при сложных погодных условиях. Во время нашествия циклонов удавалось проезжать по снегу, буксировать автомобили и так далее. Предусмотрена лебедка — вытянем транспортное средство массой до 5 тонн.

Кроме внушительного запаса воды, в автомобиле есть все необходимое для работы во время чрезвычайных ситуаций. Нам показывают самый простой так называемый шанцевый инструмент — лом, лопата, кувалда, топор.

Чаще спасатели «используют гидравлику». В сводках регулярно фигурирует фраза об оборудовании фирмы Holmatro. Вот как оно выглядит вживую: несколько резаков, разжимы, домкраты. Нужно перекусить автомобильную стойку или трубу? Легко! Во время учений спасатели регулярно отрабатывают навыки.

За обеспечение энергией отвечают два генератора, которые предусмотрены в машине. Иногда ликвидация растягивается на часы, если не сутки.

А в случае подтоплений должна помочь помпа, которая откачивает воду. Во время паводка — незаменимая вещь!

Производитель спецавтомобиля учитывал требования спасателей: складывается ощущение, что продумана каждая деталь. Вот, например, фонарь для освещения места работ. В темноте быстро выполнять свою работу сложно.

— Экипаж готов в любое время суток выбыть для деблокировки людей в поврежденных автомобилях, ликвидации последствий разлива технических жидкостей и в случае прочих чрезвычайных ситуаций, — перечисляют сотрудники МЧС.

Боевой расчет должен выехать в течение минуты после получения сигнала. За это время надо успеть завести двигатель, прокачать тормозную систему, выехать, закрыть двери и ворота бокса.

В радиусе выезда первого номера боевого расчета — 56 населенных пунктов, 22 садовых товарищества, школы, детсады, дом ветеранов, больница в Аксаковщине, промышленные объекты, железнодорожная ветка, такая важная магистраль, как трасса М6 Минск — Гродно. До самой дальней точки — 34 километра.

В расчет входит два человека. В МЧС считают, что с учетом нового автомобиля и снаряжения этого достаточно. К тому же коллег готовы подстраховать спасатели с соседних постов (всего на территории района три таких поста) и частей.


Сейчас в каждом районе страны есть хотя бы по одному такому спецавтомобилю. За счет изменения требований к собственному автопарку МЧС планирует облегчить задачу для садовых товариществ и сельисполкомов, которым порой накладно содержать пожарные водоемы и резервуары. Спасатели говорят: инвестиции в технику позволят в ближайшие годы избежать куда больших затрат. Но куда важнее не допустить пожар и предупредить беду.

Компрессоры в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by